АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Непрерывные и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику, переосмыслив принципы организации и планирования своего бизнеса.

Планирование является одним из процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь показателей производства и сбыта. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

Анализ деятельности предприятий показывает, что практически ни одно российское предприятие не может продемонстрировать образец организации управления затратами, а количество убыточных предприятий свидетельствует о том, что есть серьезные проблемы. Эти проблемы нужно решать, поскольку промышленность является важнейшей отраслью народного хозяйства, оказывающей решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Именно она определяет самостоятельность любого государства, его экономическую и политическую независимость. Промышленные предприятия являются фундаментом всей системы хозяйственного управления.

Затраты – основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения. Принятие управленческих решений невозможно без анализа текущих затрат и определения их величины в перспективе.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Наиболее общее понятие издержек производства представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.п.

Затраты, издержки, себестоимость – важнейшие экономические категории, Их уровень в основном определяет величину прибыли и рентабельности.

От того, как поставлен учет и планирование затрат предприятия, зависит прибыльность и рентабельность продукции предприятия. Это определяет актуальность выбранной темы работы «Анализ и планирование затрат на предприятии».

Целью данной работы является анализ и планирование затрат на предприятии. Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть жизненный цикл продукта производства;

- проанализировать структуру затрат;

- проследить роль функционально - стоимостного анализа и оценку качества в повышении конкурентоспособности продукции;

- проанализировать способы и методы планирования затрат;

- рассмотреть управленческий учет, как способ управления затратами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной научной и учебно-методической литературы по теме исследования.

К работе прилагается иллюстративный материал, который использовался при написании работы.

Актуальность темы исследования. В рыночной экономике стабильное развитие предприятий во многом зависит от их финансовой устойчивости. Устойчивость позволяет субъектам хозяйствования выживать в условиях меняющейся внешней и внутренней среды, дает возможность осуществлять маневрирование денежными средствами, а также способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос анализа показателей финансовой устойчивости, основная цель которого выявить причины ее утраты и найти пути восстановления.

Одним из критериев оценки финансовой устойчивости организации является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов. Собственные источники формирования наиболее важны, так как от их удельного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, целевых поступлений и финансирования, а также нераспределенной прибыли.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы управления затратами как инструментом обеспечения финансовой устойчивости коммерческих предприятий определили выбор темы, целей и задачи данной работы.

Целью работы является разработка направлений по совершенствованию политики управления затратами как инструмента обеспечения финансовой устойчивости.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретические аспекты управления затратами с позиции обеспечения финансовой устойчивости;

2.провести оценку финансовой устойчивости и эффективность управления затратами на исследуемом предприятии;

3.разработать мероприятия совершенствования управления затратами;

4. оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий с позиции их влияния на финансовую устойчивость.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса планирования на предприятии 1.1 Понятие и классификация планирования как метода управления предприятием

Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. [15, с.10]

По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, способных привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.[15 стр.56]

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата сфер деятельности:

· общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

· частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.

2. По содержанию (видам) планирования:

· стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

· оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

· текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

3. По объектам функционирования:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование финансов;

· планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени):

· краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

· среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

5. По возможности внесения изменений:

· жесткое - не предполагает внесения изменений;

· гибкое – при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

· полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;

· непрерывность планирования;

· гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;

· возможность контроля за выполнением плана;

· экономичность планирования;

· точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. [7, с. 134]

1.2. Основные этапы планирования на предприятии

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

4. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

8. Процесс выполнения плана.

9. Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe. [9, стр.59]

В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:

· описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;

· xapaктepиcтики pынкa - opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;

· цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;

· тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;

филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды и цeннocти opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции;

· внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;

· внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж.

Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.

Миссия организации является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3. Культура организации.

Формулирование миссии – это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле.

Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.

1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.

2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

3. Другие специфические цели (подцели):

· по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);

· научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);

· производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);

· финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

Цели должны быть:

1. конкретными и измеримыми;

2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

3. достижимыми;

4. совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему:

1. Повышение контролируемой доли рынка;

2. Предвидение требований потребителя;

3. Выпуск продукции более высокого качества;

4. Обеспечение согласованных сроков поставок;

5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

6. Поддержание репутации фирмы у потребителей;

В заключение следует отметить, что для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.[1, стр. 78]

1.3. Теория анализа и планирования затрат в организации

Понятия «затраты», «расходы», «издержки», «себестоимость» всегда находились под пристальным вниманием отечественной теории и практики.

Перечисленные категории изложены в работах зарубежных экономистов(Друри К., Коуза Р., Уильямсона О., Хана Д., Энтони Р. и др.), а также в той или иной степени рассмотрены в трудах российских ученых(Бланка Н.А., Врублевского Н.Д., Николаевой СА., Кривенцова А., Черникова И., и др.

В своей основе все эти понятия имеют одинаковый смысл– это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. В связи с реформированием законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету существенно меняется содержание этих терминов.

Затраты– выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции. Экономическое содержание понятия«затраты» аналогично«издержкам», однако на практике в бухгалтерском учете чаще употребляются словосочетания с«затратами», в экономическом анализе– с«издержками»2.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, затраты– потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в балансе на конец года в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных ит. д.

Анализ движения общественного продукта как процесса«экономические ресурсы» - «затраты» - «себестоимость» - «цена» отражает сложившееся в отечественной экономической литературе мнение, согласно которому затраты предприятия на производство и реализацию продукции принято называть себестоимостью, а расчет ее величины – калькулированием себестоимости. То есть, себестоимость продукции представляет собой «…персонифицированные затраты, связанные с результатом деятельности»3.

Также необходимо отметить, что понятие«себестоимость» связано не только с суммой затрат, но и с объектом учета. Так, в управленческом учете выделяют технологическую, производственную и полную себестоимость готовой продукции, полную себестоимость реализованной продукции. По мнению Б.С. Юровского себестоимость продукции не имеет одного объективного значения, а ее величина зависит от метода ее расчета: простого, нормативного, позаказного, попередельного.

Таким образом, мы видим, что когда предприятие приобретает средство производства, цена покупки составляет расход предприятия. Момент расхода, сумма которого регистрируется в бухгалтерских документах предприятия, как правило, совпадает с поставкой данного средства производства. Если же происходит выплата денег из кассы, с банковского и прочих счетов предприятия, это называется платежом.

Платеж может осуществляться в момент приобретения средства производства, однако о нем же речь идет и в момент выплаты заработной платы, снятия денег на личные нужды владельца и т.п. В случае производительного использования того или иного производственного фактора речь идет об издержках предприятия. А поскольку эти издержки включаются в отчеты предприятия и рассчитываются затратными методами, то их называют бухгалтерскими издержками или затратами4.

Следовательно, различия между понятиями«затраты» и«расходы» возникают при рассмотрении хозяйственных операций в тесной связи с периодом времени, к которым они относятся, что является чисто бухгалтерским подходом. Различия между понятиями«затраты» и«издержки» производства в отчетном периоде практически отсутствуют. Они возникают, если мы рассматриваем содержание этих понятий в динамике и не только в рамках производственного процесса(например, экономические издержки и бухгалтерские затраты); сравниваем по величине стоимости(например, амортизационные отчисления, начисленные бухгалтерским и налоговым методами).

Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета для:

— определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности предприятия(применяется в финансовом и управленческом учете);

— принятия управленческих решений(применяется в управленческом учете);

— осуществления процесса контроля и регулирования(применяется в управленческом учете)5.

Следовательно, прежде чем составлять планы на будущее, необходимо четко понимать классификацию затрат. От применяемых группировок затрат во многом зависит решение вопросов, связанных с эффективностью управленческих решений, влиянием на величину затрат и прибыли. Классификация затрат, удовлетворяющая целям управления, является основным принципом организации управленческого учета производственной деятельности, методом обработки и анализа информации о производственных издержках и оказывает воздействие на формирование себестоимости продукции.

В экономической теории рассматриваются три варианта построения калькуляции: по элементам затрат, по статьям калькуляции и комбинированный. На практике в основном используются первые два варианта группировки затрат.

В основе группировки по экономическим элементам лежит экономическая однородность затрат, обусловленная технологией и организацией производства. Она включает следующие элементы: материальные расходы(за вычетом стоимости возвратных отходов); расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. Данная группировка закреплена ст. 253 главы25 НК РФ и является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Поэлементный учет затрат показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей суммерасходов6.

На предприятиях издержки в процессе формирования себестоимости продукции должны быть подразделены по их целевому, технико-экономическому назначению, а также установлены величина затрат, неразрывно связанная с осуществлением технологического процесса, и величина затрат, требуемых для обслуживания процессов производства и управления ими.

Группировка затрат по экономическим элементам не показывает цели и назначения производственных затрат, не полностью проявляет их роль в технологическом процессе производства, взаимосвязь с его объемом и другими факторами, влияющими на себестоимость продукции.

В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которая представлена в следующем виде: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы(вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) заработная плата производственных рабочих; 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; 12) коммерческие расходы7.

Сумма первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов— полную себестоимость продукции. Действующая классификация по калькуляционным статьям в современных условиях не имеет возможности управления формированием себестоимости и анализа ее влияния на прибыль. Применяемые на практике комплексные статьи на обслуживание производства, управление и расходы, связанные с реализацией продукции, часто требуют разукрупнения, так как постатейный состав последних далеко не одинаков по их экономическим параметрам и на отчетную себестоимость они относятся по малообоснованным показателям, практикуемым еще с50–60-х годов XX в. Поэтому комплексные статьи затрат на обслуживание производства целесообразно разукрупнить по экономически однородным статьям, выбрав для каждой из них индивидуальные показатели распределения.

Под управлением затратами понимается комплексный процесс, охватывающий операции нормирования, планирования, учета и анализа производственных расходов, контроль за процессом их формирования. Данная система обеспечивает полноту и правильность действий, которые направлены на сокращение, а порой и предупреждение, необоснованных затрат.

Важное место занимает классификация затрат по степени контролируемости. Прежде всего необходимо выделить в отдельную группу постоянные затраты, так как их оперативный анализ не дает никакой ценной информации, тем более, что некоторые из них напрямую зависят от решений руководства8.

Затраты становятся контролируемыми не автоматически, а при соблюдении определенных принципиальных условий: стандартные, хорошо изученные операции; полная информация о процессе; возможность точного измерения нормативной и фактической величины; возможность проверки качества.

Если все перечисленные принципиальные условия соблюдаются по отношению к определенным видам затрат, то эти затраты можно охарактеризовать как полностью контролируемые. Большинство переменных затрат по своей экономической природе являются полностью контролируемыми. Однако некоторые затраты не возможно точно нормировать(затраты на текущий ремонт оборудования). Контроль таких затрат осуществляется на основе сметных ставок, и их можно охарактеризовать как частично контролируемые.

В связи с этим остро встает проблема локализации затрат, так как необоснованное укрупнение статей затрат затрудняет их точное нормирование. А это, в свою очередь, ослабляет степень их контролируемости. Решение данной проблемы тесно связано со спецификой конкретного предприятия.

Прямые затраты по материалам предполагают их непосредственное отнесение на производственные изделия, прямые затраты по заработной плате связаны с производством определенного изделия. Накладные расходы могут быть разделены на прямые и косвенные накладные расходы. Такое деление производится для того, чтобы не ослабить контроль за издержками, исполнением смет затрат по отдельным цехам и участкам.

По способу включения затрат при калькулировании себестоимости продукции различаются прямые и косвенные затраты. В отличие от прямых косвенные расходы нельзя непосредственно включить в себестоимость конкретного вида продукции, поскольку они одновременно относятся к нескольким видам продукции(например, заработная плата управленческого персонала). По окончании отчетного периода эти затраты распределяются между конкретными видами выпускаемой продукции пропорционально базам распределения с помощью специальных методов.

Затраты производства лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т. е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим возникает необходимость группировать затраты по местам возникновения, центрам ответственности.

Среди множества направлений в классификации затрат можно предложить деление издержек производства на прямые и косвенные с подразделением косвенных издержек на постоянные и переменные. В этом случае использование двух группировок позволит, с одной стороны, уточнить метод отнесения затрат на конкретный вид продукции, а с другой— обеспечить целенаправленное управление себестоимостью. Потому что данный прием осуществляет выделение конкретных причин составляющих себестоимости при пересчете косвенных затрат на фактический объем производства.

В свою очередь косвенные затраты могут в большей или меньшей степени изменяться в зависимости от объема производства, несмотря на то, что они не связаны с конкретными видами продукции. Кроме того, некоторые постоянные затраты прямо относятся на определенную продукцию. Следовательно, в данном случае можно выделить четыре возможные комбинации затрат:

1) прямые и постоянные затраты(амортизация оборудования, предназначенного для выпуска одного вида продукции);

2) прямые и переменные затраты(затраты на сырье и материалы, заработная плата рабочих-сдельщиков);

3) косвенные и постоянные затраты(амортизация зданий и сооружений, арендная плата за арендуемые объекты);

4) косвенные и переменные затраты(топливо и энергия на технологические нужды)9.

Проанализировав действующие методики классификации затрат, я могу можно сделать вывод о том, что в современных условиях рынка первоочередными задачами классификации затрат с управленческих позиций становятся: достоверность и полнота исчисления себестоимости; упорядочивание и выбор методов классификации затрат в соответствии с индивидуальными особенностями предприятий; использование учетной информации для принятия оперативных управленческих решений; организация текущего контроля за издержками по местам их возникновения и центрам ответственности; прогнозирование и регулирование затрат.

Предлагаемый подход к группировке затрат дает возможность управлять затратами не после их возникновения, а в момент их осуществления, и контролировать издержки на всех стадиях производства.

Финансовая устойчивость предоставляет предприятию возможность развития и привлечения капитала со стороны в случае недостатка собственных средств. Вместе с тем возможность привлечения заемного капитала ограничивается определенными рамками, например, требованиями к уровню финансового рычага. Увеличение прибыли, являющейся самой мобильной составляющей собственного капитала, создает условия как для самофинансирования деятельности, так и для расширения привлекаемых заемных источников. При этом прямое влияние на величину прибыли оказывает уровень затрат.

Поэтому в качестве критериев состояния финансовой устойчивости предприятия при проведении ее оценки в рамках первого подхода используются как абсолютные(прибыль, размер собственного капитала и др.), так и относительные(рентабельность, деятельности, активов, капитала и др.) показатели. При этом важно принимать во внимание, что увеличение таких показателей как ликвидность, платежеспособность и рентабельность не всегда говорит о повышении финансовой устойчивости предприятия, по причине того, что:

- высокие темпы роста прибыли могут сопровождаться высокими рисками, что обуславливающими возникновение неблагоприятных последствий для финансовой устойчивости;

- все приведенные показатели имеют краткосрочный и среднесрочный характер, т.е. они не отражают стратегическое развитие предприятия.

Поэтому относительно анализируемого подхода для оценки финансовой устойчивости в долгосрочном аспекте целесообразно более широкое использование показателей, позволяющих учесть связь предприятия с внешней средой, так как на финансовую устойчивость влияют и производство, и сбыт продукции.

Второй подход к раскрытию сущности финансовой устойчивости предприятия основывается на анализе не только величины, но и структурных элементов его капитала, который представляет собой как авансированный и инвестированный, т.е. вложенный в реальные и нематериальные активы.

Важной проблемой в рамках данного подхода при рассмотрении финансовой устойчивости является определение величины и структуры собственного капитала.

Таким образом, на основании системного подхода можно представить общую систему взаимосвязи показателей безубыточности, определяемых с позиции соотношения выручки и затрат, и финансовой устойчивости предприятий.

Предложенная совокупность показателей характеризует возможность достижения конечной цели – формирование безубыточности деятельности за счет снижения затрат и сохранение установленной величины собственного капитала, его последовательного увеличения на основе роста прибыли, необходимой для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования и устойчивого развития.

Место затрат в системе показателей, последовательно формирующих безубыточность и финансовую устойчивость предприятия10

Оценка финансовой устойчивости, прежде всего, должно формироваться развернутую характеристику его финансового состояния с позиции обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами. Кроме того, она должна оценивать состояние предприятия и с позиции анализа качества результатов его финансовой деятельности, существенную роль в котором занимает политика управления затратами предприятия. Так, например, увеличение затрат не обусловленное ростом объема производства и продаж, негативно скажется на объемах накопления прибыли как источника собственного капитала, что в свою очередь приведет к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования в форме внешних заимствований, негативно воздействуя на показатели финансовой устойчивости.

Глава 2. Анализ планирования затрат на предприятии (на примере ООО «Северный гурман») 2.1. Анализ системы затрат организации ООО «Северный гурман»

Объектом исследования используется ООО «Северный гурман»

Для ведения бухгалтерского учета в ресторане применяется комбинированная форма учета: сочетание ручной журнально-ордерной формы учета с применением компьютерной программы «Интегратор» фирмы «Инфософт» осуществляющей обработку учетных операций с целью формирования отчетности.

Анализ основных показателей деятельности предприятия представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Северный гурман» за 2014-2016гг.

Показатели

2014г.

2015г.

2016г.

Изменения

Темп роста, %

2015г. к 2014г.

2016г. к 2015г.

2015г. к 2014г.

2016г. к 2015г.

1. Выручка от реализации, тыс.руб.

53218

56730

59332

3512

2602

106,60

104,59

2. Себестоимость продаж, тыс.руб.

48862

54321

58738

5459

4417

111,17

108,13

3. Прибыль от продаж, тыс.руб.

4356

2409

594

-1947

-1815

55,30

24,66

4. Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

4675

2200

55

-2475

-2145

47,06

2,50

5. Чистая прибыль, тыс.руб.

3641

1760

44

-1881

-1716

48,34

2,50

6. Рентабельность продаж, %

8,19

4,25

1,00

-3,94

-3,25

51,88

23,58

7. Затраты на 1 руб. работ, руб. (стр.2/стр.1)

0,92

0,96

0,99

0,04

0,03

104,29

103,39

8.Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб.

19844

21098

22275

1254

1177

106,32

105,58

9.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

9230

9746

9581

516

-165

105,59

98,31

10.Среднесписочная численность, чел.

42

39

44

-3

5

92,86

112,82

11. Выработка на 1 работающего, тыс.руб./чел.

1267,10

1454,62

1348,45

187,52

-106,16

114,80

92,70

Данные таблицы 1 свидетельствуют об отрицательных изменениях на предприятии за анализируемый период.

Наблюдается увеличение выручки предприятия в 2015г. по сравнению с показателями 2014г. на 3512 тыс. руб. или на 6,6%, 2016г. по сравнению с показателями 2015г. на 2602 тыс. руб. или на 4,59%.

Также отмечается и рост затрат на 5459тыс. руб. или на 11,17% в 2015г., и на 4417 тыс. руб. или на 8,13% в 2016г.

Как видно из результатов приведенного анализа увеличение затрат произошло более высокими темпами по сравнению с темпами увеличения выручки, что свидетельствует о наличии у предприятия резервов по снижению себестоимости продукции.

Отрицательным моментом является снижение показателя чистой прибыли на протяжении всего анализируемого периода.

Снижение прибыли на предприятии по причине увеличения уровня затрат обусловило снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж в 2015 и 2016г.

Снижение рентабельности продаж означает рост издержек не обусловленный увеличением объемов продаж и снижение конкурентоспособности предприятия. Это подтверждает и увеличение уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции.

В целом, финансово-экономическое положение предприятия можно охарактеризовать как стабильное – на протяжении всего анализируемого периода его деятельность была прибыльной, однако на предприятии имеется ряд негативных тенденций связанный со снижением эффективности использования ресурсов и высоком уровне затрат.

Проведем анализ структуры себестоимости продукции по статьям и элементам затрат (прямые затраты без учета коммерческих и управленческих расходов).

Таблица 2

Анализ структуры себестоимости продукции

Статья затрат

2014г.

2015г.

2016г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Материальные затраты

16121

43,22

17083

45,82

22664

47,41

Заработная плата

11791

31,61

10987

29,47

12276

25,68

Отчисления на социальные нужды

3537

9,483

2826

7,58

3265

6,83

Амортизация

4622

12,39

4981

13,36

5388

11,27

Прочие

1230

3,30

1406

3,77

4212

8,81

Всего

37301

100

37 282

100

47 804

100

Анализ себестоимости по статьям и элементам затрат за 2014-2016г.

В структуре себестоимости затраты на сырье и материалы имеют наибольший удельный вес и их доля постоянно растет. Поэтому даже незначительные отклонения уровня затрат на сырье и материалы существенно влияет на выполнение заданий по снижению себестоимости продукции. Удельный вес материальных затрат увеличился с 43,22% в 2014г. до 47,41% в 2016г.

Удельный вес отчислений на социальные нужды обусловлен снижением доли заработной платы.

Также следует отметить достаточно высокий уровень прочих расходов в структуре себестоимости, который имел тенденцию к увеличению.

Динамика структуры себестоимости по элементам затрат за 2014-2016гг.

В случае ООО «Северный гурман» можно отметить более существенное увеличение доли материальных затрат по сравнению с увеличением доли заработной платы, поэтому ситуация не может быть однозначно охарактеризована как положительная.

Для выявления причин изменения общих затрат анализируют структуру затрат на производство, а затем производится оценка влияния ее изменения на динамику общих затрат.

Расчет производится по формулам:

∆ Оз (N) = Зp0 · In - З p0 (2.1)

∆ Оз (структура затрат) = Зp1 – Зp0 · In (2.2)

Где

Оз – общая сумма затрат;

Зp – затраты каждого вида (по элементам затрат);

N – выпуск продукции;

I – индекс выпуска продукции.

Таблица 3.

Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общих затрат за 2014-2015гг.

Показатели

2014

2015

2014 год, пересчитанный

на In

Влияние на общие

Затраты

A

1

2

3 =1 х In

4=3-1

5=2-3

1. Выручка от реализации продукции, услуг

53 218

56 730

1,07

 

-

2. Материальные расходы

16121

17083

17185

1064

-103

3. Заработная плата с отчислениями

15328

13813

16340

1012

-2527

4.Амортизация

4622

4981

4927

305

54

5.Прочие расходы

1230

1406

1311

81

95

∆ О з = (1064-103) + (1012-2527) + (305+54) + (81+95) = -19 тыс. руб.

Таким образом, увеличение общих затрат было вызвано увеличением затрат по экономическим элементам амортизация и прочие затраты, а также материальные расходы в 2015г. по сравнению с показателями 2014г., в то время как за счет снижения затрат на заработную плату обеспечило общую экономию в размере 19 тыс. руб.

Проведем аналогичный анализ для показателей затрат 2015-2016гг.

Таблица 4.

Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общих затрат за 2015-2016гг.

Показатели

2015

2016

2015 год, пересчитанный

на In

Влияние на общие

Затраты

A

1

2

3 =1 х In

4=3-1

5=2-3

1. Выручка от реализации продукции, услуг

56730

59 332

1,05

   

2. Материальные расходы

17082,6

22664

17866

784

4798

3. Заработная плата с отчислениями

13813

15541

14447

634

1095

4.Амортизация

4980,88

5388

5209

228

178

5.Прочие расходы

1405,53

4212

1470

64

2742

In = 59332/56730 = 1,05

∆ О з = (784+4798) + (634+1095) + (228+178) + (64+2742) = 10594 тыс. руб.

В 2013 году наблюдается рост уровня затрат в части не обусловленных ростом объема производства по всем элементам затрат, т.е. перерасход и, следовательно, у предприятия имеются резервы по снижению вышеуказанных видов затрат. В целом рост себестоимости составил 10594 тыс.руб.

2.2. Приоритетные направления снижения затрат на предприятии

На основании проведенного анализа приоритетными направлениями снижения затрат для ООО «Северный гурман» являются:

  1. Организация системы планирования и контроля затрат на производство, непосредственно связанных с объемом выпуска продукции;

  2. Реализация системы бюджетирования затрат в составе коммерческих и управленческих расходов, не зависящих от объема производства и реализации продукции (постоянные затраты).

Особенное внимание следует уделить материальным и прочим затратам на производство продукции, т.к. увеличение их доли и суммы не обусловлено приростом объемов реализации в целом и может быть влиянием таких факторов как увеличение доли потерь пищевого сырья, связанное как с увеличением его затрат при производстве блюд, так и с недостаточно эффективной организацией хранения скоропортящихся продуктов.

Решение данной проблемы может быть обеспечено путем разработки новых технологических карт и нормативов расхода ингредиентов при готовке блюд, перерасход и экономия сырья при этом могут быть предусмотрены в системе стимулирования персонала и расчета добавок к заработной плате.

Замена технологического оборудования, занятого как в хранении, так и в обработке пищевых продуктов на более совершенное и экономичное.

Разработка и в внедрение системы нормативов остатка товаров и сырья на складе исходя из сроков потребления и хранения по каждому виду продуктов.

Создание системы бюджетирования для ООО «Северный гурман» прежде всего предусматривает определение плановых показателей на содержание административно-управленческого персонала, для обеспечения максимальной эффективности которой требуется регулярное проводить план-фактный анализ отклонений с целью обеспечения взаимоувязки уровня данных затрат с фактическими финансово-экономическими показателями деятельности предприятия.

Проанализируем динамику структуры расходов с позиции анализа значения коэффициента рентабельности продаж и определения перерасхода в части основных статей затрат.

Таблица 5

Динамика и структура затрат в выручке от продаж ООО «Северный гурман» за 2014-2016гг.

Показатель

2014г.

2015г.

2016г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка

53218

100,00

56730

100,00

59332

100,00

Себестоимость, в т.ч.

48862

91,81

54321

95,75

58738

99,00

Переменные затраты

37301

70,09

37 282

65,72

47 804

80,57

Постоянные затраты

11561

21,72

17039

30,04

10934

18,43

Прибыль от продаж

4356

8,19

2409

4,25

594

1,00

Рентабельность продаж, %

8,19

x

4,25

x

1,00

X

По данным таблицы видно, что максимальная рентабельность у предприятия наблюдалась в 2014г. при сохранении структуры затрат 2014г. в выручке от продаж показатели будут следующими .

Таблица 6

Формирование прибыли от продаж в 2016г. по данным о структуре затрат 2014г.

Показатель

2014г.

2016г. (пересчет)

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка

53218

100,00

59332

100

Себестоимость, в т.ч.

48862

91,81

54476

91,81

Переменные затраты

37301

70,09

41586

70,09

Постоянные затраты

11561

21,72

12889

21,72

Прибыль от продаж

4356

8,19

4856

8,19

Рентабельность продаж, %

8,19

x

8,19

Х

Таким образом, при условии внедрения системы бюджетирования и организации планирования затрат у предприятия в 2013г. прибыль была бы выше на 4856-594=4262 тыс. руб.

Далее рассмотрим современные способы автоматизации деятельности предприятия общественного питания, позволяющие снизить сумму затрат.

На данный момент на рынке современных программных продуктов, применяемых для целей автоматизации деятельности ресторана ООО «Северный гурман» следует обратить внимание на новую технологию на базе программ R-Keeper V6 и R-Keeper V7, которая получила название Rk-Order.

Так как устройство, на котором устанавливается система Rk-Order, имеет полноценный интерфейс передачи данных по протоколу Wi-Fi с выходом в интернет, то можно предоставлять платный или бесплатный доступ гостям ресторана в различные Интернет приложения, социальные сети, игровые приложения.

Таким образом, общая экономическая эффективность от внедрения данных мероприятий отразится прежде всего на следующих показателях:

  1. Сокращение трудозатрат на обслуживание одного посетителя и как следствие сокращение общих издержек на организацию работы персонала.

  2. Увеличение пропускной способности ресторана и как следствие обслуживание дополнительного числа посетителей, что обеспечит дополнительное получение выручки;

  3. Увеличение суммы среднего чека, т.е. суммы дохода, полученного от одного посетителя, что также увеличит объем продаж.

Динамика изменения основных показателей деятельности в результате внедрения многофункциональной системы R – KeeperRK-Order относительно базисных значений 2013г, %

Поскольку изменение суммы чека и повышение пропускной способности ООО «Северный гурман» как предприятия общественного питания является прогнозируемой величиной, то ожидаемое снижение трудозатрат и, соответственно, расходов на оплату труда персонала является более реальным к оценке показателем.

Таким образом, объем затрат на персонал снизится на 20%. Далее определим показатели на основании ранее выведенных по результатам внедрения бюджетирования относительно экономии затрат на оплату труда.

Используя равенство баланса составим прогнозный баланс и определим величину по статье «Денежные средства» вычитая из общей суммы определенных пассивов рассчитанные показатели по статьям активов и пассивов согласно прогнозируемым изменениям.

В результате предложенных мероприятий по структуры источников краткосрочного финансирования деятельности предприятия экономический потенциал предприятия возрастет по сравнению с текущим периодом и улучшится кредитоспособность.

2.3. Изменение финансовой устойчивости предприятия ООО «Северный гурман» в результате снижения затрат

Сравним значение показателей финансовой устойчивости отчетного и прогнозного периодов. Расчеты и данные представлены ниже в таблице 7.

Таблица 7.

Анализ показателей финансовой устойчивости

Показатели

2015г.

Прогнозный период

Отклонение (+,-)

1. Собственный капитал, тыс. руб.

17072

24824

7752

2. Заемный капитал, тыс. руб.

4642

4642

0

3. Валюта баланса, тыс. руб.

21714

29466

7752

4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.

8492

16244

7752

5. Текущие активы, тыс. руб.

13134

20886

7752

6. Запасы, тыс. руб.

3322

3322

0

Относительные коэффициенты:

7. Коэффициент автономии

0,79

0,84

0,06

8. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

0,27

0,19

-0,08

9. Коэффициент концентрации заемного капитала

0,21

0,16

-0,06

10. Коэффициент обеспеченности запасов

2,56

4,89

2,33

11. Коэффициент обеспеченности оборотных активов

0,65

0,78

0,13

12. Коэффициент маневренности

0,50

0,65

0,16

Результаты сравнительного анализа коэффициентов, представленных в таблице 7, характеризуют улучшение финансовой устойчивости предприятия, вызванное увеличением доли собственного капитала в общей сумме источников финансирования. Так, в планируемом периоде доля собственного капитала в общем объеме финансирования увеличится с 79% до 84 %, т.е. на 6%. Если в отчетном году на 1 рубль собственного капитала приходилось 27 коп. заемных источников, то в результате внедрения предложенных мероприятий – 19 коп. заемного капитала на 1 рубль собственных средств.

Приобретение товарно-материальных запасов полностью осуществляется счет собственных оборотных средств.

Обеспеченность текущей деятельности собственными источниками финансирования повысится с 65% до 78%.

Далее сравним полученные значения показателей финансовой устойчивости с рекомендуемыми значениями. Данные представим в виде таблице 8.

Таблица 8.

Сравнение показателей финансовой устойчивости с рекомендуемыми значениями

Название показателя

Значение

рекомендуемое

прогнозного периода

Коэффициент автономии

0,5-1

0,84

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

≤1

0,19

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,1-1

0,16

Коэффициент обеспеченности запасов

>1

4,89

Коэффициент обеспеченности оборотных активов

>0,1

0,78

Коэффициент маневренности

>0,5

0,65

Сравнительный анализ показал, что все коэффициенты финансовой устойчивости в результате предложенных мероприятий соответствуют рекомендуемым значениям. Также у предприятия увеличивается резерв ресурсов, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие без потери финансовой устойчивости. Таким образом, можно утверждать, что предприятие значительно улучшит финансовую устойчивость в прогнозном периоде.

Заключение

На основании проведенного анализа приоритетными направлениями снижения затрат для ООО «Северный гурман» являются:

-Организация системы планирования и контроля затрат на производство, непосредственно связанных с объемом выпуска продукции;

-Реализация системы бюджетирования затрат в составе коммерческих и управленческих расходов, не зависящих от объема производства и реализации продукции (постоянные затраты).

Особенное внимание следует уделить материальным и прочим затратам на производство продукции, т.к. увеличение их доли и суммы не обусловлено приростом объемов реализации в целом и может быть влиянием таких факторов как увеличение доли потерь пищевого сырья, связанное как с увеличением его затрат при производстве блюд, так и с недостаточно эффективной организацией хранения скоропортящихся продуктов.

Предприятию было рекомендовано внедрение программы автоматизации обслуживания посетителей Rk-Order, что позволит снизить затраты на оплату труда персонала.

Общим результатом внедрения данных мероприятий является увеличение показателя чистой прибыли.

Сравнительный анализ показал, что все коэффициенты финансовой устойчивости в результате предложенных мероприятий соответствуют рекомендуемым значениям. Также у предприятия увеличивается резерв ресурсов, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие без потери финансовой устойчивости.

Таким образом, можно утверждать, что предприятие значительно улучшит финансовую устойчивость в прогнозном периоде.

Список литературы
  1. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Уч. пос. - 2изд. допол. и перераб. / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008.

  2. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2008.- 528 с.

  3. Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. / О.Н.Лихачева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

  4. Мазурина Т.Ю. Трошин А.Н. Фомкина В.И. Финансы и кредит – М.: Норма, 2010 – 408 с.

  5. Мельник М.В. Анализ и контроль в коммерческой организации: учебник/ Мельник М.В., Бердников В.В. – М:Эксмо, 2012 – 560 с.

  6. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: учебник (Для магистрантов) / Под ред. О.И.Лаврушиной, И.Д.Мамоновой.- М.: КНОРУС, 2012.

  7. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2011

  8. Ромашова, И.Б. Финансовый менеджмент: основные темы, деловые игры: Учебное пособие / И.Б. Ромашова. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. – 334 с.

  9. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2011. – 557 с.

  10. Управленческие решения: технологии, методы и инструменты: Учеб. пособие / П. В. Шеметов, В. В. Радионов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова – М.: Омега-Л, 2011 – 398

  11. Уткин, Э. А. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. / Э.А. Уткин - М.: Изд-во «Зерцало», 2008 .- 272 с.

  12. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. - 4-изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2010,- 656 с.

  13. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / В.С.Золотарева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.

  14. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев – М.: ИНФРА-М, 2010.

  15. Шохин Е. И. Финансовый менеджмент – М.: КноРус, 2011 - 480 с.

  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В,А, Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 718с.

  17. Логунова Д. В. Финансовое планирование и прогнозирование в странах с рыночной экономикой//УЭкС – 2014 - №3 – с. 8

  18. Парушина Н.В., Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2011. - №5. – С. 71-79.

  19. Седова Е.И. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценка структуры имущества предприятия и источников его формирования // Консультант бухгалтера, - 2012. - №11. - С. 11-16.

  20. Соколова Л. С. Инструмент финансового планирования – бюджетирование//Планово-экономический отдел – 2014 - №2 – с.3-6

  21. Тарасова Ю.Н. Прогнозирование емкости рынка в системе бизнес-планирования// Российское предпринимательство. — 2014. — № 1 (223). — c. 96-100.

  22. Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки. – 2010. № 9 – с. 12

Просмотров работы: 1190