СТУДЕНЧЕСТВО КАК СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТУДЕНЧЕСТВО КАК СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Черных Н.А. 1, Кумратова Ж.Р. 1
1НГГТИ(ФТСТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процедура развития и становления личности считается довольно трудным, длительным и объективно неосуществимым в отсутствии прямого взаимодействия индивидуума с находящимся вокруг обществом, в отсутствии вмешательства в данный процесс социума с его условиями, общепризнанными мерками и инструкциями. В ходе социализации личности существенное место захватывает промежуток преподавания в институте, в течение которого юный индивид имеет вероятность в большей мере выразить собственные возможности, свершения, способности, самоопределиться с индивидуальным стилем действия, способом существования, собственными рвениями и проектами в будущее. В большинстве случаев непосредственно вузовский период становится характеризующим в существования лица, так как непосредственно на данном периоде существования индивидуум испытывает существенные перемены в своем формировании и становлении равно как целой, осознанной, взрослой персоны - полного члена сообщества, гражданина собственного государства. Непосредственно по этой причине важным делается проблема учета педагогами высшей школы отличительных черт студенческого возраста с целью оптимизации движения развития целой, слаженной персоны, результативного вхождения и функционирования её в концепции социальных отношений в целом и оптимизации учебного процесса в частности. Студенческий возраст (17 - 23 года) включает и юношеский промежуток, доля совершеннолетнего периода в формировании и становлении лица и характеризуется более подходящими критериями с целью эмоционального, биологического и общественного формирования. Многоплановое анализирование и исследование педагогами высшей школы отличительных черт этого возраста дает возможность в огромной грани раскопать свойства и способности учащегося, изучить его возрастные и индивидуальные характерные черты и учитывать их в учебном процессе [3].

Студенчество равно как общественная категория зародилось в XI-XII вв. с изобретением в Европе первоначальных высших учебных заведений. Оно связывает юных людей, которые осознанно и преднамеренно овладевают профессиональными познаниями, умениями и способностями, готовятся к осуществлению значимых высококлассных, культурфилософских, общественно-политических, домашних и прочих функций посредством подготовки в высших учебных заведениях.

Термин «студент» (с лат. Studens (studentis) - такого рода, который старательно функционирует, тот, что увлекается) обозначает того, кто именно настойчиво трудится, совершает действие, т.е. завладевает навыками, исследуя (постигает) науку.

Считается, то что учащихся, согласно соотнесению с иными группами молодежи данного возраста, выделяют последующие особенности:

- высокий общеобразовательный уровень;

- огромное желание к познаниям;

- значительная социальная энергичность;

- довольно слаженная комбинация умственной и общественной зрелости.

Студенчество может дать персонал ради науки, учебных заведений и возглавляющих должностей в фирмах.

Студенческий промежуток жизни человека доводится в большей степени на промежуток поздней юности либо преждевременной взрослости, какой характеризуется овладением абсолютно всем разнообразием общественных ролей старшего лица, получением полномочия выбора, получения конкретной юридической и экономической ответственности, способности введения во все типы общественной активности (вплоть до самого государственного уровня), получением высшего образования и овладением специальностью. Основными областями жизнедеятельности учащихся считается высококлассное образование, индивидуальный прогресс и самоутверждения, формирование умственного потенциала, внутреннее обогащение, высоконравственное, эстетическое и физиологическое совершенствование. Зачастую ведь педагог никак не осознает данного и наблюдает студента только лишь через собственный преподавательский стол: равно как учащийся вуза посещает занятия, выполняет задачи, выслушивает и дает ответ. Иное ведь в личности ученика многих педагогов никак не интересует. А данное «иное» - элемент ядра личности учащегося - её благополучие либо недостаток в увлечениях и планах, её религиозность либо не духовность, мораль либо испорченность, преимущество либо подневольное покорство и приспособленчество, сила духа либо недостаток характера, усердность либо лень и безразличие, выгода либо бескорыстность (С. И. Слепкань).

Студенческие годы рассматриваются Б. Г. Ананьевым равно как особенная онтогенетическая ступень социализации индивидуума. Некто предоставляет подобное формулирование студенческого возраста: «Развитие профессионала, социального функционера и гражданина, изучения и укрепление многочисленных общественных функций, развития высококлассного профессионализма - все без исключения это предполагает особенный и значимый с целью социального формирования и развития личности промежуток жизни, какой классифицируется равно как студенческий возраст».

Рассмотрим характерные черты физиологического, психофизиологического и когнитивного формирования учащихся.

Как установлено, многофункциональной взрослости мозг человека доходит в начале юности. Из-за этого, что популяция нейронов ранее целиком сформирована, последующее формирование нервной системы сопряжено только лишь с ветвлением отростков у любого нейрона, формированием глиальных клеток, какие соответствуют, прежде всего в целом, за питание нейронов. Начиная с 25-летнего возраста, а в особенности уже после 45 лет, каждый день отмирают 10-ки тыс.нервных клеток. Но это никак не содержит каких-либо значительных результатов для мозга, так как согласно новым анализам, в коре головного мозга насчитывается приблизительно сорок млрд клеток.

В ходе персонального формирования аналитическая работа больших полушарий головного мозга прогрессирует, совсем никак не прекращая и никак не сворачиваясь согласно развитию сложных систем его искусственной работы. Не достаточно того, непосредственно искусственная активность гарантирует будто бы расширенное воспроизведение потоков данных, её благоустройства, выбор и систему стабильного взаимодействия абсолютно всех каналов взаимосвязи с находящейся вокруг сферой.

Среди нейрофизиологических отличительных черт, какие объединены с формированием основной нервной системы учащегося, основные считаются:

- наименьший латентный (скрытый) период реакций на любой внешнее воздействие раздражителя (в т. ч. и словесный сигнал), то есть быстрее реагирования на него;

- оптимум абсолютной и отличительной чувствительности всех анализаторов (пороговые значения чувствительности периферического зрения, слуха и двигательных центров, полученные для 20-летнего возраста, как предполагал П. П. Лазарев, могут быть использованы как эталон сенсорного оптимума, по сравнению с которым можно определять возраст любого человека, в других исследованиях (Л. А. Шварц, С. В. Кравцова) доказано, что сенсорный оптимум достигается до 25 лет;

- наибольшая пластичность коры головного мозга и высокая гибкость в образовании сложных психомоторных и других навыков;

- наибольший объем оперативной (кратковременной) памяти зрительной и слуховой модальности (существует зависимость динамики развития функций от характера деятельности человека: активная умственная деятельность способствует высоким показателям памяти);

- высокие показатели внимания (величина показателей уровня развития объема, переключения и избирательности внимания постепенно повышается от 18 до ЗЗ лет);

- оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет (например, если взять, вслед за Фульдсом и Равеном, логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96%, в 40 лет - 87%, в 50 лет - 80 %, а в 60 лет - 75% от эталона);

- высокая скорость решения вербально - логических задач (комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления, гибкого перехода от образного к логическому и наоборот);

- интенсивное развитие всех видов чувств, повышенная эмоциональная чувствительность (раздражимость) к различным обстоятельствам окружающей жизни.

По этой причине данный период жизни предельно благосклонен с целью преподавания и высококлассной подготовки молодого человека. Жан-Жак Руссо, изъясняясь о юности, воскликнул: «Вот время для усвоения мудрости».

В студенческие года юный человек обретает никак не только лишь сформированность соматическую, однако и сексуальную и психофизиологическую. Личность кроме того обязана достигнуть взрослости, хоть личные отличия в индивидуальном формировании весьма видимы. Сформированность - это высочайшая психическая ступень организации и управления собственным действием. П. Я. Гальперин предоставил подобную характеристику взрослости: «Зрелость - это способность самостоятельно учитывать предел своих возможностей, в середине которых человек действует свободно, то есть согласно психологической оптимальности».

По результатам изучения (проделанного под управлением Б. Г. Ананьева течение 60-70 гг, в коем принимали участие наиболее 1800 человек в возрасте с 18 вплоть до 35 лет) было определено, то что студенческий возраст («золотая пора человека») - чувствительный промежуток с целью формирования ключевых социогенных потенций человека равно как персоны:

1) формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста,

2) развития профессиональных способностей и восхождение к вершинам творчества как предпосылка дальнейшей самостоятельной профессиональной творчества,

3) центральный период становления интеллекта и стабилизации черт характера,

4) происходит преобразование мотивации и всей системы ценностных ориентаций,

5) интенсивно формируются социальные ценности в связи с профессионализацией.

«Это судьбоносный период в жизни человека, ибо решается большое количество ответственных вопросов, которые студенты должны сравнительно быстро решить. Они в значительной степени определяют дальнейшую их судьбу» (философ В. Шубкин).

Высшее учебное заведение - один с основных условий социализации личности учащегося равно как профессионала. «Институт формирует все без исключения возможности, в том числе - глупость», - слагал А. П. Чехов, русский писатель.

Студенческая пора считается значимым периодом последующего развития личности молодого человека. В данный промежуток выявляются возможные его способности, улучшается разум, видоизменяется концепция ценностных ориентаций, создаются новые общественные установки, формируются высококлассные возможности в отношении с освоением специальности.

Период преподавания учащегося в высшей школе - весьма значимый промежуток его социализации равно как личности:

1) на этом этапе завершается социализация через систему образования;

2) закладываются основы дальнейшей социализации в самостоятельной профессиональной деятельности;

3) корректируются жизненные цели, установки на дальнейшее самостоятельный жизненный путь.

Социализация личности - процесс и результат изучения и интенсивного воспроизводства индивидумом общественного навыка в деле и общении с другими людьми. Представление «социализация» обширнее, нежели «воспитание». Процедура социализации способен осуществляться равно как в обстоятельствах естественного влияния разных факторов существования в мире, таким образом и в ходе обучения - направленного развития личности.

Разные люди по-разному обращают внимание в одну и ту же обстановку (к примеру, некоторые учащиеся вузов в институте считают, то что конкретная обстановка забавная и захватывающая, а прочие полагают её неумелой и скучной). Общество имеет все шансы менять собственные условия (к примеру, динамичный и понимающий педагог способен обратить спокойную и инертную студенческую категорию в действующую и заинтересованную), а кроме того условия изменяют людей (когда вы эти 5 лет обучались, к примеру, в морской академии, а никак не в преподавательском институте, в таком случае, скорее всего, в настоящее время вы были бы несколько другой личностью).

В студенческом возрасте задействованы все основные механизмы социализации:

- принятия и усвоения новых социальных ролей - роль студента, будущего специалиста, молодежного лидера и др.;

- профессионально-ролевая идентификация («Я - студент», «Я - будущий специалист», «Я - учитель» и др.);

- подражание как воспроизведение профессионального опыта авторитетных преподавателей, стиля их научно-педагогической деятельности или манер поведения членов референтной группы;

- интериоризация оценочных отношений преподавателей и однокурсников в учебно-профессиональной деятельности;

- ориентация на социальные ожидания преподавателей и группы, чтобы добраться желаемого социального статуса;

- сравнение себя с другими студентами и профессионалами;

- внушаемость и конформизм.

Результатом социализации студента являются:

- выработки и трансформация собственной системы взглядов на жизнь и ценностных ориентаций, формирование жизненного идеала;

- усвоения культуры человеческих взаимоотношений и социально-профессиональных функций;

- формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности и собственной модели нравственного поведения;

- овладения профессиональной деятельностью и формами делового общения.

Проанализируем социализацию учащегося на примере развития личности будущего преподавателя. Она обычно рассматривается в рамках периода преподавания его в преподавательском учебном заведении. Но учащийся вуза прибывает сюда ранее с весомым грузом познаний и умений, системой ожиданий и направлений согласно преподавательской сфере работы, которые сформированы в течение целого минувшего этапа существования при содействии его с разными образовательно-воспитательскими учреждениями (семейный круг, детский сад, среднее учебное заведение). Несмотря на то процедура подготовки будущего педагога в институте исполняется на основании научно - аргументированной профессиограммы (теоретической модели) профессионала, следует кроме того предусматривать и актуальный навык студента, оказать помощь ему на теоретическом уровне постигнуть индивидуальную преподавательскую парадигму, классифицировать и скорректировать автономные понятия о преподавательской деятельности в соответствии с концепцией психолого-педагогической науки.

Основы социализации личности будущего педагога закладываются задолго до периода профессионального становления и профессионального самоопределения. Своеобразный ментальный стиль семьи, ее интимно-нравственная атмосфера способствуют трансформации в глубинное подсознательное ребенка определенной системы нравственно-духовных достижений и персонифицированных родителями оценочных эталонов. Закладывается духовная основа жизни: любовь к жизни и к людям, доверие к окружающему миру, оптимизм относительно себя и других, чувство долга и ответственности. Все это составляет, как известно, гуманистическую составляющую структуры личности учителя. О педагоге по призванию в народе говорят «учитель от Бога» или «от матери», или «от природы». В. А. Сухомлинский, говоря о необходимости длительного обучения педагога, отмечал, что «никакая наука не может одухотворить его сердце великой мудростью любви». Искусство любви передается от матери, а первые уроки его усваиваются ребенком в семье. Учителя же «не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит то сложное, что принято называть преемственностью поколений» (В. А. Сухомлинский). Именно народная педагогика полно отражает особенности народного бытия и мировоззрения, все разноцветный спектр этнической ментальности.

Список использованых источников

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с

  2. Ганзен В.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития: хрестоматия / В.А. Ганзен, Л.А. Головей; СПбГУ, Кафедра психологии развития и дифференц. психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - С. 80-97.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 385 с.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 300 с.

  5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.

  6. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании; Радянська школа; Педагогическая библиотека; 1983

Просмотров работы: 290