Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
70% детей страдают нервно-психическими расстройствами
Вместо акселерации(увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста) за последние 10-20 лет увеличилось число низкорослых, ежегодно около 35% юношей комиссуются военкоматами.
Из 1000 новорожденных 800-900 уже имеют врожденные заболевания.
Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровье сберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и позволят сохранить здоровье уже на самой первой ступени обучения. Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей. Учитель математики должен поставить перед собой цель – подобрать материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
г) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Физминутки для глаз на уроке математики
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз на уроке. Например, — Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная физминутка – игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз на уроке также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения (физминутки для глаз на уроке математики):
1) вертикальные движения глаз вверх вниз;
2) горизонтальное вправо — влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. И тогда учащимся обеспечены отдых и здоровье.
Литература
Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. — М.,2003.