Наиболее простым и эффективным из разнообразных альтернативных способов урегулирования споров является медиация, в ходе которой спорящие стороны самостоятельно вырабатывают приемлемое для них решение и стремятся выполнять его.
Медиация – это эффективный метод урегулирования конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны, заинтересованной в максимально выгодном разрешении спора для обеих сторон. В зависимости от целей и степени участия медиатора в процедуре можно выделить несколько стилей медиации. Данное деление на подходы (стили) является условным и имеет преимущественно теоретическое нежели прикладное значение. При этом, определенному подходу соответствует определенная модель медиации.
В целом, стили в медиации различаются по следующим критериям:
Уровень вмешательства медиатора: а) степень экспертной директивности, б) уровень процессуальной власти медиатора.
Цель медиации (эффективность) и её ожидаемый результат.
Отношение к прошлому и необходимости работы с ним.
Отношение к эмоциям и глубине работы с ними.
Отношение к конфликту как таковому.
Использование кокусов и их интенсивность.
Отношение к использованию вопросов и его технология.
Приоритет юридических или неюридических аспектов в работе медиатора.
Возможность сочетания различных видов медиации в одном процессе или одним медиатором.
В зависимости от подхода выделяются следующие модели медиации:
фасилитативная (facilitative) медиация;
оценочная медиация (evaluative) медиация;
трансформативная (transformative) медиация;
директивная медиация (directive);
фандрайзинговая медиация (fund - raising);
основанная на интересах, или интегративная (interest - based or integrative) медиация;
отчаянная, безрассудная медиация (desperative mediation);
ориентированная на разрешение проблем (problem-solving) медиация;
ориентированная на достижение цели (goal - oriented) медиация;
направленная на достижение соглашения (settlement - driven) медиация;
родовая, исходная (generic) медиация;
гуманистическая (humanistic) медиация;
нарративная (narrative) медиация;
познавательная систематическая (cognitive systemic) медиация;
экосистемная, ориентированная на семью (ecosystematic, family - oriented) медиация;
регулятивная медиация;
медиация, основанная на понимании (understanding – based approach).
Наиболее часто встречающимся подходами являются:
1) Медиация, ориентированная на решение проблем (иначе - нацеленная на урегулирование противоречий, problemsolving or settlement-directed approach).
Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях. Медиатор акцентирует внимание на общих потребностях и помогает сторонам найти взаимовыгодное решение.
Используя технику ведения принципиальных переговоров, медиатор ставит следующие цели:
отделить людей от проблем;
сконцентрироваться на интересах, а не на позициях;
разработать взаимовыгодные для обеих сторон варианты решений.
Медиация, нацеленная на урегулирование противоречий, проходит в несколько этапов:
Определение проблем, в ходе чего участники разъясняют свои позиции;
Сбор фактов, то есть сбор и обмен информацией;
Изучение возможных вариантов решения, то есть рассмотрение потребностей сторон, их опасений и возможных последствий;
Достижение согласия, когда в ходе переговоров вырабатываются взаимовыгодные решения.
При этом данный подход основан на определенных презумпциях. Предполагается, что участники:
мотивированы на нахождение решения;
способны мыслить рационально;
достаточно четко осознают, какие вопросы им необходимо урегулировать;
способны пояснить и отстаивать свои позиции;
в состоянии вести переговоры друг с другом;
в состоянии принять справедливое и/или приемлемое решение проблемы.
Данный подход наиболее применим в коммерческих и гражданских спорах, а также частично используется для урегулирования семейных конфликтов. Он основан на гарвардском проекте переговоров (работы Фишера и Юри 1981 г.) и работах Мора (1987), часто интегрируется в практику западных медиаторов.
2) Трансформативная медиация (transformative approach).
Начало трансформативной медиации как отдельной школы было положено в 1994 г., когда была издана книга американских медиаторов Роберта Буша и Джозефа Фолджера «The Promise of Mediation. Transformative Approach to Conflict» («Что может медиация? Трансформативный подход к конфликту»). Отличительной особенностью данной работы от иных, написанных практиками, является открытое обсуждение ценностей и идеологии, лежащих в основе медиативной практики, а также подробное разъяснение ее теоретических предпосылок. Наиболее радикальный вывод авторов вышеуказанного труда заключается в отказе от понимания медиации как исключительно способа разрешения спора. Урегулирование спора в трансформативной модели не является основным критерием успешности медиации, а об эффективности действий специалиста здесь судят по тому, удалось ли ему способствовать заключению медиативного соглашения или нет. Данная работа завоевала широкую известность и признание среди специалистов в области урегулирования споров.
В трансформативной модели медиации деятельность медиатора направлена на изменение своих реакций и модели участия, чтобы способствовать восстановлению отношений между участниками медиации. Само разрешение спора и заключение медиативного соглашения как таковое в трансформативной модели оказывается второстепенной задачей и не является основным критерием оценки медиатора, поскольку заключение соглашения может происходить как в ходе восстановления отношений, так и в ходе эскалации конфликта. Трансформативный подход рассматривает конфликт как шанс для участников и для медиатора вырасти в нравственном отношении, стать более свободными и более отзывчивыми, а не как проблему, требующую урегулирования. Выбор – воспользоваться данным шансом или нет – делается сторонами.
Трансформативный подход наиболее распространен в сфере семейной медиации, разрешения соседских споров, при работе с этнополитическими конфликтами, где более важен морально – нравственный аспект. В медиации коммерческих споров, где юридический аспект является более важным, а заключение соглашения рассматривается участниками как основная цель, трансформативный подход применяется значительно реже.
3) Нарративная медиация (narrative approach; по русски – «повествовательная медиация»).
Нарративный подход к медиации разработан Джеральдом Монком и Джоном Уинслэйдом, психологами из Новой Зеландии, в настоящее время работающими в США.
Нарративный подход основан на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс медиации выглядит как изложение участниками своего взгляда на происходящее.
В нарративном подходе к медиации принято считать, что:
• конфликт возникает внутри общей для его участников социокультурной «ткани», а не порождается внутренне присущими людям влечениями и интересами;
• люди проживают свою жизнь в соответствии с определенными историями, и потому сюжеты и смыслы важнее «фактов» и «причин»;
• истории социально конструируются в культуре.
Нарративная медиация сосредоточивается на историях, которые люди используют для того, чтобы придать согласованность своей личной и профессиональной жизни, взаимоотношениям с близкими людьми и с сообществом. Задача данного подхода состоит в том, чтобы помочь людям преодолеть разрыв, порождаемый конфликтом, путем работы с историями, в которые встроен конфликт, а не путем поиска «объективной истины».
Нарративная медиация рассматривает, каким образом более широкие социальные силы придают форму конфликту между отдельными людьми и группами, и стремится помочь людям отыскать то, в чем они согласны. Доминирование одних историй над другими выражает распределение власти в социальных отношениях, и при работе нарративного медиатора в фокусе внимания находится именно культура и власть.
Цель нарративной медиации заключается в помощи участникам конфликта выстроить историю, преодолевающую доминирование конфликта над их жизнями.
Особенности нарративного подхода к медиации:
• более привилегированное положение историй и смыслов по сравнению с фактами;
• выслушивание истории конфликта в контексте дискурсов;
• четкое отделение истории конфликта от историй о взаимном уважении, понимании, мире и сотрудничестве;
• использование экстернализирующей беседы (от английского термина «экстернализация», являющегося антиподом интернализации; экстернализация обозначает процесс отделения проблемы от человека, объяснения ее истоков не его особенностями, а сложившимися обстоятельствами);
• направленность на укрепление отношений взамен достижения разового соглашения;
• выявление и развитие альтернативных историй, которым сопутствует «растворение» конфликта.
Сложность применения данного подхода заключается в необходимости усвоения его философских и этических оснований, а не только юридических знаний.
4) Экосистемная или семейно-ориентированная медиация (ecosystemic or family-focused approach).
Экосистемный подход используется в основном для урегулирования семейных конфликтов. Одним из ведущих практиков данного подхода является Лиза Паркинсон, одна из основательниц семейной медиации в Великобритании, автор книги «Семейная медиация», выдержавшей три переиздания и ставшей настольной книгой многих практикующих медиаторов во всем мире.
Основной задачей экосистемной медиации является помощь семьям в адаптации к грядущим переменам и сохранении нормальных отношений с детьми. Эта модель также применяется в межкультурных конфликтах и спорах между людьми разных поколений.
Экосистемная медиация базируется на теории систем, позволяющей понять различные семейные структуры, отношения и модели поведения и помочь в восстановлении нарушенных отношений. Системный подход помогает медиаторам учесть более масштабные социальные и юридические аспекты сложившейся ситуации.
Исследование взаимодействий и моделей общения позволяет медиатору помочь сторонам избежать упрощенного причинно-следственного понимания проблемы, которое способствует «тоннельному зрению» и обмену обвинениями. Если рассматривать конфликт с системной точки зрения, выясняется, что действия каждого члена семьи, включая детей, влияют на реакции и действия других членов семьи. Следовательно, если цель медиации – нахождение решения проблемы, которое действительно сработает на практике, невозможно работать только со взрослыми, не принимая во внимание потребности, чувства и реакции их детей. Ведь вполне возможно, что дети найдут способ помешать реализации достигнутых договоренностей, которые совершенно не соответствуют их желаниям и потребностям. В рамках экосистемной медиации медиатор сохраняет равноудаленность, анализируя потребности семьи как единого целого, а не концентрируется на противостоянии двух взрослых людей.
Основные принципы экосистемного подхода к семейной медиации:∙
членам семьи (как правило, родителям) может потребоваться помощь в обсуждении изменений, затрагивающих все сферы их жизни: проблемы взаимоотношений с детьми, жилищные, финансовые и другие вопросы;
необходим междисциплинарный подход: медиация проходит в особом культурном, социальном и правовом окружении, что влечет необходимость обладания знаниями из различных областей;
восприятие ребенка как личности, а не объекта собственности, обладающей рядом прав, в том числе права на сохранение благоприятных и устойчивых семейных отношений. Разведенная пара с детьми может продолжать оставаться семьей: потребности членов семьи взаимосвязаны, кроме того, им может потребоваться помощь в обсуждении волнующего каждого из них проблем;
необходимость осознания происходящих изменений детьми и подростками. Если родители сочтут это приемлемым, дети и молодое поколение могут непосредственно или опосредованно принимать участие в медиации;
необходимость прохождения дополнительной подготовки медиатора для проведения медиации с участием детей.
Таким образом, экосистемная медиация представляет собой систему совместного принятия решений всеми участниками процесса, в ходе которого члены семьи (как правило, родители) пытаются найти взаимоприемлемые решения проблем, имеющие важные психологические, социальные, юридические, экономические последствия и результаты. Это может привести к достижению согласия по конкретным проблемам, но при этом улучшение взаимоотношений между сторонами также является одной из целей процесса. Отличие экосистемной медиации в том, что она сочетает в себе междсциплинарные знания, понимание и управление конфликтом. Членам семьи оказывается помощь в планировании их дальнейших отношений и решении их практических вопросов, а также в юридическом оформлении достигнутых договоренностей, если есть такая необходимость.
5) Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach).
Основная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами перспектив, приоритетов и интересов их и противоположной стороны позволяет общими усилиями преодолеть конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.
Кроме основных моделей медиации выделяют также фасилитативную модель медиации (facilitative mediation) и оценочную модель (evaluative mediation).
6) Фасилитативная медиация (facilitative approach).
Чтобы раскрыть данный подход, необходимо уяснить суть фасилитации. Групповая фасилитация – это процесс, в котором специалист (фасилитатор) помогает группе улучшить способы обнаружения проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности и налаживания эффективного взаимодействия. Фасилитатора должны принять все члены группы, а он – соблюдать нейтралитет по отношению к ним и не принимать решение за группу.
Фасилитативный подход базируется на идеях групповой фасилитации и часто противопоставляется оценочному подходу в медиации. При оценочной медиации медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта.
Особенности фасилитативного подхода заключаются в следующем:
медиатор помогает участникам наладить общение и объяснить суть конфликта;
медиатор оставляет за сторонами право на принятие решений, при этом сам такового не имеет и противостоит попыткам сторон возложить на него такого рода ответственность, даже если участники медиации не могут прийти к определенному решению;
медиатор придает значение чувствам и переживаниям сторон, в том числе и к невысказанным, используя их, как дополнительный источник важной информации. Иногда за выражаемым гневом кроются боль и страх, и достачно помочь людям в выражении их состояний и снятии конфликтного напряжения, чтобы они могли более адекватно оценить сложившееся положение и понять свою роль в создавшейся ситуации и возможности влияния на проблему;
медиатор создает для сторон модель эффективного поведения в сложной конфликтной ситуации.
Несмотря на сходство фасилитативного подхода в медиации с собственно фасилитацией, между ними существует ряд различий:
медиатор, в отличие от фасилитатора, может проводить и раздельные встречи; фасилитация проводится в присутствии всех участников группы;
медиатор способствует сторонам в разрешении конфликта, который в данный момент стороны не в состоянии конструктивно решить своими силами; фасилитация не обязательно проходит в конфликтной ситуации, ее основная цель – улучшение процесса групповой работы;
медиатор уделяет внимание как содержательной части конфликта, так и переживаниям, чувствам сторон; для фасилитатора важна в первую очередь содержательная часть общения.
Таким образом, фасилитативный подход в медиации используется во множестве моделей медиаций, где медиатор оставляет за сторонами право на принятие решения и выступает как неавторитарное третье лицо, уделяя при этом внимание переживаниям и эмоциям сторон.
7) Оценочная медиация (evaluative approach).
Особенностью оценочной моделью медиации является то, что медиатор наряду с организатором процесса переговоров является и активным его участником, который вправе высказывать свое мнение по содержанию спора. При использовании данной модели медиатор оказывает содействие в оценке исхода спора в суде, обозначает сильные и слабые позиции сторон. Инструментарий медиатора, используемый в оценочной медиации варьируется от прямого анализа исхода дела в судебном разбирательстве до формулирования предложений, которые мог бы порекомендовать разумный человек, сохраняющий нейтральность, исходя из сложившегося спора. В оценочной модели медиатор обладает достаточной компетенцией в отношении содержания спора. Как правило, данный вид медиации используется судебной системой при реализации программ судебной медиации (court connected mediation), а также примирительных конференциях, осуществляемых судьями.
Таким образом, в медиации в зависимости от ряда факторов (в основном от цели процедуры и степени вмешательства медиатора в процесс урегулирования спора) можно выделить множество подходов (или стилей). Основными являются ориентированный на решение проблем, трансформативный и нарративный подходы. Для ориентированного на решение проблем подхода характерно стремление к достижению взаимовыгодного соглашения, удовлетворяющего общие интересы, для трансформативного – преодоление конфликта, восстановление отношений между сторонами, для нарративного – выстраивание так называемой «истории», преодолевающей приоритет конфликта в жизни сторон. Также распространены экосистемный, основанный на понимании, фасилитативный и оценочный подходы. Экосистемный подход свойственен в основном для семейных конфликтов и основан на идее взаимовлияния людей в рамках семьи и взаимообусловленности их действий и реакций, что позволяет медиатору вести работу с разных сторон в семье, направляя стороны к восстановлению отношений и погашению конфликта; при подходе, основанном на понимании, основная цель медиатора состоит в установлении взаимопонимания сторон, вследствие чего те смогут сами найти выход из сложившейся ситуации. Особо следует отметить большое значение достижений иных наук (в первую очередь психологии, а также философии и этики), кроме правовой, в формировании и применении на практике данного подхода; без специальных знаний многие подходы не могут быть реализованы медиаторами на практике (например, нарративный).
Библиографический список
Гордийчук Н.В. Лиза Паркинсон. Семейная медиация. 2-е изд. М.: МЦУПК, 2016 // Вестник Федерального института медиации. №2. 2017. С.104 – 108.
Гордийчук Н.В. Трансформативная медиация: основные понятия и установки // Психологическая наука и образование. № 2. 2014. С.41-48.
Иванова Е.Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №4. 2015. С.131-136.
Кутузова Д.А. Нарративная медиация. Обзор работ Дж.Монка и Дж.Уинслэйда // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. № 1 (3). 2006-2007. С.106-125.
Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов). Казань. 2014. 96 с.
Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: подход, ориентированный на решение проблем // Информационный канал Subscribe.Ru, URL: https://subscribe.ru/archive/law.mediacia/201007/22121415.html.
Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: фасилитативная медиация // Информационный канал Subscribe.Ru, URL: https://subscribe.ru/archive/law.mediacia/201008/26000546.html.
Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: экосистемная медиация // Информационный канал Subscribe.Ru, URL: https://subscribe.ru/archive/law.mediacia/201008/05132508.html.