В Японии целые железнодорожные составы собираются из полых экструдированных профилей, соединенных с помощью этой технологии. При осмотре специалистами Ржд завода HITACHI в Японии( а HITACHI – полный железнодорожный системный поставщик подвижного состава), явный интерес представляют новые технологии по высокоскоростной резке и сварке алюминия методом трения. Данная технология дает следующие преимущества против обычной аргонно-дуговой сваркой:
- высокая прочность и минимальные искривления;
-гладкие поверхности;
- наилучшая подгонка для модульного дизайна.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что изменение сварочных процессов вызывает изменение конструкции.Конструкция железнодорожного вагона меняется до сварной с двойной обшивкой, полученной из прессованных алюминевых прутков.Выполнение многомерных швов в сварке трением с перемешиванием задача трудная, и требует прогрессивной системы управления. Это объясняется тем, что роботы обычно не разрабатываются для контактных операций и крайне редко рассчитаны на контактные усилия, испытываемые во время РСТ-сварки.
Выполнение многомерных швов в сварке трением с перемешиванием (FSW) пока еще остается трудной задачей. Это объясняется тем, что проектирование машин преимущественно осуществляется с целью достижения требований процесса, а не гибкости движенийуспешно запустить новейшую разработку в сварке трением с перемешиванием - установку FSW - Rosio. Это роботизированный сварочный комплекс для выполнения трехмерных швов посредством сварки трением с перемешиванием.Сварка трением с перемешиванием научно исследована и применяется зарубежом и широко внедряется в нашей стране.
Данный метод сварки, защищенный патентомTWI (Института Сварки Великобритании) завоевывает все новые позиции и используется в том числе в роботизированном производстве. При сварке трением с перемешиванием энергия выделяется за счет трения вращающегося инструмента, на который надавливает робот, и переносится на зону стыка свариваемых деталей.
Описание процесса:
Робот с силой вжимает вращающийся инструмент в зону стыка.
Инструмент на несколько секунд задерживается в месте внедрения и за счет его трения о деталь последняя нагревается почти до температуры плавления.
Благодаря подающему движению вращающийся инструмент перемещается вдоль шва под высоким давлением.
В конце шва робот убирает инструмент.
Существенные преимущества данной технологии:
1. Не нужен присадочный материал и защитный газ;
2. Высокая прочность шва;
3. Возможность соединения различных материалов;
4. Относительно низкие температуры - меньше деформаций.
Следует отметить, что при этой технологии используется большая сила прижима, и из-за этого ограничены пространственные возможности, так что она подходит только для сварки деталей с очень большой площади в положении «в лодочку». Отличные результаты были достигнуты при сварке алюминиевых сплавов.
В производстве железнодорожных подвижных составов все чаще использует технологию перемешивающей сварки благодаря сочетанию экономической эффективности процесса с хорошими эксплуатационным характеристикам получаемых швов. Конструкции, изготовленные сваркой перемешиванием, произвели настоящую революцию в строительстве поездов и трамваев. В докладе об аварии в Великобритании было рекомендовано рассмотреть вопрос «об использовании альтернативы сварке плавлением» и «об использовании улучшенных марок алюминия, которые были бы менее подвержены ослаблению на швах, полученных сваркой плавлением». В Европе поставщики производителей железнодорожного подвижного состава используют этот процесс для изготовления крупных панелей, полученных сваркой алюминиевых экструдированных профилей. Компания Alstom LHB (Германия) с 1997 года применяет панели, сваренные методом перемешивания одностенногоэструдированного алюминиевого профиля, для изготовления крыш железнодорожных вагонов пригородных поездов Копенгагена.Последние исследования ударопрочности алюминиевых вагонов наглядно продемонстрировали преимущества использования соединений сваркой перемешиванием, а также перспективность дальнейшего совершенствования и оптимизации этой инновационной технологии. Так пять железнодорожных компаний – Alstom, CAF, AngelTrains, HSBC Rail и «RSSB» объединились в проект EuroStir с целью развить применение сварки перемешиванием в железнодорожной отрасли, выведя эту прогрессивную технологию из лабораторий и внедрив ее в промышленные производственные цеха.
В настоящее время в России остро ощущается нехватка современных центров компетенций по обработке материалов для вагоностроительной отрасли, авиации, транспортного машиностроения, автомобилестроения, судостроения и других отраслей промышленности, в том числе в части сварки алюминиевых полуфабрикатов. Создана Алюминиевая Ассоциация. Внедряется План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016-2017гг., утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 28 ноября 2016 года №ДМ-П9-7475.ЗАО «Чебоксарское предприятие.
«Сеспель» - единственное предприятие в России, выпускающее все виды подобной продукции для перевозки различных грузов. Для сваривания конструкций используют следующие виды сварки: Ручная аргонодуговая сварка аппаратами Fronius,автоматическая сварка роботом Fanuc,сварка трением с перемешиванием (СТП:,установка СТП 14, установка СТП-4ПЛ,Совместно с Институтом физики прочности и материаловедения
Сибирского Отделения РАН (ИФПМ СО РАН) заключен договор о технологическом партнерстве в области сварки трением с перемешиванием, направленный на развитие научно-технического и промышленного потенциала сторон и достижение конкурентного
преимущества сторон в области сварки трением с перемешиванием.
Сегодня конструкции поездов из алюминия характеризуются значительно более высокой сопротивляемостью ударным воздействиям. Современные железнодорожные вагоны все чаще изготавливают из алюминиевых продольно экструдированныходностенных или двустенных полых профилей. Повышается конструкционная прочность и безопасность железнодорожных вагонов. Благодаря отсутствию пересекающихся сварных швов и высокой стойкости панелей из них к продольным изгибам обеспечивается лучшая сопротивляемость вагона фронтальным ударам. Эти перспективные технологии стали широко внедрятся как инновационные в настоящее время при использовании роботизированной сварки смешиванием в современном вагоностроении. Изготовление железнодорожных вагонов — хорошо регламентированный и стандартизованный отраслевой сегмент. Несмотря на это, конструкторы и производители железнодорожных вагонов всегда ищут новые методы снижения веса, повышения коррозионной стойкости, высокой эффективности и надёжности. Более важными задачами в сфере автоматизации сварочных процессов являются поиск и отслеживание сварных швов. Чем выше точность работы систем, поиска и отслеживания сварных швов, тем выше может быть степень автоматизации и роботизации.. На практике используются механические системы с датчиками нагрузки, системы с лазерным наведением или система распознавания прикосновений .Автоматизация и роботизация является самой непростой задачей в сборке железнодорожных вагонов: чем выше доля автоматизированных процессов при производстве, тем сложнее технологические задачи, но тем выше качество и уровень экономической эффективности.Сварка перемешиванием является сегодня для российской промышленности инновационным методом, который технологически и экономически целесообразно широко использоват
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Трехмерная ротационная сварка трением на железнодорожном транспорте -Режим доступа :http://promsvarka.by/stati/texnologii/esab-3d-ustanovka-dlya-svarki-treniem 2. Мнение РЖД о скоростных дорогах Японии - Режим доступа: http://www.1520mm.ru/superTrain/rzd-v-japan.phtml 3. Инновационный метод – сварка перемешиванием - Режим доступа: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=204&group_id_4=58 4. Сварка железнодорожных вагонов : задачи в области материалов , процессов и автоматизации.- Режим доступа http://tctena.ru/stati/svarka-zheleznodorozhnyix-vagonov