Ключевые слова: юность, социальное развитие, идентичность.
Юность - это относительно самостоятельный период, имеющий собственную ценность. Его необходимость диктуется усложнением социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) - это старшие классы средней школы и позднюю юность (от 17 до 21 года) - высшая школа.
Ранняя юность отличается неравномерностью развития как на межиндивидуальном (различия между старшеклассниками по физиологическим параметрам), так и на внутрииндивидуальном уровне (несовпадение времени наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у индивида). Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых требований по-своему преломляется в юношеской психике.
В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий.
Согласно Эриксону, главной социальной задачей подростка является поиск уникальной личности - способность ответить на вопрос «Кто я?». В поисках идентичности, у подростка может возникнуть путаница в роли, в которой он или она балансирует или выбирает среди идентичностей, принимая отрицательную или нежелательную идентичность или временно отказывается от поиска личности, если все идет не так хорошо. Эриксон считал, что подростки должны «разыгрывать» разные роли, чтобы определить, какова их личность. Он назвал этот поиск экспериментированием роли идентичности.
Один из подходов к оценке развития личности был предложен Джеймсом Марсиа (1980). В его подходе подросткам задают вопросы относительно их изучения и приверженности вопросам, связанным с политикой, религией и сексуальным поведением. Ответы на вопросы позволяют исследователям классифицировать подростка в одну из четырех категорий идентичности.
Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь.
Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты.
Преждевременная идентичность.Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений, которые могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.
Диффузная идентичность.Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.
Исследования, оценивающие, как подростки проходят через этапы Марсии, показывают, что, хотя большинству подростков в конечном итоге удается обрести стабильную идентичность, путь к ней не всегда легко найти, и есть много вариантов, которые можно предпринять. Некоторые подростки могут просто принять убеждения своих родителей или первую роль, которую им предлагают, возможно, за счет поиска других, более перспективных возможностей (статус диффузной идентичности). Другие подростки могут потратить годы, пытаясь использовать разные возможные личности (статус моратория), прежде чем окончательно выбрать одну.
Чтобы помочь им работать в процессе развития личности, подростки могут хорошо использовать разные личности в разных социальных ситуациях. Они могут вести себя с родителями одним образом, а в кругу своих сверстников - совершенно другим. В конце концов, большинство подростков интегрируют различные возможности в единую самооценку и комфортное чувство идентичности (статус достижения идентичности).
Социальное и эмоциональное развитие тесно переплетаются. И эмоциональное регулирование (оставшееся под контролем эмоций), и эмоциональное выражение (эффективное общение об эмоциях) являются необходимыми ингредиентами для успешных и полезных межличностных отношений. Более того, продвинутое когнитивное развитие повышает качество межличностных отношений, поскольку оно позволяет молодежи лучше понимать потребности, чувства и мотивации других людей. Поэтому неудивительно, что так же, как юношеские мысли, эмоции и личности становятся все более сложными в подростковом возрасте, их социальные отношения также становятся более сложными.
Подростки начинают формировать много различных типов отношений, и многие из этих отношений становятся более глубоко вовлеченными и более эмоционально близкими. В более молодые годы их социальная сфера включала семью, несколько друзей, пару учителей и, возможно, тренера или другого взрослого наставника. Но в подростковом возрасте социальные сети подростков значительно расширяются и включают в себя гораздо больше людей и множество разных типов отношений. Поэтому социальное развитие подростков связано с резким изменением количества и качества социальных отношений.
Маленькие дети часто используют слово «друг», чтобы обратиться к любому другому ребенку, которого они знают. Однако, поскольку дети взрослеют и становятся подростками, они начинают отличать друзей от знакомых, указывая на более зрелое понимание качественно разных способов узнать другого человека. Аналогичным образом, молодежь развивает способность формировать более тесные отношения с другими. Они также начинают формировать романтические привязанности; и, поскольку стремление к романтическим отношениям возрастает, молодежь может начать подвергать сомнению свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.
Молодежь также должна научиться балансировать между многочисленными отношениями, которые конкурируют за свое время, энергию и внимание. В отличие от учителей и тренеров, как и в начальной школе, в юношеском возрасте существует несколько учителей и несколько тренеров, каждый из которых имеет разные требования и приоритеты. Высшее образование и оплачиваемая занятость также требуют все более сложных социальных навыков, таких как способность создавать отношения сотрудничества с одноклассниками для завершения групповых проектов; учиться взаимодействовать со своим боссом надлежащим и уважительным образом; или работать вместе с разнообразным коллективом в командной атмосфере.
Новые коммуникационные технологии позволяют молодежи создавать и поддерживать социальные связи совершенно по-разному: например, мобильные телефоны, социальные сети и онлайн-игры. Эти технологии значительно расширили масштабы и сложность социальных сетей:
1) изменение отношения молодежи к друг другу;
2) увеличение времени пребывания на связи, связанного друг с другом;
3) переопределение того, что означает быть «друг».
Фактически, вполне возможно иметь «виртуальную» дружбу, не имея при этом прямых личных контактов с лицом к лицу. Родители часто удивляются и смешиваются этими совершенно разными способами общения и общения с другими.
Главным моментом социальной ситуации развития в юности является то, что старшеклассники находятся на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности. Проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, обретения своей идентичности становятся центром жизненной ситуации, вокруг которого вращается вся деятельность личности.
Роль общения со сверстниками в юношеском возрасте имеет свои специфические отличия. Во-первых, это важный специфический канал с информацией: по нему юноши узнают многие необходимые вещи, о которых им не сообщают взрослые по тем или иным причинам. Во-вторых, в процессе общения со сверстниками вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Кроме того, общение с ровесниками дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости, облегчает отчуждение от взрослых.
Список использованных источников
Волков Б. С. Психология ранней юности. М., 2001
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.
Harris, J. (1998). The Nurture Assumption - Why Children Turn Out the Way They Do. Free Press. New York.
Marcia, J. E. (1980). Handbook of Adolescent Psychology, Vol. 5. Chapter Identity in adolescence.