Рисунок 1. Структурное деление по отраслям муниципальных образований Ивановской области.
Региональный бюджет является средним в общей структуре бюджетной системы. Как и все бюджеты, он проходит несколько стадий до момента своего осуществления.
РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
Разработка закона об исполнении бюджета проходит в 3 стадии. Начиная с планирования-это стадия, при которой осуществляется подготовка проекта, в нем указываются ответственные лица, порядок и сроки разработки и предоставления. Непосредственно самим бюджетом и его разработкой, а также прописыванием статей доходов и расходов и прогнозами занимается исключительно Департамент Финансов Ивановской области. [2]
2 стадия планирования-это прямое рассмотрения проекта закона об исполнении бюджета. Рассмотрением и одобрением этого проекта занимается Правительство Ивановской области с целью внесения Губернатором Ивановской области в Ивановскую областную Думу. При этом сроки внесения не позднее 1 июня действующего финансового года.
3, и завершающая стадия планирования проекта закона является его утверждение. Он утверждается Ивановской областной Думой в виде закона Ивановской области. После публикации и внедрения данного закона Департамент Финансов начинает прямую разработку самого бюджета Ивановской области. [3]
Рассмотрим и проведем анализ доходной части бюджета в сравнении за 2015-2016 год.
Рисунок 2. Структура доходов областного бюджета в 2015 – 2016 годах
Данная таблица ярко отображает динамику изменения бюджета Ивановской области по доходной части. Мы видим, что в 2015 году доходная часть бюджета составила 30185,8 млн. рублей. При этом налоговые доходы в структуре составили 52,5%, 45,6% и безвозмездные поступления 1,9%. Как видно по заключению, налоговые доходы занимают чуть больше половины от всех доходов.
В 2016 году доходная часть составила 30865,2 млн. руб. Налоговые доходы заняли 59,0%, а неналоговые 38,6%. Как мы видим по сравнению с 2015 годом все показатели увеличились. При этом в структуре доходов, налоговая часть заняла более существенную часть чем неналоговая, что говорит об изменении источников дохода в бюджете.
Рассмотрим расходную часть бюджета Ивановской области за 2016 год.
Рисунок 3. Структура и динамика областного бюджета по разделам классификации расходов в 2015 - 2016 годах
Данная гистограмма отображает динамику расходов бюджета Ивановской области. Как мы видим основные статьи расходов являются социальная политика и образование. Именно такие приоритеты ставит на сегодняшние день Российская Федерация и Ивановская область. График показывает, что по сравнению с 2015 годом расходы на социальную политику увеличились в 1,5 раза. Однако при этом статьи расхода по образованию несущественно сократились. [3]
Стоит сказать о такой части в бюджете, как государственный долг. К сожалению Ивановская область является депрессивным регионом и имеет дефицит в бюджете. Следовательно имеет объем государственного долга.
Объем государственного долга составил:
на 01.01.2015 – 12 330,5 млн. руб.;
на 01.01.2016 –15 648,0 млн. руб.;
на 01.01.2017 – 16 825,7 млн. руб.
Соотношение объема госдолга к объему налоговых и неналоговых поступлений:
2014 год – 75,7%;
2015 год – 95,3%;
2016 год – 88,8%
Основная причина роста госдолга – финансирование дефицита областного бюджета.
В заключении стоит сказать о методах выхода из дефицита бюджета и направления развития бюджетной политики Ивановской области. Основные усилия Правительство Ивановской области вкладывает в сбалансированность бюджета, а также повышения статей дохода и снижения статей расходов. Повышение эффективности в реализации бюджета является основной задачей для руководства региона, а также выход из депрессивной ситуации в бюджете.
Список использованной литературы.
http://www.gks.ru/ Интернет-ресурс // Дата обращения (22.12.2017)
http://www.ivanovo.gks.ru/ Интернет-ресурс // Дата обращения (24.12.2017)
Бюджет для граждан // Выписка из Департамента Финансов Ивановской области // Дата обращения (24.12.2017)