База знаний - содержит в себе информацию о этапах тестирования завершенными или находящимися в процессе пользователями. В свою очередь делиться на два типа: постоянную и переменную базу знаний. Переменный тип включает в себя факты полученные факты в результате заключении логического вывода их количество и результаты зависят от прохождения пользователями. Постоянный тип включает в себя данные которые в процессе прохождения тестирования никаким образом не изменялись [1].
Фреймы - являются ключевыми объектами в экспертной системе, которые предназначены для описания структуры данных, событий, ситуаций и объектов.
Предметная область данного исследования "Выбор торта". В каждом городе существуют различные предприятия для изготовления тортов, это кондитерские фабрики.
В данной работе осуществляется выбор торта. Для выбора торта нужно учитывать много различных факторов. В данной экспертной системе выбираются такие критерии как: выбор коржа, выбор крема, выбор наполнителя и цену.
Экспертная система по структуре базы знаний и принципам, положенным в основу написанных правил-продукций, походить на реальную (реального уровня сложности) экспертную систему, содержать 60 правил, обеспечивает не менее, чем двухуровневое принятие решений (с использованием промежуточных фактов).
Система ограничена множество критериев, которые обрабатываются экспертной системой. В таких ситуациях экспертная система на некоторые вопрос, может находить некорректное решение или результат с ответом "по данному вопросу ничего не найдено.
База знаний составлена из набора фреймов и правил. Формат представления базы знаний изображен на рисунке 1.
Рис. 1 - База знаний
Экспертная система по выбору торта. При запуске на экране появляется выбор торта по первому критерию "Выбор типа коржа (бисквитный, слоёный, песочный)". Окно вопроса отображено на рисунке 2.
Рис. 2 - Выбор типа коржа
После чего пользователю аналогичным образом задаются все остальные вопросы "Выбор типа крема", "Выбор типа наполнителя" и заключающимся вопросом является критерий цены, который требует ввод неотрицательного числа, данный критерий осуществляет поиск по диапазону цен указанных в базе знаний "Сколько денег вы готовы потратить". После чего пользователю отображается результат, показанный на рисунке 3.
Рис. 3 - Результаты выбранных критериев
В текущий момент торт можно выбирать как на прилавках, так и осуществлять индивидуальные заказы с кондитерского предприятия или частных фирм. Торт является популярным продуктом, так как его покупают на все праздники такие как дни рождения, свадьбы или просто на личных встречах. Поэтому выбранная кулинария должна отвечать всем требованиям к готовому продукту и в этом может помочь экспертная система.
Данная экспертная система помогает выбрать торт, по небольшому количеству критериев. Это очень просто и удобно для пользователя. В дальнейшем можно добавить больше критериев, для более подробного выбора и более точного получения результатов.
Список литературы
1. Студопедия. Базы знаний предприятий и организаций // URL: http://studopedia.org/4-89186.html
2. Гаврилов А.В. Системы искусственного интеллекта: Учеб. пособие / А.В. Гаврилов - Новосибирск: НГТУ, 2001. - 67с.