Не менее значимыми проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, раскрытие его роли в развитии характера и общих способностей, исследование характера как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Одним из более существенных факторов, воздействующих на успешность трудовой деятельности, является стиль деятельности и его связь с психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается «система наиболее эффективных приемов и методов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения».
Особенности подхода, к примеру, пермской психологической школы, состоит в увязывании стилей деятельности с особенностями нервной системы.
Е. Α. Климов полагает, что типологические особенности свойств нервной системы являются «ядром» стиля. В многочисленных его работах представлено, что склонность к тому или иному стилю деятельности обусловливается как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. В свою очередь стиль деятельности воздействует на становление профессионала, профессиональную ориентацию и отбор, профессиональное обучение, приспособление к данной профессии и рациональную организацию труда и на производстве. Еще в 16 столетии Фрэнсис Бэкон сказал: «Счастливы те, чья природа находится в гармонии с их занятием».
Видный психотехник Ο. Липманн связывал выбор профессии с типом темперамента. Э. Клапаред тоже полагал, что одни профессии подходят людям с живым темпераментом, а прочие – к людям с сдержанным темпераментом.
«Как отмечает К.М. Гуревич, любой человек может овладеть любой профессией, однако все дело в том, сколько на это потребуется времени и сил». От этого же будет зависеть успешность трудовой деятельности человека.
Отсюда значимость учета типологических особенностей свойств характера и нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления, при профессиональной ориентации и профессиональной трудовой деятельности.
Данная тема в психологии труда обсуждалась многократно и с разных позиций. К примеру, Β.С. Мерлин и Е. Α. Климов полагали, что если за счет выработки стиля деятельности производительность
труда одна и та же, несмотря на различные типологические свойства нервной системы человека, то нет надобности отбирать людей вообще и с учетом типологических особенностей в частности. «В противовес данной точке зрения К.М. Гуревич (1970) доказывал, что в профессиях первого типа, связанных с экстремальностью ситуаций и огромным нервно-психическим напряжением, отбор необходим». Согласно данному поводу он пишет: «…имеется группа профессий, пригодность к которым сформируется только лишь при наличии определенных природных данных, степень и модальность которых имеет возможность быть установлена путем предварительного анализа и последующей экспериментальной проверки». Что касается вопросов профессионального обучения, в таком случае тут также показано, что в зависимости от специфики профессиональной деятельности успешность обучения обусловливается разными типологическими особенностями. Например: З.Н. Брикс выявил, что эффективнее овладевают профессией слесаря-инструментальщика ученики со средней силой нервной системы и уравновешенностью нервных процессов. Согласно сведениям И.Д. Карцева, хорошо осваивают профессию монтажника-высотника персоны, имеющие сильную нервную систему и подвижность возбуждения.
Помимо этого типологические особенности нервной системы воздействуют на профессиональную адаптацию. Подсчитано, что в мире существует больше 3000 профессий. Следовательно, в психологии труда формируются различные классификации профессий. Наиболее известными являются подходы К.М. Гуревича, Е. Α. Климοва, К.К. Платοнοва.
В данных подходах отражается не только лишь содержательно-операциональная специфика той или иной профессии, сколько психологические особенности осуществляемой в ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход состоит в исследовании влияния типологических особенностей человека на эффективность деятельности, обладающей той или иной спецификой.
Развитие исследований в 30-50-е года. Перед психологией труда встала цель дать ответ на социальный заказ по подготовке высококвалифицированных профессионалов. Одной из главных стала проблема профессионального мастерства: выявление закономерностей формирования и улучшения трудовых умений и навыков, их перестройка и функционирование в новых условиях, процесс формирования профессиональных способностей, разработка психологических вопросов профессионального обучения.
В эти года развертывается широкий фронт экспериментальных работ, методологической основой которых является принцип единства сознания и деятельности. Проводятся исследования содержания и форм производственного обучения:
- разрабатываются «инструкционные» карты по формированию трудовых приемов;
- исследуется динамика развития производственных умений;
- исследуются изменения в формировании умений под влиянием обучения (характер мотивов, влияние знания результатов, роль самоконтроля);
- исследуются изменения умений после обучения, в ходе выполнения профессиональной деятельности;
- предпринимаются попытки выяснения природы переноса и обобщения умений.
В эти года ведется большой цикл работ по выявлению влияния профессиональной деятельности и условий обучения на развитие профессиональных сенсорных способностей.
Изучается роль практического интеллекта - особенности мыслительной деятельности в профессиях, требующих решения трудных практических задач, изучаются закономерности развития профессиональных умений, навыков, способностей. Было показано, что профессиональные способности - не есть некоторые изначальные задатки, они формируются в деятельности, достигая высочайшего уровня развития. Процесс развития умений и навыков в трудовой деятельности определяется не количеством упражнений, а его организацией как активной, целенаправленной, сознательной деятельности субъекта, имеющей для него смысл.
Основные направления исследований 50-70-х лет. Последующее развитие деятельностной парадигмы в отечественной психологии привело к разработке теоретических и прикладных аспектов педагогической психологии (исследования Α.Н. Леοнтьева, П.Я. Γальперина, Α.В. Запοрοжца, Д.Б. Элькοнина), связанных с развитием идеи формирования знаний и умений.
Начавшаяся в середине века научно-техническая революция, изменившая характер и содержание человеческой деятельности, обозначила приоритетность разработки проблем возрастания творческого потенциала личности, наиболее высокого уровня интеллектуального развития, которые активно разрабатываются в инженерной психологии, психологии труда и педагогической психологии. В инженерной психологии развертываются исследования согласно исследованию новых особенностей профессиональной деятельности человека, включенного в сложную систему «человек - машина». В психологии труда увеличивается внимание к исследованию особенностей новых типов профессий: оператора, пилота, диспетчера, наладчика и др.
В исследовательской проблематике профессионального обучения центральными становятся вопросы развития и формирования активной творческой личности, профессионала, формирования оперативного мышления, воспитания высокого профессионализма в трудовой деятельности. Существенное внимание этой проблематике в 70-е года стало уделяться в педагогической психологии в связи с разработкой проблем обучения трудовой деятельности: формирование профессиональных умений, политехнических знаний и навыков, технического мышления, теоретических форм мышления, сориентированных на формирование системных типов ориентировки в объектах.
В современных психологических исследованиях (80 - 90-е года) активно разрабатываются проблемы профессионального образования в контексте исследования проблем личности. Характерные черты личности, выступая профессионально важными качествами (в различие с психофизиологических особенностей), имеют все шансы представлять равно как условия удачливости и стабильности профессиональной деятельности. В данной связи особенности личности выступают главными детерминантами профессиональногообучения. Само формирование человеческой личности, как подчеркивают исследования Б. Αнаньева, К. Платοнοва, происходит в значительной степени в профессиональной деятельности и под ее влиянием.
Роль личности в профессиональной деятельности изучается с позиций того, что личностный подход - это никак не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, а прежде всего исследование путей становления целостной личности специалиста.