ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Яшная И.В. 1, Харьковская Е.В. 1, Товолжанская Н.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день толерантность стала предметом исследования преподавателей, философов, политологов, специалистов по психологии и экспертов иных областей науки. Однако, невзирая на многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некая неопределенность значения данного понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфере.

Идея толерантности появилась ещё в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта разных народов.

Толерантность и интолерантность становятся фундаментальными составляющими современного мира. Толерантность в ряде социумов становится основополагающим принципом не только межличностных отношений, но и взаимоотношений между секторами общества, государственными и общественными институтами. Широко обсуждаются проблемы использования принципов толерантности в межгосударственных отношениях [5, с. 19].

Анализ различных исследований, посвященных проблематике толерантности, позволяют констатировать, что в современной науке проблема толерантности обсуждается по следующим основным направлениям:

  • как ценность интегрированного многокультурного общества;

  • как принцип либерального мировоззрения;

  • как принцип действия во взаимоотношениях между людьми;

  • как принцип правового регулирования;

  • как принцип выживания;

  • как личностная характеристика [2, с. 137].

Мы считаем целесообразным рассматривать общество и культуру неразрывно. «Социокультурная толерантность» трактуется как «моральное качество личности», в структуре которого выделяются элементы, составляющие «триаду толерантности» – уважение, эмпатия и доброта.

Основная нагрузка по формированию социально-культурной толерантности личности в настоящее время ложится на учреждения культуры.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – толерантную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Толерантная культура – достояние каждого человека, и освоение ее – обязательный компонент формирования личности.

Именно в детстве закладываются основы толерантности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно- творческая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности ребенка [1].

Творчество – вид деятельности, протекающий на границе и частично за границами возможного для человека и в силу этого мало поддающийся описанию. Как событие, акт, художественное творчество имеет много общего с усилиями человека, направленными на сохранение своего вида: оно есть утоление вожделения, или, по Платону, стремления родить в прекрасном.

Художественно-творческая деятельность – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Культура толерантности не может быть привнесена извне. Как показывают исследования в области истории, этнографии, этнологии, культурологии, традиционная национальная культура обладает значительным потенциалом, который может быть использован для формирования социально-культурной толерантности у подрастающих поколений. В частности, существует множество традиционных способов миротворчества и ненасильственного разрешения конфликтов, такие как посредничество (медиаторство), различные формы искусственного родства, институт гостеприимства и другое.

Рассматривая художественно-творческий процесс, мы обратились к классификации Е.И. Григорьевой, который включает в себя следующие средства:

  • устные (живое слово и сценическая речь);

  • печатные (художественная и политическая литература, журналы);

  • наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);

  • технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);

  • психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);

  • искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории [4].

Каждая из форм художественно-творческой деятельности по-своему влияет на развитие толерантного познания: способствуют осознанию детьми себя посредством расширения ролевого репертуара, внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций, формирования эмпатии, осознания содержание образа «Я» и мира пластическими средствами, формируется регулятивная сторона осознания и принятия себя.

В неразрывной связи с формами находятся и методы художественно- творческой деятельности:

  • учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);

  • формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);

  • включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);

  • стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);

  • социологические исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент).

Воспитание социально-культурной толерантности у детей в процессе художественно-творческой деятельности представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

С нашей точки зрения можно выделить следующие принципы воспитания социально-культурной толерантности у детей в процессе художественно-творческой деятельности учреждений культуры:

  • плюрализма (провозглашение ценности единичного и особенного, открывает возможности для расцвета индивидуальности, в частности для самобытного мышления и творчества);

  • приоритета общечеловеческих интересов (он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально- культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека);

  • всеобщего массового культурного творчества (в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности);

  • дифференцированного подхода (изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации);

  • гуманизации содержания (создание условий для активного творческого и практического освоения);

  • интегративности (реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города);

  • добровольности [3].

Все виды художественно-творческой деятельности отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование. В процессе художественно-творческой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, усваивают образцы поведения.

Таким образом, одним из средств, способствующих формированию социально-культурных толерантных отношений, может выступить художественно-творческая деятельность ребенка, организованная учреждениями культуры. В связи с этим, важную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, и, в частности, с произведениями этнокультуры, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Список литературы

  1. Батрак А. Развитие толерантности младших школьников / Я.А. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с.

  2. Бенькова О. А. Понятие и основные характеристики толерантности / О.А. Бенькова. – Омск: Ютон, 2005. – С.135-139.

  3. Бережная М. С. Педагогические системы социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности / М.С. Бережная. – М., 2008. – 48 с.

  4. Григорьева Е.И Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.

  5. Трубина Л.Р. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л.Р. Трубина. М., 2003. – С. 18-22.

Просмотров работы: 122