Кроме асимметрий низшего уровня, для мозга характерно латеральное распределение и высших психических функций. Под ним подразумевается специфичность вклада каждого полушария в осуществление любой сознательной деятельности. На сегодняшний день считается, что левое полушарие отвечает за аналитическое восприятие информации и процессы абстрагирования, а правое обеспечивает конкретику мышления и перцепцию целостных образов [4].
Функциональная асимметрия характерна и для вербально-символьной деятельности человека. Известно, что основные центры речепродукции (Брока) и речевосприятия (Вернике) представлены только в левой гемисфере, тогда как правая является вспомогательной [3, 4].
При реализации лексического компонента устной и письменной речи левое полушарие отвечает за дословно воспринимаемые слова, означающие конкретный предмет, а правое – за семантическую составляющую лексики, характеризующуюся способностью давать обозначения неопределенным визуальным образам. Формирование эмоционального компонента речи практически целиком осуществляется правой гемисферой – именно она отвечает за понимание человеком интонаций голоса и использование средств художественной выразительности [4].
Целью нашего исследования было изучение влияния функциональной асимметрии головного мозга на синтаксическую структуру письменной речи.
Организация и методы исследования. В исследовании на добровольной основе приняли участие 14 практически здоровых русскоговорящих студенток Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, средний возраст которых составил 21,5±0,38 года. Обследование проводилось на анонимной основе с соблюдением всех принципов биомедицинской этики, изложенных в Хельсинкской Декларации по правам человека (2013). Каждый участник заранее был проинформирован о цели проводимого исследования и ознакомлен со всеми применяемыми в нем методиками.
На первом этапе обследуемым предлагалось пройти тест на определение ведущего полушария головного мозга. Каждый участник исследования должен был ответить на семь вопросов, направленных на выявление присущих ему личностных качеств и привычных стратегий поведения. При последующей обработке результатов тестирования, каждый ответ респондента соотносился с определенным количеством баллов, сумма которых отражала особенности его функциональной асимметрии. При этом низкий суммарный балл (до 85) свидетельствовал о доминировании левого полушария, а высокий (свыше 130) – правого.
Следующим этапом нашего исследования являлся синтаксический анализ письменной речи обследуемых. С этой целью респондентам предлагалось написать небольшое эссе на тему «Приход зимы». Для получения более точных результатов участникам рекомендовалось использовать максимально свободный и привычный для них стиль изложения, не обращая внимания на структуру предложений и текста в целом. Какие-либо ограничения по времени и объему работы отсутствовали.
Анализ эссе проводился с точки зрения его синтаксиса и был основан на выявлении способов соединения слов в словосочетания и предложения различной степени сложности. Нами вычислялась средняя длина предложений в тексте, подсчитывалось количество таких синтаксических структур, как причастные и деепричастные обороты, независимые грамматические основы, вводные и обособляемые выражения и ряд других. На основе данных параметров рассчитывался интегральный показатель синтаксической сложности текста, который отражал среднюю частоту использования автором разнообразных грамматических конструкций.
Статистический анализ полученных данных проводился в программе SPSS 22.0. Для выявления взаимосвязи между показателями межполушарной асимметрии и синтаксической сложности текста применялся корреляционный анализ с расчетом непараметрического коэффициента Спирмана (ρ). Связь считалась статистически значимой при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы при p