ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ МЕЛЬНИКОВА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ МЕЛЬНИКОВА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА

Шпулинг А.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждая организация - живой организм. Работа организации - это ее жизнь. У всех она складывается по-разному. Но во многом «жизнь» организации зависит от её директора, от того, кто управляет процессами в живом организме. Глубокие знания специалистов и профессионализм управленцев являются необходимыми условиями постоянно эффективного бизнеса. После кризиса 90-х годов немногие компании смогли остаться на своих позициях, но те, у кого это получилось, на данный момент являются одними из самых прибыльных компаний на территории страны. Ярким примером такой компании и такого менеджера является Мельников Владимир Владимирович и его компания «Глория Джинс».

Мельников Владимир Владимирович – ростовский предприниматель. В. В. Мельников многим известен в качестве основателя растущего с быстрой скоростью предприятия «Глория Джинс». Этот предприниматель смог сделать то, что многие не сумели. В своих делах он использует нестандартный подход, который даёт возможность ему идти по своему тяжёлому пути.

Родился Владимир в послевоенные годы в 1948 году в Белоруссии. Его родители погибли, когда он был еще подростком. В 12 лет он бросил школу. Обучению на уроках он предпочитал чтение. Сейчас он может удивить собеседников цитатами из книг по маркетингу, чтением наизусть стихов и глав из Библии.

В 15 лет Мельников отправился работать на «Ростсельмаш». В этом же возрасте он открыл для себя значимую истину о том, что продукт дорожает вместе с удаленностью места производства от точек продаж. Предпринимательская жилка зародилась в нем еще в юном возрасте. Уже в эти годы он ухитрялся покупать мешок рыбы у местных рыбаков за бутылку водки, которая стоила примерно 2,5 рубля, и перепродавал улов на рынке уже по 15 рублей. Так, за один день он зарабатывал по 150 рублей.

В студенческие годы Владимир спекулировал импортом, что давало ему ощутимый доход, но однажды он все-таки попался, за что его и посадили. За так называемую фарцовку Мельникова отправляли за решетку дважды, где он и получил кличку «Интеллигент». Там же он отморозил ноги, поэтому теперь всегда носит шерстяные носки и не завязывает туфли принципиально.

В начале восьмидесятых он приобрел и поставил у себя дома на видном месте швейную машинку. Это было для виду. На деле же, он организовал подпольный цех в подвале ростовской школы. Под стенами учебного заведения производились штаны из джинсовой ткани, которую терли камнями для достижения модного эффекта. Полученные джинсы были невероятно популярны и принесли Мельникову первый поразительный заработок. Говорят, что его месячного дохода хватало на покупку пяти автомобилей.

Как только властью были позволены кооперативы, Владимир вывел свое подпольное предприятие из тени. Дела шли достаточно хорошо. Но низкая производительность не позволяла герою сидеть на месте, сложа руки. В его планах было увеличить производительность одной швеи с 11 до 20 штук в день. Для осуществления плана, ему требовались импортные швейные машинки. Для этого он обменял заработанные деньги на 40 тысяч долларов для покупки 100 машинок, и собрался лететь за ними в Америку. Но на границе его схватили, отобрали деньги и отправили за решетку уже в третий раз. Все время отсутствия основателя кооператива делами управляла его жена. В общей сложности, три срока тюрьмы забрали у Мельникова почти 10 лет жизни.

Выйдя из тюрьмы, Владимир сразу же приобрел 200 швейных машинок, чем мгновенно увеличил производительность. Для удобства работы «цех» был перенесен на новую площадь в прачечную «Радуга». К тому же, некоторые заказы он размещал в местных швейных фабриках. За весь 1992 год было продано около 40 тысяч пар джинсов.

Сама компания «Глория Джинс» была основана в 1988 году в Ростове-на-Дону. Позднее, в 1997, она была преобразована в ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», 20% акций которой владел банк ЕБРР, но позже его доля была выкуплена владельцем и основателем бренда.

В 1996 году невероятно прогрессирующий спрос на продукцию компании потребовал ее расширения, и для этого были выкуплены Батайская и Новошактинская швейные фабрики. Мельников считает, что государство позволило ему осуществить покупку только лишь потому, что для фабрик не виделось перспектив. Нужны были длинные инвестиции для легкой промышленности, а всем в те времена нужны были быстрые деньги.

К этому времени производство джинсов под ростовом достигло уровня 800 тысяч изделий, из которых около 7% продукции экспортировалось в Англию. 1998 год стал значимым для компании. Для преодоления кризисных тенденций было закуплено новое оборудование и современные раскройные столы с заклепочными машинами общей стоимостью свыше 1,5 млн долларов. Благодаря этому производительность выросла еще на 40%, а отпускная цена пары джинсов составила всего 5 долларов (для сравнения цена Levi’s составляла 14$).

Впоследствии компания росла каждый год на 40%. Произошло множество расширений, приобретено более десятка фабрик на территории Северного Кавказа и Восточного Донбасса. Помимо джинсовой одежды были начаты выпуск и производство трикотажной одежды, и все вместе это продавалось тиражами порядка 25 млн изделий в год. Одежда продавалась под уже всем известными брендами Глория Джинс и Gee Jay.

Сейчас, как и раньше, Владимир очень любит литературу, он очень много читает о бизнесе, может процитировать любимых авторов, таких как Толстой, Верлен. Говорят, что у него феноменальная память. Утверждают, что всех своих работников он знает по имени.

Сам Мельников обладает крайне авторитарным и чрезмерно строгим и вспыльчивым стилем руководства. Он осознает это, и даже, кажется, сам считает своим недостатком, но как бы он не старался бороться с этим, измениться в этом направлении не удается. Поэтому есть те, кто от него бежит из компании, именно от него. Не каждый выдерживает переменчивости настроений начальника. За любую идею можно сначала получить нагоняй и угнетение, а потом выслушивать извинения и признание ценности мысли и хорошей идеи. В октябре 2011 года Владимир Мельников был отмечен журналом «Forbes» как один из 9-ти самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков

Вся верхушка управленцев компании всегда состояла из иностранцев. Они ежедневно пытаются применить свои знания и опыт классического бизнес пространства на непредсказуемой русской земле. Тем не менее, Владимир Владимирович Мельников утверждает, что базы для эффективных русских менеджеров попросту не существует. Еще в 2010 году он собирался самостоятельно вырастить грамотных и настоящих менеджеров, знающих свое дело и умеющих принимать эффективные решения. А пока все это в процессе, и верхушку заняли приглашенные иностранцы.

Также В.В Мельников утверждает, что нормальных менеджеров у нас нет, потому что напрочь отсутствует институт домработниц. Забавно, но он нашел этому адекватное объяснение. Каждый работник отдающий целиком себя своей работе хочет приходить домой, в порядок и уют, есть вкусную еду, одевать чистые наутюженные вещи. Менеджер не должен думать о бытовых проблемах. С перестройкой этот, так называемый, институт был разрушен, и теперь образовалась такая проблема. Всем своим высокопоставленным работникам Владимир нанимает домработниц в обязательном порядке.

Мельников всегда настаивает, что грамотная и правильная система – основа всего. Так, он своему двухлетнему ребенку повесил над колыбелью плакат с цитатой «Береги честь смолоду». Его сын со временем возненавидел эту фразу после того, как научился читать. Она его действительно безумно раздражала, он не раз порывался снять ее. Но однажды Владимир нашел переписку сына в одном из блогов, где его спросили, что он считает самым важным. Ответ сына был незамедлительным: «Береги честь смолоду». Эта цитата из «Капитанской дочки» несмотря на то, как он относился к этим словам и делал вид, что относится, все же сформировала в его мировоззрении определенную систему, которая наверняка поможет ему поступать правильно и принимать верные решения.

Мельников утверждает, что следует идти своим путем и не слишком уповать на государство и поддержку. «В тисках любви государства можно и задохнуться». В моменты кризиса перед бизнесами встают главные вопросы, касающиеся выживания. Умные и сильные могут потерять позиции перед терпеливыми, вопреки всему. Считающие себя умными могут и не выкарабкаться, и пример этому Евгений Чичваркин.

Владимир всегда воспринимал «Глория Джинс» как розничный вертикально интегрированный специализированный бренд. Он верит в потенциал национального производства в силу и потенциал человеческого ума и труда наших работников, а не китайцев или американцев.

Многих удивляли показатели его рентабельности в 8%. Но только не самого Мельникова. Он считает, что делает добро людям, весь свой талант и способности он использует ради блага людей. Производя качественные и недорогие джинсы, он хочет, чтобы его клиенты испытывали радость от приобретения созданных им вещей. Ему не столько нужны деньги, сколько ответные чувства от довольных клиентов.

Да, как он сам утверждает, деньги его действительно давно перестали волновать, да и нужды особой никогда не было. Он их любит по своему, считает, что они дают независимость. Но только лишь независимость, которую нельзя путать со свободой. По его словам свобода – это рабство во Христе, и это единственно возможная свобода.

Некоторые посчитают его сумасшедшим. Он и не спорит, и даже соглашается, при этом утверждает, что от этого больше всем проку. Так, он однажды публично покаялся за купленный им Майбах, а затем и вовсе его продал. Объяснение этому поступку нашлось достаточно простое самим же героем: «нельзя продавать джинсы за тысячу рублей и разъезжать на майбахе – покупатель может не понять». Вероятно, в этом и есть истина для ведения эффективного и развивающегося бизнеса.

Таким образом, Владимир Мельников является ярким примером построения высокоэффективного отечественного бизнеса. Ему удалось вырастить огромную производственную компанию буквально из ничего, несмотря на жизненные преграды и утраты. Определяющим критерием успеха компании «Глория Джинс» является способность к постоянным изменениям и стремление перестраиваться, не дожидаясь появления признаков кризиса

Несмотря на то, что в течение нескольких десятилетий в отечественной экономике развитие предпринимательского сектора было предано забвению, произошло формирование высококонкурентного сектора фирм, развивающихся достаточно высокими темпами. Несомненно, одной из них является «Глория Джинс». Эти компании сумели использовать уникальные возможности для роста, которые способствовали их становлению и укреплению на рынке.

Библиографический список

1. Владимир Владимирович Мельников Jeans / В. Селиванова [Электронный ресурс] // ЭкспертONLINE. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2001/29/29ex-glory_26702/ (Дата обращения 01.11.2017).

2. Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А.А. Лысоченко, О.Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с.

Просмотров работы: 160