ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК РОДИТЕЛЕЙ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК РОДИТЕЛЕЙ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

Шехирина М.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. На сегодняшний день накоплено множество фактов, доказывающих негативное влияние никотиновой и алкогольной зависимости на организм человека. Курение может быть причиной большого количества разнообразных заболеваний и стать причиной летального исхода. Алкоголь, попадая в кровь, оказывает токсическое действие на все органы, вызывая химическую зависимость, а при регулярном отравлении, и патологию всего организма.

Неблагоприятное воздействие этих вредных привычек может сказываться не только на здоровье человека, непосредственно употребляющего токсические вещества, но и на состоянии окружающих его людей. Одним из самых известных примеров этого утверждения является пассивное курение. Человек, находящийся вблизи от тлеющей сигареты, вдыхает наиболее вредные побочные продукты горения табака.

При этом наиболее восприимчивы к пассивному влиянию со стороны вредных привычек взрослых, оказываются дети. На первых этапах своего развития, в период формирования всех основных систем организма, негативное воздействие от употребления спиртного или курения родителями может оказываться путем переноса токсических веществ через плацентарный барьер и молоко матери. Вредные привычки родителей так же могут причинять вред организму ребенка косвенно: через наследственные факторы или посредством развития различных стрессовых ситуаций, которые могут возникать в их семьях, и неблагоприятно влиять на детскую психику.

Негативные последствия вредных привычек родителей проявляются на их детях постепенно, путем аккумуляции воздействий на протяжении всей жизни ребенка. Накопительный эффект достигается за счет последовательного появления нарушений на ранних стадиях онтогенеза, которые затем служат причиной более серьезных отклонений в старшем возрасте. Таким образом, наиболее актуальной становится задача проведения ретроспективного исследования, в котором были бы проанализированы отдаленные последствия влияния никотиновой и алкогольной зависимости родителей на формирующийся организм ребенка.

Исходя из этого, целью нашей работы являлось выявление влияний вредных привычек родителей на раннее развитие детей 7-8 лет.

Организация и методы исследования. В нашем исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (7-8 лет), родившиеся и постоянно проживающие в г. Архангельске. Обследование проводилось с соблюдением всех принципов биомедицинской этики, изложенных в Хельсинской декларации по правам человека, и с письменного согласия родителей.

В ходе исследования была использована анкета «Особенности раннего развития ребенка» разработанная в Институте возрастной физиологии РАО. Она содержала в себе вопросы для родителей и учителей, объединенные в три независимых блока. К первому относились вопросы, касающиеся состояния здоровья родителей ребенка, особенности течения беременности и показатели развития младенца до года. Второй блок включал в себя пункты, охватывающие возрастной период от трех до шести лет. Третья часть анкеты содержала вопросы, касающиеся обучения ребенка в первом классе. Этот блок заполнялся учителями, и включал в себя, в числе прочего, данные об успеваемости по таким предметам как «русский язык», «математика» и «чтение». Степень успешности обучения первоклассников оценивалась по шкале от 1 до 3, где высший балл соответствовал оценке 3. При обработке анкетных данных, каждому ответу родителей соответствовал определенный балл, сумма которых по блокам отражала степень не благоприятности развития ребенка.

По итогам анализа анкетных данных, из общей выборки (83 человека) нами были сформированы две группы сравнения: контрольная, в которую вошли дети, чьи родители не имели вредных привычек (47 человек), и экспериментальная, включающая в себя первоклассников, у которых с хотя бы один из родителей имел никотиновую или алкогольную зависимость (36 человек).

Статистическая обработка собранных данных выполнялась в программе IBM SPSS Statistic 22. При анализе анкет первоклассников производилось сравнение контрольной и экспериментальной группы по параметрам развития детей в каждом из трех возрастных периодов. Значимость различий между показателями оценивалась при помощи непараметрического критерия χ2 Пирсона. Обнаруженные отличия считались статистически значимыми при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы при p < 0,05.

Результаты и обсуждение. Анализ анкетных данных показал, что у родителей, которые имеют вредные привычки больше процент детей находившихся на искусственном вскармливании по сравнению с группой контроля (22,2% и 6,4% соответственно χ2 = 9,013; df= 2; P = 0,011).

Это можно объяснить тем, что у кормящей женщины, под воздействием табачного дыма, происходит уменьшение объема грудного молока из-за снижения концентрации пролактина. Питание ребенка становится более бедным, так как в молоке снижается содержание витаминов и минеральных веществ, но появляются никотин и его побочные продукты [2]. Небольшая часть этих токсичных соединений, попадая в организм малыша, часто становится причиной нарушения сна, снижения аппетита, потери веса и задержек в развитии [1]. Именно поэтому, как правило, у курящих матерей период естественного вскармливания не превышает 4-6 месяцев, либо они сразу переходят на питание искусственными смесями.

В возрасте от трех до шести лет, у детей из экспериментальной группы чаще наблюдались проблемы с поведением: у 42,9% против 15,2% в группе контроля (χ2 = 8,620; df= 3; P = 0,035). Родители, имеющие никотиновую или алкогольную зависимость, отмечали у своих детей раздражимость, плаксивость, и повышенную возбудимость. Кроме того, среди этой группы был зарегистрирован больший процент детей недостаточно готовых к обучению в школе (38,9% против 13,3 % в контрольной группе χ2 = 9,813; df= 3; P = 0,020). Многие из них не умели читать, имели проблемы со счетом и трудности с написанием печатного текста.

Обнаруженные отличия можно объяснить тем, что на поведение детей, воспитывающихся родителями с вредными привычками, негативное влияние оказывает ранний переход на искусственное вскармливание. Известно, что в развитии эмоциональной сферы ребенка важную роль играет взаимодействие с матерью на самых ранних этапах онтогенеза. Одним из наиболее значимых факторов в формировании психологической связи мать-дитя является грудное вскармливание [3]. При естественном способе кормления у младенца формируется чувство удовольствия, умиротворения и радости. В то время как при питании из бутылочки ребёнок не получает достаточного уровня положительной стимуляции, и у него начинает преобладать отрицательный эмоциональный фон [2]. Таким образом, дети, которые находятся на искусственном вскармливании, в будущем испытывают меньшую привязанность к матери, что может отражаться в их непослушании и негативно сказываться на подготовке к школьному обучению.

В возрасте 7-8 лет у детей, родители которых имеют вредные привычки, отмечалось менее успешное освоение школьной программы в сравнении со сверстниками. По русскому языку отличную успеваемость продемонстрировали только 19,0% детей из экспериментальной группы, тогда как в группе контроля наивысший балл по этому предмету был выставлен 35,4% первоклассников (χ2 = 6,485; df= 3; P = 0,039). Максимальный балл по математике получили 19,4% детей, родители которых имеют вредные привычки, в то время как в контрольной группе доля детей с аналогичной оценкой составила 43,8% (χ2 = 5,906; df= 3; P = 0,052).

С учетом всех рассмотренных ранее факторов, низкая успеваемость ребенка в начальной школе также может рассматриваться как следствие негативного влияния вредных привычек его родителей. Проведенное исследование доказывает накопительный характер этих воздействий. В младенческом возрасте они выражаются в нарушении грудного вскармливания. В дошкольный период проявляются в виде проблем поведения из-за недостаточно сформированной эмоциональной связи между родителем и ребенком, что в свою очередь сказывается на подготовке к школьному обучению и в дальнейшем непосредственно на успеваемости.

Выводы.

1. Среди семей, в которых родители имеют вредные привычки, больше процент детей находящихся на искусственном вскармливании.

2. Родители, имеющие никотиновую или алкогольную зависимость, чаще других отмечают у своих детей проблемы с поведением и меньшую готовность к обучению в школе.

3. У первоклассников, которые воспитываются родителями с вредными привычками, наблюдается более низкая успеваемость по основным предметам в сравнении со сверстниками.

Список литературы

1. Влияние потребления алкоголя и табакокурения беременными женщинами на пре- и постнатальное развитие ребенка В. П. Марышев // Детская медицина Северо-Запада 2012 Т. 3 № 1 С. 22-25

2. К проблеме курения при беременности О.А. Кузина, Ю.С. Щетинина, Е.А. Зинченко // Теория и практика актуальных исследований. 2016. № 11. С. 119-126.

3. Прикладные аспекты иммунологической толерантности в системе «мать-плод» Ю.В. Тезиков, И.С. Липатов, Г. В. Санталова, Г. Р. Валеева, Н. М. Дремлюга, И.В. Козлова // Уральский медицинский журнал. - 2009. – Т.64, №10. - С. 121

1Научный руководитель: Кунавин Михаил Алексеевич – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии человека и биотехнических система САФУ имени М.В. Ломоносова.

Просмотров работы: 315