ИСТОРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПОЛИХРОМИЯ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПОЛИХРОМИЯ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСКА

Гальцова О.И. 1
1Филиал Воронежского государственного технического университета в г. Борисоглебске, Борисоглебск.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История Борисоглебска, характерного провинциального города юга России, насчитывает три этапа развития архитектурно-планировочной структуры. На первом этапе, в конце 17- начале 19 века, формировался город и его слободы, складывалась свободная, обусловленная ландшафтом местности, композиция поселения. На втором этапе, в первой половине 19 в., произошло преобразование планировочной структуры города на основе применения регулярного градостроительства. Для третьего этапа, во второй половине 19- начале 20 века, был характерен территориальный рост города, дальнейшее формирование его функциональной структуры, а также архитектурно-пространственной среды, которая в значительной мере сохранилась до нынешнего дня.

Церкви были главными планировочными и визуальными доминантами города Борисоглебска. На нынешний день историческая застройка города практически не изменилась. Однако имеется ряд невосполнимых потерь, потеряны 10 церквей:

  • Соборный городской храм Преображения Господня

  • Храм Сретения Господня

  • Церковь полковая Преподобного Серафима Саровского.

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • Домовая Церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова при техническом железнодорожном училище.

  • Домовая Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского в Александровской мужской гимназии.

  • Часовня Преподобного Серафима Саровского.

  • Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть».

  • Покровская тюремная Церковь, домовая.

  • Борисоглебский Хренников Александро-Невский мужской монастырь.

К данному времени в городе сохранилось четыре культовых здания, а так же две домовые церкви.[1]

  • Знаменский храм

Знаменский храм размещен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска.

  • Казанская церковь

В 1703 году в Борисоглебске была создана деревянная Казанская Церковь. Находилась она на том месте, где стоит ныне каменный Казанский храм – на улице Садовой у городского кладбища. Деревянное здание кладбищенской часовни неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла. Последний раз это бедствие постигло верующих в августе 1806 года. В 1811 году Консистория дала разрешение на строительство каменного здания храма. И старанием священника Евфимия Петрова была выстроена и освящена Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

  • Никольский храм

Южным фасадом храм обращен к улице Октябрьской, западным - к Бланской. В 1895 году в солдатской слободе был построен. В 1992 году церковь освящена во имя Святого Николая Чудотворца.

  • Храм Бориса и Глеба

Находится при пересечении с улицей Народной, на месте, где в конце 17 века стояла Павловская крепость. Первая деревянная церковь Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 г. В 1706 г. она сгорела, и вместо нее был выстроен деревянный собор, простоявший до 1784 года. С 1992 года администрацией города Борисоглебска были начаты реставрационные работы. 15 мая 1998 года состоялся первый крестный ход вокруг стен возрождающегося храма. 6 августа 2009 года, впервые за 90 лет, была совершена первая Божественная Литургия в восстановленном правом приделе в честь Успения Божьей Матери.

[2] Народные жилища так же являются памятниками архитектуры города. Рассмотрим несколько примеров:

Во второй половине 19- начале 20 в. Площадь по периметру застраивается кирпичными доходными и торговыми домами, банковскими, учебными заведениями , особняками. В 1899 г. в центре площади было возведено здание Мариинской гимназии, башни, и шпили которого стали играть заметную роль в панораме города.

  1. Мариинская Женская Гимназия (пер. Суровикина, 1/48)

Построена в центре Новособорной площади в 1899 г. Нынешнее расположение гимназии - по линии застройки переулка, на некотором расстоянии от улиц Ленинской и Советской. Главным восточным фасадом здание обращено к ул. Ленинской.

Здание гимназии двухэтажное, кирпичное, стены оштукатурены. Это одна из красивейших построек города, напоминающая французские замки 16-17вв.Декоративная отделка фасадов здания насыщенна и включает в себя элементы ренессанса. Стены рустованы и завершены карнизом. Окна прямоугольные, в профилированных наличниках с замками.Тамбуры увенчаны балюстрадой открытых балконов. В интерьерах здания сохранились печи с белыми рельефными изразцами, украшенными растительным и геометрическим орнаментом, лепные карнизы и розетки в актовом зале, фигурные металлические ограждения лестниц.

  1. Народный дом (ТЕАТР) (ул. Народная, 40)

Расположен при пересечении с ул. Свободы в «новой» восточной части города. Главным северным фасадом обращен к небольшой театральной площади. Строительство Народного дома началось в 1911 г. на средства купца Ефима Дмитриевича Мягкова. В 1915 г. состоялось торжественное открытие Народного дома.

В 1930 г. здание было занято драматическим театром, находящимся здесь и по сей день. Построенное из кирпича в формах неоклассицизма, здание Народного двухэтажное, с полуподвалом и подвалом. Первоначально фасады не были оштукатурены и декоративные детали соответствовали позднему модерну. В 1950-е гг. здание незначительно перестраивается, стены штукатурятся, декор акцентируется в стиле советского постклассицизма.

  1. Особняк Полякова (ул. Свободы, 162)

[3] Построен в начале 20 века. Расположен в южной части улицы. В выразительном облике здания различные направления эклектики соединены с ярко выраженными формами раннего модерна.

Композиция фасадов слагается из частей с различной стилистикой форм (русский и восточный стиль, подражание классицизму, модерн). Главный фасад условно делится на три части. Центральная- входная, акцентирована портиком: две тосканские колонны, стоящие на постаментах, объединенных изящной балюстрадой. Фасадная грань кровли дополнена металлическим картушем с килевидным верхом. Южная и центральная части фасада объединены террасой, навес которой начинается от портика и поддерживается на углу третьей тосканской колонной. Все части фасада объединены общими декоративными деталями: разноцветными керамическими вставками, ступенчатыми накладками на лопатках, надцокольным карнизом с частыми кронштейнами, ажурной парапетной решеткой в стиле модерн.

  1. Здание, в котором размещалась женская гимназия Оржевской (ул.Свободы 191)

Расположено в центре города, напротив театра. Построено в 1880-е гг. для купеческого клуба. С соседним зданием электро-театра ранее было соединено кирпичной двухэтажной вставкой с проездом во двор и галереей переходом по второму этажу.

Гимназия была учреждена в 1915 году, как частное женское училище, Серафимой Васильевной Оржевской, преподавательницей русского языка. Двухэтажное кирпичное, лицевой кладки здание- одно из самых выразительных общественных сооружений города, близкое по своей объемно-планировочной композиции к дворянскому особняку 19 века. Во внешнем убранстве фасадов использованы элементы русско-византийского стиля.

Таким образом, пространственное цветовое поле города помогает человеку различать здания, районы, ориентироваться в городском пространстве, создавать зрительный комфорт. Цветовой бассейн города- «вместилище цветовых гармоний», органически связанных с рельефом, массивами зелени и городской застройкой. Колористика города способна вызвать у человека эстетические эмоции. Эта эстетическая подоснова служит канвой конкретных художественно- композиционных цветовых решений отдельных объектов, комплексов и, по возможности, всего объемно-пространственного тела города. Подчеркнем, что цвет важен не только в виде отдельных произведений монументально-декоративного искусства, а прежде всего как система архитектурной полихромии. Лишь в этом случае реализуется художественно-эстетическая функция колористики города.

Список литературы:

  1. Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2002. – 677 с.

  2. Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн. - М.: Архитектура-С, 2006.Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2002. – 677 с.

  3. Ожерельева О.В. Основы дизайнерского искусства: Учебное пособие для вузов. - Борисоглебск, 2008.

Просмотров работы: 150