Наиболее прогрессивной и эффективной формой организации производственных процессов, основанной на ритмичной повторяемости согласованных во времени основных и вспомогательных операций, является поточная линия. Операции поточного производства выполняются на специализированных рабочих местах, расположенных в последовательности технологического процесса, которая в максимальной степени позволяет реализовать принципы прямоточности, специализации, непрерывности, параллельности, пропорциональности и ритмичности.
На непрерывно-поточных линиях с поштучной передачей выпуск (запуск) каждого изделия осуществляется через один и тот же интервал времени, называемый тактом линии (или поштучным ритмом). Такт линии, как правило, строго согласован с производственной программой и рассчитывается по формуле (1):
(1)
где Fэф - эффективный фонд времени работы линии в плановый период (месяц, сутки, смена), мин; N3 - программа запуска по изделию на этот же период, шт
При передаче изделий транспортными партиями (пачками) ритмичность работы непрерывно-поточной линии характеризуется интервалом времени, определяющим выпуск (запуск) одной пачки от последующей за ней, т. е. ритмом линии, который определяется по формуле (2):
(2)
где р - число изделий в транспортной (передаточной) партии (пачке)
Таким образом, за время каждого ритма на линии и рабочих местах выполняется одинаковый по количеству и составу объем работы. На приведенном рисунке наглядно видно, почему такое производство названо поточным (рис. 1):
Рис.1 Схема организации потока
Для организации поточного производства характерны следующие признаки:
возможность деления производственного процесса изготовления продукции на более или менее простые операции и закрепление их за отдельными рабочими местами (станками) или за группой одинаковых рабочих мест; оснащение рабочих мест поточной линии специальным оборудованием, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими высокопроизводительное выполнение закрепленных операций; размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса; транспортная направленность, регламентирующая все производство во времени и в пространстве; высокая степень механизации и автоматизации процессов производства; непрерывно повторяющееся единообразие всех производственных факторов - качества и форм материалов, инструментов и приспособлений и т. п.; равномерность выпуска продукции на основе единого расчетного такта поточной линии; немедленная (т. е. без межоперационных ожиданий) передача предметов труда с предыдущей операции на последующую поштучно или небольшими партиями, по мере их обработки на предыдущей с помощью специальных транспортных средств.
Организационные формы поточных линий весьма разнообразны, поэтому целесообразно делить их на группы по классификационным признакам (таблица 1):
Таблица 1 Классификация форм поточного производства
Классификационный признак |
Формы |
Количество обрабатываемых изделий |
· однопредметные · многопредметные |
Степень непрерывности производственных процессов |
· непрерывные · прерывные |
Способ поддержания ритма |
· регламентируемый ритм · свободный ритм |
Степень механизации |
· автоматические · неавтоматические |
Способ межоперационной транспортировки |
· перемещающиеся · стационарные |
По степени специализации различают одно- и многопредметные поточные линии. Однопредметные поточные линии, как правило, являются постоянно-поточными, для которых характерны: производство одного вида продукции в течение длительного периода времени; постоянно действующий, несменяемый технологический процесс; большой масштаб производства однотипной продукции. Эти линии применяются в условиях массового или крупносерийного производства. Многопредметные поточные линии создаются в тех случаях, когда программа выпуска продукции одного вида не обеспечивает достаточной загрузки комплекта оборудования линии.
В зависимости от метода чередования объекта производства многопредметные линии подразделяются на переменно-поточные и групповые. Переменно-поточная линия - это линия, на которой обрабатывается несколько конструктивно-однотипных изделий разного наименования. Групповая линия - это линия, на которой обрабатывается несколько изделий разных наименований по групповой технологии и с использованием групповой оснастки.
По степени непрерывности технологического процесса различают непрерывные и прерывные(прямоточные) линии. Непрерывно-поточными и прерывно-поточными могут быть как одно-, так и многопредметные поточные линии. На непрерывно-поточных линиях предметы труда с операции на операцию непрерывно передаются поштучно или небольшими транспортными партиями с помощью механизированных или автоматизированных транспортных средств (конвейеров) через одинаковый промежуток времени, равный такту или ритму потока. Такой технологический процесс принято называть синхронизированным. Прерывно-поточные линии создаются, когда отсутствует равенство или кратность длительности операций такту и полная непрерывность производственного процесса не достигается.
По способу поддержания ритма различают линии с регламентированным и свободным ритмом. Линии с регламентированным ритмом характерны для непрерывно-поточного производства. Здесь ритм поддерживается с помощью конвейеров, перемещающих предметы труда с определенной скоростью, или с помощью световой или звуковой сигнализации при отсутствии конвейеров. Линии со свободным применяются при любых формах потока (непрерывной и прерывной), и соблюдение ритма в этом случае возлагается непосредственно на работников данной линии.
По уровню механизации процессов различают автоматические и полуавтоматические поточные линии. Автоматические поточные линии характеризуются объединением в единый комплекс технологического и вспомогательного оборудования и транспортных средств, а также автоматическим централизованным управлением процессами обработки и перемещения предметов труда. На этих линиях все технологические, вспомогательные и транспортные процессы полностью синхронизированы и действуют по единому такту (ритму). Полуавтоматические поточные линии агрегатированы из специальных станков-полуавтоматов (с последовательным, последовательно-параллельным и параллельным агрегагированием).
Основанием для выбора вида поточной линии, как правило, служит тип производства и технологический процесс изготовления продукции. Если тип производства массовый или крупносерийный, целесообразно выбрать однопредметную поточную линию. Если же тип производства серийный или мелкосерийный, то, как правило, выбирают многопредметную поточную линию.
После того, как сделан выбор поточной линии (однопредметной или многопредметной) устанавливается степень непрерывности. Она определяется исходя из сопоставления времени выполнения отдельных операций технологического процесса и такта потока. Если их отношение равно или кратно (допускается отклонение в пределах 5-7 %), то технологический процесс считается синхронизированным и выбирается непрерывно-поточная линия (одно- или многопредметная непрерывно-поточная). Если же процесс не синхронизирован, то выбирают прерывно-поточную линию (одно- или многопредметную).
Далее, в зависимости от номенклатуры выпускаемых изделий и технологии их изготовления выбираются:- многопредметные непрерывно-поточные линии с последовательным изготовлением (переменно-поточные), или с параллельным изготовлением (многорядные), или групповые, если технологический процесс изготовления изделий синхронизирован;-многопредметные прерывно-поточные линии (переменно-поточные или групповые), если процессы изготовления изделий не синхронизируются.
После выбора вида поточной линии определяют тип оборудования и транспортных средств. Выбор типа технологического оборудования для формирования поточной линии предопределяется характером технологического процесса, составом, сложностью и назначением входящих в него операций, габаритами, массой изготовляемого изделия и требованиями, предъявляемыми к его качеству. При выборе транспортных средств поточно-механизированного и автоматизированного производства учитываются конфигурация, габаритные размеры, масса, особенности выполнения операций и их синхронизация, объем и постоянство выпуска изделий, а также функции, выполняемые транспортными устройствами и системами, их технические и эксплуатационные возможности.
Исходя из многообразия указанных факторов при формировании поточных линий могут быть использованы средства периодического транспорта; бесприводные средства непрерывного транспорта; приводные средства непрерывного транспорта; роботизированные транспортные средства.
После выбора технологического оборудования и вида транспортных средств производится компоновка поточной линии (рис.2).
Если позволяют производственные площади и тип выбранных (разработанных) транспортных средств целесообразно выбирать прямолинейное расположение оборудования (варианты А и Б на рис.2).
При отсутствии достаточных площадей нередко целесообразны компоновки с Г- и П-образными, зигзагообразными или кольцеобразными внешними контурами (вариант В и Г на рис.2). Расположение оборудования у транспортного средства в два ряда или в шахматном порядке позволяет более рационально использовать производственную площадь цеха и экономить средства за счет применения транспортных средств (конвейеров) меньшей длины (вариант Д на рис.2). Выбор рациональной структуры и компоновка являются важной предпосылкой разработки оптимальных планировок поточных линий.
Рис. 2 Варианты компоновки поточных линий
1 – рабочие места, 2 – операторы, 3 - рольганг, 4 – подвесной конвейер, 5 – скат, 6 – кольцеобразный рабочий конвейер, 7 – транспортный конвейер
Список литературы:
Горюшкин, А.А. Организация производства [Текст] / А.А. Горюшкин, Н.И. Новицкий. – М.: Кнорус, 2010 г. - 352 с.
Степанов, В.И. Логистика производства [Текст]: учеб. пособие / В.И. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 200 с.
Слак, Н. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент [Текст] / Н. Слак, С. Чеймберс, Р. Джонстон.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 790с.