МЕХАНИЗМ ПРЕВЕНТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕХАНИЗМ ПРЕВЕНТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Дробышева О.В. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет имени Г.Ф. Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодные лесные пожары на территории Российской Федерации в большей степени связаны с нарушениями населением требований пожарной безопасности в лесу. Эти нарушения носят катастрофический характер, ведь 1/3 площади лесов страны относится к высокой и чрезвычайно высокой пожарной опасности [1].

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб [2,3].

Природные пожары лета 2010 года показали необходимость усовершенствования не только лесного законодательства, но и всего превентивного механизма управления региональной системой охраны лесов от пожаров.

Региональная система охраны лесов от пожаров на примере ГБУ Рязанской области «Пожлес» включает в себя министерство лесного хозяйства Рязанской области во главе с министром лесного хозяйства (главным государственным лесным инспектором Рязанской области), законодательную базу:

  1. Закон Рязанской области от 16.03.2006 г. №28-ОЗ «О пожарной безопасности в Рязанской области»;

  2. Постановление Правительства Рязанской области от 5.10.2010 г. №240 «Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области»;

  3. Постановление Правительства Рязанской области от 9.04.2008, №74 «Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Рязанской области»;

  4. Постановление Министерства природопользования Рязанской области от 25.04.2017 г. №12 «Об установлении перечня должностных лиц министерства природопользования Рязанской области, имеющих право при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах составлять протоколы об административных правонарушениях»;

  5. Закон Рязанской области от 04.12.2008 г. №182-ОЗ «Об административных правонарушениях»;

  6. Постановление Правительства Рязанской области от 27.04.2011 №95 «Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Рязанской области».

ГБУ Рязанской области «Пожлес» является государственным бюджетным учреждением, подведомственным министерству природопользования Рязанской области по осуществлению превентивного управления в сфере охраны лесов от пожаров.

Для предупреждения лесных пожаров в лесах Рязанской области, согласно утвержденному госзаданию Министерством природопользования Рязанской области осуществляется:

  • реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

  • прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

  • снижение природной опасности путём проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

  • проведение противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесы горючих материалов;

  • прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;

  • благоустройство зон отдыха граждан, временно пребывающих в лесах;

  • установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в целях обеспечения пожарной безопасности;

  • установка и размещение стендов и других знаков и указателе, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;

  • установка и размещение билбордов;

  • выпуск газеты по предупреждению населения;

  • тушение лесных пожаров.

Механизм превентивного управления региональной системой охраны лесов от пожаров предполагает повышение эффективности использования системы охраны лесов, путём сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров посредством реализации 5ти этапов:

Рисунок 1–Этапы механизма превентивного управления региональной системой охраны лесов от пожаров

Основные ожидаемые результаты реализации механизма превентивного управления региональной системой охраны лесов от пожаров определены в соответствии с поставленной задачей – сократить потери лесного хозяйства от пожаров при предусмотренном финансировании.

Нами разработан механизм превентивного управления ГБУ РО «Пожлес» (рисунок 2).

В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров – применения механизма превентивного управления региональной системой охраны лесов от пожаров, предполагается:

- реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в Рязанской области эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров в регионах, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

 

Руководитель ГБУ РО Пожлес

 

 

Мониторинг пожарной опасности в лесах

4 этап

 

 

1 этап

Создание и обеспечение оборудованием специальных диспетчерских служб

 

 

2 этап

Организация системы взаимодействия при тушении лесного пожара

 

 

3 этап

Обеспечение выполнения плановых мер по противопожарному устройству лесов

 

 

5 этап

Внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров с помощью технологий

устройству лесов

 

Рисунок 2–Механизма превентивного управления ГБУ РО «Пожлес»

- дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты применения которых позволят сократить сроки обнаружения лесных пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных служб об угрозе лесных пожаров. Осуществление комплекса профилактических мероприятий, укрепление кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, обеспечение межрегионального маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой и оборудованием поднимут показатели оперативности тушения лесных пожаров до уровня лучших в этой сфере зарубежных стран;

- создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы по охране лесов от пожаров;

- разработка и внедрение новых средств обнаружения (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров) лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.);

- организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой и оборудованием.

Реализация мероприятий по указанной задаче обеспечит сокращение площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, а также сохранение лесистости территории Рязанской области.

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г.№318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091762

  2. Зиновьева И.С., Кобыльская К.И. Роль лесных ресурсов в развитии экономики региона с в сборнике: «Развитие идей Г.Ф. Морозова при переходе к устойчивому лесоуправлению»: Материалы международной научно-технической юбилейной конференции. – Воронеж, 2017. – С. 315-317.

  3. Зиновьева И.С. Лесной фонд России как объект экономического управления Текст // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2013. - Т. 17. -№ 17 (120). - С. 39-41.

Просмотров работы: 108