За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование обширного круга государственных расходов, тем самым, местные бюджеты оказывают содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.
В муниципальные бюджеты после уплаты налогов и сборов в полном объеме поступают доходы от использования имущества в муниципальной собственности, также доходы от платных услуг которые оказываются бюджетными фирмами. Также в данные бюджеты поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления и законов субъектов РФ, ассигнования на дополнительные расходы, возникшие в результате решений, которые были принятые органами государственной власти, приводящие к увеличению расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований и другие неналоговые доходы, которые поступают в местные бюджеты по нормативам, установленным ФЗ, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Под расходами местных бюджетов понимается выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований в соответствии с правовыми актами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Расходы местных бюджетов также определяют как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и осуществления функций органов местного самоуправления[4].
Источники финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета[5].
Целью данной работы является проведение анализа бюджета Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.
Объектом исследования выступает Калачинский муниципальный район Омской области.
Предмет исследования - бюджет Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.
Для решения данной цели необходимо решить ряд задач:
- показать социально-экономическую характеристику Калачинского муниципального района Омской области, а также планирование и исполнение бюджета данного муниципального образования;
- провести анализ показателей бюджета Калачинского муниципального района Омской области;
В качестве информационной базы для данной работы выступает Бюджет Калачинского муниципального района Омской области за 2014-2016 гг.
Калачинский муниципальный район Омской области образован в мае 1925 года. Удаленность райцентра г. Калачинска от областного центра г. Омска составляет 88 км.
Калачинский муниципальный район Омской области расположен в восточной части Центрального экономического района Омской области. В состав муниципального района входят 12 сельских поселений и 1 городское (функции администрации городского поселения выполняет администрация муниципального района).
Площадь района составляет 2,8 тыс. кв. км или 2 % от территории Омской области. На территории района расположено 54 населенных пункта. Среднегодовая численность постоянного населения в 2016 году составила 39836 человек. Протяженность дорог составляет 770,74 км, в том числе 349,74 км дорог областного значения. Общая земельная площадь района составляет 284,0 тыс. га, из них более 200 тыс. га – сельскохозяйственные угодья, 12,0 тыс. га занято водой, 35,6 тыс. га занято лесом.
На территории района расположен ряд крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала, таких как: ОАО «Омский бекон», ООО «Калачинский молзавод», ОАО «Механический завод «Калачинский», ООО ПФ КЗСМ. Объем выпущенной продукции промышленного производства по итогам 2016 года превысил 7,8 млрд. рублей. Основной вклад (95,0 %) в данный показатель внесли организации по производству пищевой промышленности. ОАО «Омский бекон» является лидером Омской области по переработке мяса и производству колбасных изделий.
Социально-экономические показатели развития Калачинского района за 2014-2016 год представлены в таблице 1.
Таблица 1- Социально-экономические показатели развития Калачинского района Омской области
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста 2016г.к 2014г.,% |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства ,чел. |
5919 |
2698 |
2653 |
44,82 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 чел., руб. |
5190,5 |
6203,9 |
5748,8 |
110,76 |
Среднемесячная номинальная з/п работников, руб. всего, в т.ч. |
90643,5 |
93277,1 |
94775,3 |
104,56 |
-крупных и средних предприятий и некоммер.организаций |
20662,8 |
21896,5 |
23037 |
111,49 |
-муниципальных дошкол.образо-х учреждений |
15931,6 |
16429,3 |
17056,7 |
107,06 |
-муниципальных общеобраз-х учреждений |
20908,8 |
21096,1 |
21886,4 |
104,68 |
-муниципальных учреждений культуры и искусства |
14852,9 |
15164 |
14285,6 |
96,18 |
-муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
18287,4 |
18691,2 |
18509,6 |
101,22 |
Полная учетная стоимость основных фондов всех орган-й муниц.форм собственности, тыс.руб. |
1898350 |
1901585 |
2672400 |
140,77 |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс.чел. |
39974 |
17230 |
22749 |
56,91 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году, по сравнению с 2014 годом, снизился на 55,18% .
Темп роста объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека увеличился в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом, на 10,76%.
Темп роста среднемесячной номинальной заработной платы работников, всего, увеличился на 4,56 %, а именно, в крупных и средних предприятий и некоммерческих организациях увеличение произошло на 11,49%; в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях- увеличился на 7,06%; в муниципальных общеобразовательных учреждениях- увеличился на 4,68%; в муниципальных учреждениях культуры и искусства- снизился на 3,82%; в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта- увеличился на 1,22%.
Темп роста полной учетной стоимости основных фондов всех организаций муниципальных форм собственности увеличился на 40,77%.
Темп роста среднегодовой постоянной численности населения в 2016 году снизился на 43,09%, по сравнению с 2014 годом.
В таблице 2 представлена Оценка качества исполнения бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 год.
Таблица 2 - Оценка качества исполнения бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 год
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение +/- 2016г. от 2014г. |
1.Показатели соблюдения ограничений, установленных БК РФ |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
0 |
2.Показатели управления задолженностью (кредиторской задолженностью) консолидированного бюджета муниципального района |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
0 |
3.Показатели управления доходами местного бюджета |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
-1 |
4.Показатели управления расходами местного бюджета |
6,00 |
7,11 |
7,88 |
1,88 |
5.Показатели, характеризующие уровень бюджетной дисциплины в муниципальном районе |
7,81 |
5,56 |
4,83 |
-2,98 |
6.Показатели, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса в муниципальном районе |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0 |
7. Итоговая оценка уровня качества ОиОБП |
40,50 |
46,50 |
44,66 |
4,16 |
Таким образом, исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что показатели соблюдения ограничений, установленных БК РФ в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом не изменились- балл их также составил 1,0. Показатели управления задолженностью (кредиторской задолженностью) консолидированного бюджета муниципального района в 2016 году тоже остались неизменными и составили 3,0 балла. Показатели управления доходами местного бюджета в 2016 году, по сравнению, с 2014 годов уменьшились с 1 до 0 балла. Показатели управления расходами местного бюджета увеличились на 1,88 балла, и стали составлять 7,88 баллов. Показатели, характеризующие уровень бюджетной дисциплины в муниципальном районе в 2016 году снизились на 2,98 баллов и стали составлять 4,83 балл. Показатели, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса в муниципальном районе остались неизменными с 2014 по 2016 год – 1,0 балл. Произошло увеличение итоговой оценки уровня качества ОиОБП в 2016 году на 4,16 балла по сравнению с 2014 годом.
В таблице 3 представлены доходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год.
Таблица 3 - Доходы бюджета Калачинского района Омской области за 2014-2016 гг.
Группа, подгруппа доходов |
2014 |
2015 |
2016 |
Тр, 2016/2014, % |
||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб |
% |
|||||
Налоговые и неналоговые доходы |
229326,83 |
29,08 |
251624,59 |
33,23 |
285913,05 |
35,66 |
124,67 |
|||
Налоги на прибыль, доходы |
137321,29 |
17,41 |
157000,25 |
20,74 |
181473,51 |
22,63 |
132,15 |
|||
Налоги на товары реал-е на территории РФ |
12639,59 |
1,60 |
13641,03 |
1,80 |
19899,20 |
2,48 |
157,44 |
|||
Налоги на совокупный доход |
25871,29 |
3,28 |
29940,27 |
3,95 |
35511,57 |
4,43 |
137,26 |
|||
Налог на имущество |
20102,11 |
2,55 |
18895,09 |
2,50 |
17635,05 |
2,20 |
87,73 |
|||
Государственная пошлина |
4600,96 |
0,58 |
5288,73 |
0,70 |
4906,37 |
0,61 |
106,64 |
|||
Доходы от продажи материальных и НМА |
12135,04 |
1,54 |
6119,44 |
0,81 |
6320,34 |
0,79 |
52,08 |
|||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2423,70 |
0,31 |
2829,28 |
0,37 |
3203,60 |
0,40 |
132,18 |
Продолжение таблицы 4
Группа, подгруппа доходов |
2014 |
2015 |
2016 |
Тр, 2016/2014, % |
||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
Тыс.руб |
% |
|||||
Прочие неналоговые доходы |
1 |
1,27 |
12,50 |
0,01 |
85,74 |
0,01 |
8573,98 |
|||
Безвозмездные поступления |
559397,21 |
70,92 |
505486,51 |
66,77 |
515945,42 |
64,34 |
92,23 |
|||
Безвозмездные поступления от других бюджетов |
559676,49 |
70,96 |
506149,48 |
66,85 |
522891,83 |
65,21 |
93,43 |
|||
Возврат остатков субсидии |
-402,07 |
-0,05 |
-722,35 |
-0,10 |
-6948,52 |
-0,87 |
1728,18 |
|||
Итого |
788724,04 |
100 |
757111,10 |
100 |
801858,47 |
100 |
101,67 |
Исходя из данных в таблице, можно сделать вывод, что в целом доходы Калачинского района в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом увеличились на 1,67%. Данное изменение произошло за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 24,67% и составили 285913,047 тыс. руб., а доля их составляет 35,66% от суммы общих доходов. Так же на данное изменение повлияло увеличение государственной пошлины на 6,64%, уменьшение безвозмездных поступлений на 7,77% общая сумма которых составила 515945,42 тыс.руб. т.е. 64,34% от общей суммы доходов.
Далее рассмотрим расходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год.
Таблица 4 - Расходы Калачинского муниципального района Омской области 2014-2016гг.
Группа, подгруппа расходов |
2014 |
2015 |
2016 |
Тр, 2016/2014, % |
||||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
|||||
Общегосударственные вопросы |
93020,57 |
12,28 |
86820,40 |
11,41 |
95543,69 |
12,08 |
102,71 |
|||
Национальная оборона |
1219,15 |
0,16 |
1314,65 |
0,17 |
1144,69 |
0,14 |
93,90 |
|||
Национальная безопасность |
58,27 |
0,01 |
194,02 |
0,25 |
34,80 |
0,01 |
59,72 |
|||
Национальная экономика |
37489,03 |
4,95 |
34642,49 |
4,55 |
60496,20 |
7,65 |
161,37 |
Продолжение таблицы 4
Группа, подгруппа расходов |
2014 |
2015 |
2016 |
Тр, 2016/2014, % |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
||
ЖКХ |
52155,13 |
6,88 |
75920,43 |
9,98 |
40204,99 |
5,08 |
77,09 |
Образование |
457217,86 |
60,34 |
431728,69 |
56,73 |
469363,55 |
59,34 |
102,66 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
75510,53 |
9,96 |
78993,50 |
10,38 |
79149,00 |
10,01 |
104,82 |
Социальная политика |
31912,93 |
4,21 |
39678,15 |
5,21 |
32825,39 |
4,15 |
102,86 |
Физическая культура и спорт |
7686,25 |
1,01 |
10027,31 |
1,32 |
10953,15 |
1,38 |
142,50 |
СМИ |
1323,00 |
0,17 |
1600 |
0,21 |
1281,00 |
0,16 |
96,83 |
Обслуживание гос. и мун. долга |
180,63 |
0,02 |
147,91 |
0,02 |
20,78 |
0,01 |
11,50 |
Итого |
757773,34 |
100 |
761067,56 |
100 |
791017,25 |
100 |
104,39 |
Проведя анализ структуры расходов бюджета Калачинского района за 2014-2016 год, можно сделать вывод, что общая сумма расходов в 2016 году, по сравнению, с 2014 годом увеличилась на 4,39%. Данное изменение произошло за счет, увеличения темпа роста общегосударственных вопросов на 2,71%, сумма которого стал составлять в 2016 году, - 95543,69 тыс.руб. Также на изменение повлияло увеличение темпа роста национальной экономики, образования, культуры, кинематографии средств массовой информации, социальной политики и физической культуры и спорта. В процентном соотношении это составило: национальная экономика увеличилась на 61,37% и в 2016 году сумма стала составлять 60496,20 тыс.руб., образование увеличилось на 2,66% и в 2016 году сумма стала составлять 469363,55 тыс.руб., культура, кинематография, средства массовой информации увеличились на 4,82% и в 2016 году составили 79149,00 тыс.руб., социальная политика увеличилась на 2,86% и в 2016 году составляла 32825,39 тыс. руб., физическая культура и спорт увеличились на 42,50% и в 2016 году составили 10953,15 тыс. руб.
Далее рассмотрим источники финансирования дефицита бюджета Калачинского района, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Источники финансирования дефицита бюджета Калачинского района 2014-2016 гг.
Источники финансирования |
2015 |
|
Тыс. руб |
% |
|
Бюджетные кредиты , привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ |
-3956,46 |
100 |
Кредиты, полученные муниципальными образованиями от кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
Ценные бумаги муниципальных образований |
0,0 |
0,0 |
Бюджетные кредиты из местных бюджетов |
0,0 |
0,0 |
Гарантии муниципальных образовании |
0,0 |
0,0 |
Итого |
-3956,46 |
100 |
Таким образом можно сделать вывод, что в результате дефицита в 2015 году, по Калачинскому району, в сумме -3956,46 тыс. руб., источниками финансирования данного дефицита являлся бюджетный кредит, привлеченный в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ.
На основе проведённого анализа структуры и динамики бюджета Калачинского района с 2014-2016 год, были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся финансовой ситуации.
Доходы Калачинского района в 2016 году увеличились на 1,67%. Данное изменение произошло за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 24,67% и составили 285913,047 тыс. руб., а доля их составляет 35,66% от суммы общих доходов. Так же на данное изменение повлияло увеличение государственной пошлины на 6,64%, уменьшение безвозмездных поступлений на 7,77% общая сумма которых составила 515945,42 тыс.руб.
Расходы бюджета Калачинского района за 2014-2016 год увеличились на 4,39% и в 2016 году сумма стала составлять 791017,25 тыс. руб.
В 2014 и 2016 году наблюдается профицит бюджета в сумме 30950,70 тыс. руб. и 10841,22 тыс.руб., на это повлияло увеличение суммы доходов. В 2015 году наблюдается дефицит бюджета в сумме -3956,46 тыс.руб.
Повышение эффективности муниципального финансового контроля и развития внутреннего контроля позволит оптимизировать доходы и расходы бюджета, избежать их нецелевое использование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998г, в редакции от 03.11.2017г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.1998г, в редакции от 27.11.2017г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.
3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральный закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ, в редакции от 03.11.2015г [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.
4. Быкова Н.Н. Особенности планирования и использования бюджета муниципального образования / Н.Н. Быкова. – М.: Молодой ученый. – 2016. – 366с.
5. Грачева Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов РФ [Электронный ресурс]: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 272 с. – Режим доступа: http : // znanium.com.