АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАЛАЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАЛАЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Славгородская Д.Ю. 1
1Омский ГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного управления [4].

За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование обширного круга государственных расходов, тем самым, местные бюджеты оказывают содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

В муниципальные бюджеты после уплаты налогов и сборов в полном объеме поступают доходы от использования имущества в муниципальной собственности, также доходы от платных услуг которые оказываются бюджетными фирмами. Также в данные бюджеты поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления и законов субъектов РФ, ассигнования на дополнительные расходы, возникшие в результате решений, которые были принятые органами государственной власти, приводящие к увеличению расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований и другие неналоговые доходы, которые поступают в местные бюджеты по нормативам, установленным ФЗ, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Под расходами местных бюджетов понимается выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований в соответствии с правовыми актами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Расходы местных бюджетов также определяют как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и осуществления функций органов местного самоуправления[4].

Источники финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета[5].

Целью данной работы является проведение анализа бюджета Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.

Объектом исследования выступает Калачинский муниципальный район Омской области.

Предмет исследования - бюджет Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.

Для решения данной цели необходимо решить ряд задач:

- показать социально-экономическую характеристику Калачинского муниципального района Омской области, а также планирование и исполнение бюджета данного муниципального образования;

- провести анализ показателей бюджета Калачинского муниципального района Омской области;

В качестве информационной базы для данной работы выступает Бюджет Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.

Калачинский муниципальный район Омской области образован в мае 1925 года. Удаленность райцентра г. Калачинска от областного центра г. Омска составляет 88 км.

Калачинский муниципальный район Омской области расположен в восточной части Центрального экономического района Омской области. В состав муниципального района входят 12 сельских поселений и 1 городское (функции администрации городского поселения выполняет администрация муниципального района).

Площадь района составляет 2,8 тыс. кв. км или 2 % от территории Омской области. На территории района расположено 54 населенных пункта. Среднегодовая численность постоянного населения в 2016 году составила 39836 человек. Протяженность дорог составляет 770,74 км, в том числе 349,74 км дорог областного значения. Общая земельная площадь района составляет 284,0 тыс. га, из них более 200 тыс. га – сельскохозяйственные угодья, 12,0 тыс. га занято водой, 35,6 тыс. га занято лесом.

На территории района расположен ряд крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала, таких как: ОАО «Омский бекон», ООО «Калачинский молзавод», ОАО «Механический завод «Калачинский», ООО ПФ КЗСМ. Объем выпущенной продукции промышленного производства по итогам 2016 года превысил 7,8 млрд. рублей. Основной вклад (95,0 %) в данный показатель внесли организации по производству пищевой промышленности. ОАО «Омский бекон» является лидером Омской области по переработке мяса и производству колбасных изделий.

Социально-экономические показатели развития Калачинского района за 2014-2016 год представлены в таблице 1.

Таблица 1- Социально-экономические показатели развития Калачинского района Омской области

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста 2016г.к 2014г.,%

Число субъектов малого и среднего предпринимательства ,чел.

5919

2698

2653

44,82

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 чел., руб.

5190,5

6203,9

5748,8

110,76

Среднемесячная номинальная з/п работников, руб. всего, в т.ч.

90643,5

93277,1

94775,3

104,56

-крупных и средних предприятий и некоммер.организаций

20662,8

21896,5

23037

111,49

-муниципальных дошкол.образо-х учреждений

15931,6

16429,3

17056,7

107,06

-муниципальных общеобраз-х учреждений

20908,8

21096,1

21886,4

104,68

-муниципальных учреждений культуры и искусства

14852,9

15164

14285,6

96,18

-муниципальных учреждений физической культуры и спорта

18287,4

18691,2

18509,6

101,22

Полная учетная стоимость основных фондов всех орган-й муниц.форм собственности, тыс.руб.

1898350

1901585

2672400

140,77

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс.чел.

39974

17230

22749

56,91

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году, по сравнению с 2014 годом, снизился на 55,18% .

Темп роста объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека увеличился в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом, на 10,76%.

Темп роста среднемесячной номинальной заработной платы работников, всего, увеличился на 4,56 %, а именно, в крупных и средних предприятий и некоммерческих организациях увеличение произошло на 11,49%; в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях- увеличился на 7,06%; в муниципальных общеобразовательных учреждениях- увеличился на 4,68%; в муниципальных учреждениях культуры и искусства- снизился на 3,82%; в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта- увеличился на 1,22%.

Темп роста полной учетной стоимости основных фондов всех организаций муниципальных форм собственности увеличился на 40,77%.

Темп роста среднегодовой постоянной численности населения в 2016 году снизился на 43,09%, по сравнению с 2014 годом.

В таблице 2 представлена Оценка качества исполнения бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 год.

Таблица 2 - Оценка качества исполнения бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 год

Показатели

2014

2015

2016

Отклонение +/-

2016г. от 2014г.

1.Показатели соблюдения ограничений, установленных БК РФ

2,00

2,00

2,00

0

2.Показатели управления задолженностью (кредиторской задолженностью) консолидированного бюджета муниципального района

3,00

3,00

3,00

0

3.Показатели управления доходами местного бюджета

1,00

0,00

0,00

-1

4.Показатели управления расходами местного бюджета

6,00

7,11

7,88

1,88

5.Показатели, характеризующие уровень бюджетной дисциплины в муниципальном районе

7,81

5,56

4,83

-2,98

6.Показатели, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса в муниципальном районе

1,00

1,00

1,00

0

7. Итоговая оценка уровня качества ОиОБП

40,50

46,50

44,66

4,16

Таким образом, исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что показатели соблюдения ограничений, установленных БК РФ в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом не изменились- балл их также составил 1,0. Показатели управления задолженностью (кредиторской задолженностью) консолидированного бюджета муниципального района в 2016 году тоже остались неизменными и составили 3,0 балла. Показатели управления доходами местного бюджета в 2016 году, по сравнению, с 2014 годов уменьшились с 1 до 0 балла. Показатели управления расходами местного бюджета увеличились на 1,88 балла, и стали составлять 7,88 баллов. Показатели, характеризующие уровень бюджетной дисциплины в муниципальном районе в 2016 году снизились на 2,98 баллов и стали составлять 4,83 балл. Показатели, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса в муниципальном районе остались неизменными с 2014 по 2016 год – 1,0 балл. Произошло увеличение итоговой оценки уровня качества ОиОБП в 2016 году на 4,16 балла по сравнению с 2014 годом.

В таблице 3 представлены доходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год.

Таблица 3 - Доходы бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 гг.

Группа, подгруппа доходов

2014

2015

2016

Тр, 2016/2014, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб

%

 

Налоговые и неналоговые доходы

229326,83

29,08

251624,59

33,23

285913,05

35,66

124,67

Налоги на прибыль, доходы

137321,29

17,41

157000,25

20,74

181473,51

22,63

132,15

Налоги на товары реал-е на территории РФ

12639,59

1,60

13641,03

1,80

19899,20

2,48

157,44

Налоги на совокупный доход

25871,29

3,28

29940,27

3,95

35511,57

4,43

137,26

Налог на имущество

20102,11

2,55

18895,09

2,50

17635,05

2,20

87,73

Государственная пошлина

4600,96

0,58

5288,73

0,70

4906,37

0,61

106,64

Доходы от продажи материальных и НМА

12135,04

1,54

6119,44

0,81

6320,34

0,79

52,08

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2423,70

0,31

2829,28

0,37

3203,60

0,40

132,18

Продолжение таблицы 4

Группа, подгруппа доходов

2014

2015

2016

Тр, 2016/2014, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Тыс.руб

%

 

Прочие неналоговые доходы

1

1,27

12,50

0,01

85,74

0,01

8573,98

Безвозмездные поступления

559397,21

70,92

505486,51

66,77

515945,42

64,34

92,23

Безвозмездные поступления от других бюджетов

559676,49

70,96

506149,48

66,85

522891,83

65,21

93,43

Возврат остатков субсидии

-402,07

-0,05

-722,35

-0,10

-6948,52

-0,87

1728,18

Итого

788724,04

100

757111,10

100

801858,47

100

101,67

Исходя из данных в таблице, можно сделать вывод, что в целом доходы Калачинского района в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом увеличились на 1,67%. Данное изменение произошло за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 24,67% и составили 285913,047 тыс. руб., а доля их составляет 35,66% от суммы общих доходов. Так же на данное изменение повлияло увеличение государственной пошлины на 6,64%, уменьшение безвозмездных поступлений на 7,77% общая сумма которых составила 515945,42 тыс.руб. т.е. 64,34% от общей суммы доходов.

Далее рассмотрим расходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год.

Таблица 4 - Расходы Калачинского муниципального района Омской области 2014-2016гг.

Группа, подгруппа расходов

2014

2015

2016

Тр, 2016/2014, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

 

Общегосударственные вопросы

93020,57

12,28

86820,40

11,41

95543,69

12,08

102,71

Национальная оборона

1219,15

0,16

1314,65

0,17

1144,69

0,14

93,90

Национальная безопасность

58,27

0,01

194,02

0,25

34,80

0,01

59,72

Национальная экономика

37489,03

4,95

34642,49

4,55

60496,20

7,65

161,37

Продолжение таблицы 4

Группа, подгруппа расходов

2014

2015

2016

Тр, 2016/2014, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

ЖКХ

52155,13

6,88

75920,43

9,98

40204,99

5,08

77,09

Образование

457217,86

60,34

431728,69

56,73

469363,55

59,34

102,66

Культура, кинематография, средства массовой информации

75510,53

9,96

78993,50

10,38

79149,00

10,01

104,82

Социальная политика

31912,93

4,21

39678,15

5,21

32825,39

4,15

102,86

Физическая культура и спорт

7686,25

1,01

10027,31

1,32

10953,15

1,38

142,50

СМИ

1323,00

0,17

1600

0,21

1281,00

0,16

96,83

Обслуживание гос. и мун. долга

180,63

0,02

147,91

0,02

20,78

0,01

11,50

Итого

757773,34

100

761067,56

100

791017,25

100

104,39

Проведя анализ структуры расходов бюджета Калачинского района за 2014-2016 год, можно сделать вывод, что общая сумма расходов в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом увеличилась на 4,39%. Данное изменение произошло за счет, увеличения темпа роста общегосударственных вопросов на 2,71%, сумма которого стал составлять в 2016 году, - 95543,69 тыс.руб. Также на изменение повлияло увеличение темпа роста национальной экономики, образования, культуры, кинематографии средств массовой информации, социальной политики и физической культуры и спорта. В процентном соотношении это составило: национальная экономика увеличилась на 61,37% и в 2016 году сумма стала составлять 60496,20 тыс.руб., образование увеличилось на 2,66% и в 2016 году сумма стала составлять 469363,55 тыс.руб., культура, кинематография, средства массовой информации увеличились на 4,82% и в 2016 году составили 79149,00 тыс.руб., социальная политика увеличилась на 2,86% и в 2016 году составляла 32825,39 тыс. руб., физическая культура и спорт увеличились на 42,50% и в 2016 году составили 10953,15 тыс. руб.

Далее рассмотрим источники финансирования дефицита бюджета Калачинского района, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Источники финансирования дефицита бюджета Калачинского района 2014-2016 гг.

Источники финансирования

2015

Тыс. руб

%

Бюджетные кредиты , привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ

-3956,46

100

Кредиты, полученные муниципальными образованиями от кредитных организаций

0,0

0,0

Ценные бумаги муниципальных образований

0,0

0,0

Бюджетные кредиты из местных бюджетов

0,0

0,0

Гарантии муниципальных образовании

0,0

0,0

Итого

-3956,46

100

Таким образом можно сделать вывод, что в результате дефицита в 2015 году, по Калачинскому району, в сумме -3956,46 тыс. руб., источниками финансирования данного дефицита являлся бюджетный кредит, привлеченный в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ.

На основе проведённого анализа структуры и динамики бюджета Калачинского района с 2014-2016 год, были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся финансовой ситуации.

Доходы Калачинского района в 2016 году увеличились на 1,67%. Данное изменение произошло за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 24,67% и составили 285913,047 тыс. руб., а доля их составляет 35,66% от суммы общих доходов. Так же на данное изменение повлияло увеличение государственной пошлины на 6,64%, уменьшение безвозмездных поступлений на 7,77% общая сумма которых составила 515945,42 тыс.руб.

Расходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год увеличились на 4,39% и в 2016 году сумма стала составлять 791017,25 тыс. руб.

В 2014 и 2016 году наблюдается профицит бюджета в сумме 30950,70 тыс. руб. и 10841,22 тыс.руб., на это повлияло увеличение суммы доходов. В 2015 году наблюдается дефицит бюджета в сумме -3956,46 тыс.руб.

Повышение эффективности муниципального финансового контроля и развития внутреннего контроля позволит оптимизировать доходы и расходы бюджета, избежать их нецелевое использование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998г, в редакции от 03.11.2017г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.1998г, в редакции от 27.11.2017г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральный закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ, в редакции от 03.11.2015г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

4. Быкова Н.Н. Особенности планирования и использования бюджета муниципального образования / Н.Н. Быкова. – М.: Молодой ученый. – 2016. – 366с.

5. Грачева Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов РФ [Электронный ресурс]: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 272 с. – Режим доступа: http : // znanium.com.

Просмотров работы: 252