СВЕТОЧ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЛАГОЧЕСТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СВЕТОЧ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЛАГОЧЕСТИЯ

Колиева Л.В. 1
1филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г.Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что принесло с собой христианство на Северный Кавказ, какое влияние оказало оно на мораль, культуру и быт горских народов?

Ставрополье является географическим и политическим центром Северного Кавказа – многонационального и поликонфессионального региона. После присоединения Предкавказьяк Российской империи Ставрополь стал аванпостом Русской Православной Церкви (РПЦ). Вот почему учреждение Ставропольской Духовной Семинарии в1846 г. было закономерным шагом на пути распространения и утверждения Святого Православия – духовной опоры русского народа в неспокойном регионе России.

История учебного заведения такова. В 1842 г. из состава Астраханской епархии была выделена Кавказская епархия, которую в следующем году возглавил епископ Иеремия Соловьев (1799-1884). До своего назначения на Кавказ он руководил Киевской духовной академией, а с 1841 г. став епископом возглавил Киевскую митрополию.

Преосвященный епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (1843-1849), вступив в начале 1843 г. в управление новообразованной Кавказской епархией, увидел ее плачевное состояние. Среди населения широко распространялись учения раскольников и сектантов, со стороны же духовенства не было особенного религиозно-нравственного этому противодействия по причине малочисленности и малообразованности.[1]

Считая открытие семинарии в епархии делом настоятельной необходимости, епископ Иеремия, в декабре 1843 г. обратился с соответствующей докладной запиской в Священный Синод. В ней глава епархии убедительно обосновал необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе, и из горских народностей края: как для проповеди православия среди местных народов, так и для противодействия сектантам.

Большую помощь в организации духовного учебного заведения оказал наместник Кавказа, князь М.С. Воронцов. На положительное решение также повлияло крупное денежное пожертвование полученное епископом на строительство здания семинарии, от благотворителя пожелавшего остаться неизвестным.[2]

Наконец, 20 июля 1846 г. постановление Священного Синода об открытии в Ставрополе Кавказской Духовной Школы (семинарии)получило Высочайшее утверждение.

Священный Синод своим решением от 23 августа 1846 г. ректором семинарии определил инспектора Казанской Духовной Академии, профессора богословия архимандрита Серафима. На должность инспектора был определен наставник Тверской семинарии профессор, магистр богословия, иеромонах Герасим.

Официальное открытие Кавказской Семинарии состоялось 13 ноября 1846 г., в день памяти Иоанна Златоуста.

В первый год существования Кавказской Духовной школы в ней было 5 наставников: ректор, инспектор и три преподавателя. На низшее отделение Семинарии было принято 55 учащихся. Воспитанникам вменялось в обязанность посещение воскресных и праздничных богослужений.

В план учебных занятий были включены следующие дисциплины: история Церкви, Библейская история, алгебра, риторика, поэзия и др. Кроме греческого, латинского и немецкого языков, также факультативно изучали калмыцкий, татарский, осетинский языки. На низшем отделении, как, впоследствии, и на двух других (среднем и высшем) обучение составляло двухгодичный курс. Учебным планом предполагалось шесть учебных дней в неделю, по четыре урока в день. Рекомендовано было также открыть класс иконописи.

Кавказская Семинария была открыта, главным образом, для удовлетворения местных церковных нужд, здесь получали образование осетины, абхазы, калмыки и другие.

Большое значение для развития семинарии имела деятельность епископа Кавказского и Черноморского Игнатия Брянчанинова (1857-1861). Благодаря его стараниямв 1860 г. семинарии были выделены три дома, находившиеся рядом с Андреевской церковью (ныне – Кафедральный собор св. апостола Андрея Первозванного).

Особое внимание среди светских дисциплин, изучавшихся в семинарии, епископ Игнатий уделял философии и логике. В 1861 г. Святитель Игнатий передал в дар Семинарии 180 томов из личной библиотеки.[1]

Первым зданием, в котором размещалась семинария, был дом городского головы, купца И.Г. Гониловского (ныне – Вечерняя школа-лицей: пр.К. Маркса, 46). Здесь Семинария находилась до начала 60-х гг. Вторым помещением Семинарии был дом на Александровской площади купца Я.Н. Крутицкого. 29 декабря 1878 г. Указом Священного Синода Преосвященному Герману разрешено было построить здание для Кавказской семинарии. В 1883 г. постройка была завершена. В самом здании был устроен семинарский храм во имя святителя Дм. Ростовского. Ныне здание семинарии занимает Северо-Кавказский федеральныйуниверситет.

В 1885 г. на Кавказе были учреждены две новые епархии: Владикавказская и Сухумская. По причине изменения границ епархии, Кавказская епархия была переименована в Ставропольскую. Соответственно, и семинария стала именоваться Ставропольской.

В 1896 г. Духовная школа торжественно отметила 50-летие. За полвека своего существования семинария действительно стала центром христианского просвещения на всем Юге России воспитав множество достойных пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других деятелей, послуживших Отечеству.[2]

Немало преподавателей Ставропольской (Кавказской) семинарии были известны своими литературными и учеными трудами. Наиболее известны труды: инспектора семинарии священника Н.П. Малиновского «Православное догматическое богословие», «Практическое руководство для пастырей» и «Православная христианская литургика» Ф.Д. Хорошунова, «Опыт нравственного богословия» и «Введение в православное богословие» И.Г. Пятницкого. В свое время преподавал в семинарии и известный краевед Г. Прозрителев. Последующие 25 лет своего существования Ставропольская семинария действовала под архипастырским руководством архиепископа Ставропольского и ЕкатеринодарскогоАгафодора.

В связи с революционными событиями в Ставрополе (1905-1907) дважды занятия в Духовной семинарии прекращались.

В 1918 г. семинария была закрыта большевистскими властями. В 1946 г. она была открыта вновь. В ноябре 1946 г. преподавателей и первых 12 студентов возрожденной духовной школы приветствовал Владыка Антоний (Романовский). Ставропольская Духовная Семинария в суровые послевоенные годы была первой возрожденной Духовной школой, в которой нашли приют маститые преподаватели дореволюционных Академий РПЦ. Ректором семинарии был назначен протоиерей Иоанн Богданович, кандидат богословия Московской Духовной Академии, инспектором –кандидат богословия Александр Иванович Преображенский.

Семинария разместилась в помещениях, прилегающих к Крестовоздвиженской церкви г. Ставрополя. Церковный Устав, Литургику, Церковную историю и историю Ветхого Завета вел ректор. Богословские и иные дисциплины преподавали: кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии И.А. Самойлович; П.Н.Евладов; кандидат богословия П.С. Харламов; И.И.Зеленицкий; кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Амвросий (Богданов). [1]

Ректор семинарии протоиерей Иоанн Богданович одновременно был настоятелем Крестовоздвиженской церкви. В 1950 г. состоялся первый выпуск возрожденной Ставропольской Духовной семинарии. В этом году ее окончило 10 человек. За последующие14 лет семинария дала Церкви около 200 священнослужителей. Из стен Ставропольской семинарии того периода вышло четыре архипастыря. В 1960 г. ее закрыли вновь.

К 1000-летию Крещения Руси трудами покойного архиепископа Антония (Завгороднего) впервые в СССР в Ставрополе было открыто духовное училище. 16 февраля 1989 г. состоялись вступительные экзамены, а 20 февраля начали занятия двадцать первых студентов. Первым ректором возрожденного Духовного училища был назначен кандидат богословия протоиерей Петр Савенко. Новый учебный год студенты училища встретили в специально отстроенном трехэтажном здании с храмом в честь Святителя Игнатия (Брянчанинова), Епископа Ставропольского.

В январе 1990 г. на Ставропольскую кафедру назначен митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон. В праздник Сретения Господня Владыка отслужил Божественную Литургию в своем Кафедральном Соборе и объявил о возрождении в Ставрополе Духовной семинарии и пожертвовал семинарии 1000 томов из личной библиотеки и 45 тысяч рублей личных сбережений.

День 15 февраля 1990 г. вошел в историю, как день третьего возрождения Ставропольской Духовной семинарии. Первым Ректором возрожденной семинарии стал сам митрополит Гедеон Докукин. [2]

В последующие годы семинарию возглавляли: доктор теологии доцент архимандрит Макарий Веретенников (1990-1991),архимандрит Евгения Решетникова (1991-1994), архиепископ Валентин Мищук (1994-1995), архимандрит Никон Лысенко (1995-1996), опять митрополит Гедеон(1996-2003), Преосвященнейший Феофан Ашурков, архиепископ Ставропольский и Владикавказский (2003-2011). С 30 мая 2011 г. Ставропольскую Духовную семинарию возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл Покровский.

В настоящее время Ставропольская Духовная семинария является одним из лучших региональных высших духовных учебных заведений РПЦ.

Значительно увеличен фонд библиотеки (около30 тысяч томов). Библиотека оснащена современной техникой, оборудованием позволяющим формировать электронный каталог, множить конспекты и осуществлять поиск через литературы интернет. Имеется оборудованный для индивидуальных занятий читальный зал, который так же служит местом проведения диспутов и конференций со студентами и преподавателями вузов, заинтересованных в связях с РПЦ.Самое пристальное внимание уделяется качеству образования студентов, особенно богослужебному пению и чтению. Регулярно проводятся нравственно-назидательные беседы с учащими и учащимися семинарии. Семинария имеет все необходимое для осуществления нормального учебного процесса. Студенты обеспечены общежитием, питанием.[2]

Знание о Православии – органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма. Изучение детьми истории и традиций своей религии рассматривается верующими в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка. Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к вероучению даст основу для прочного мира в XXI веке. Изучение школьниками Основ православной культуры необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к Отечеству и его истории, к институту семьи, к высоким духовно-нравственным ценностям.

Библиографический список

1. Духовное образование на Северном Кавказе. UPL: http://stpds.ru/news/

2. Краткий очерк истории Ставропольской Духовной Семинарии. UPL: http://www.patriarchia.ru/db/text/111105.html (Дата использования 30 апреля 2016 г.).

Просмотров работы: 85