Исследование этнокультурного ландшафта Арктики, ведение масштабной и эффективной работы в данном направлении сможет [3] предотвратить создание плодотворной почвы для роста межэтнической напряженности, а также способствовать уважению самобытности, пониманию уникальности традиционных видов деятельности, культуры коренных народов, сохранению неповторимости природы региона.
Как известно, Арктика это территория, характеризующаяся огромной площадью, экстремальными климатическими условиями, а также богатейшими запасами углеводородного сырья. В настоящее время в регионе ведется активная разработка проектов по добыче полезных ископаемых, нефтегазовые компании ведут работу по освоению данной территории. Среди других ведущих производителей — Канада, США (Аляска) и Норвегия. За полярным кругом было открыто свыше 400 наземных месторождений нефти и газа. На 60 из них активно ведётся добыча, однако около четверти ещё не разработано. Более двух третей разрабатываемых месторождений находится в России. К наиболее активно – добывающим компаниям относятся такие компании как: ОАО «Нижне - Ленское», ОАО «Алмазы Анабара» и «Анабарский», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и др.
В свою очередь добыча нефти, газа и угля на этих землях несет в себе много негативных последствий, таких как разливы нефти, эрозии почв. Больше всего в данной ситуации оказываются уязвимы коренные народы Арктики, ведь такие работы не только разрушают их традиционный уклад жизни, но и они сильнее других ощущают последствия изменения климата, вызванного сжиганием ископаемого топлива.
Арктика всегда была полиэтничным регионом. Здесь проживают малочисленные коренные народы, «большие» коренные народы, закрепились крупные группы старожильческого, укорененного населения. Особое внимание на этнокультурный ландшафт обращают миграционные процессы, происходящие в данной зоне, связанные опять таки с трудовой деятельностью по добыче полезных ископаемых [1].
«Вахта как способ освоения Арктики существовала всегда». В арктической зоне Российской Федерации важным этапом в развитии вахтового метода организации труда является принятие решения об обустройстве нефтегазовых месторождений указанным методом. Впервые понятие «вахтовый метод» употребляется в Положении об организации работ вахтовым методом утвержденном Министерством лесной промышленности СССР 11 апреля 1974 года и в Положении об организации вахтовых лесозаготовок. В этих положениях под «вахтовым» понимается такой метод, при котором бригады и мастерские участки работают на отдалённых от центральных поселков временных поселениях, предназначенных для проживания рабочих без семей.
Правовое регулирование работников Арктического региона осуществляется на основе, Конституции Российской Федерации, актов Международной Организации Труда, участником которых является Российская Федерация, Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, нормативно - правовых актов субъектов Российской Федерации, а также актов органов местного самоуправления. Основным законом, регулирующим трудовые отношения лиц, работающих в Арктическом регионе является закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» [9]. Но в настоящее время вопрос регулирования вахтового труда на законодательном уровне остается открытым и требует решения по причине частого нарушения прав и несоблюдения гарантий лиц, работающих в экстремальных климатических условиях.
Интенсивное промышленное освоение данного региона несет реальную угрозу для коренных малочисленных народов, входящих в состав этнокультурного ландшафта Арктики качестве самостоятельных этнических общностей, которая заключается в утрате исторической связи с местами традиционной хозяйственной деятельности их предков: оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыболовных участков и участков сбора дикоросов, а также экологических проблем [2].
Сегодня законодательство о коренных малочисленных народах составляют три базовых федеральных закона (о гарантиях, об общинах, о территориях традиционного природопользования), а также специальные правовые нормы, закрепленные в Лесном, Земельном, Налоговом кодексах Российской Федерации, федеральных законах о культуре, языках, животном мире, недрах, особо охраняемых природных территориях и иные [2]. На уровне субъектов Российской Федерации дополнительно принимаются нормативные правовые акты, направленные на обеспечение интересов коренного населения Арктической зоны России. Однако многие правовые нормы носят лишь декларативный характер, либо требуют детализации в подзаконных актах [5]. Также отсутствие правового механизма исполнения федерального закона о территориях традиционного природопользования иногда практически ставит под вопрос возможность исполнения и других законов, определяющих правовое положение северных коренных малочисленных народов [1].
Усилия в первую очередь должны быть направлены на максимально возможное предотвращение неблагоприятных последствий от реализуемых проектов для местного населения (например, в рамках реализации «этнологической экспертизы»), либо, при отсутствии возможности прекращения деятельности промышленного предприятия, необходимо принять надлежащие меры для сведения таких последствий к минимуму, их смягчения или компенсации [4].
В последнее время вопрос влияния добычи полезных ископаемых на изменение исконной среды обитания малочисленных народов, социально-культурной ситуации и развитие этносов активно обсуждается. Так, например в 2013 году 15 организаций коренных народов подписали совместное заявление против нефтяного освоения Арктики на конференции в Кируне (Швеция), которая состоялась 12 13 мая, накануне заседания Арктического Совета. В данном заявлении говорится: «Народы Севера не будут молча наблюдать, как нефтяные компании варварски разрушают их земли, и ждать от них милости. Мы призываем запретить добычу нефти на арктическом шельфе и объявить мораторий на наземные разработки на Севере до тех пор, пока компании не возьмут на себя ответственность за тот ущерб природе, который уже нанесли» [10].
В октябре 2014 года Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ПАО «ЛУКОЙЛ» провели рабочую встречу. На данной встрече обсуждались вопросы о том, как живут коренные народы, как работают недропользователи на местах, что мешает более конструктивному сотрудничеству по указанному вопросу, высказывалось предложение о необходимости выстраивания взаимоотношений с крупнейшей нефтяной компанией России, что будет способствовать развитию диалога между коренными народами и представителями компании ПАО «ЛУКОЙЛ», реализующие промышленные проекты по добычи нефти и газа, а Ассоциация будет принимать непосредственное участие в этих процессах [6]. В марте 2017 года эксперты ООН по правам коренных народов побывали в Западной Сибири, и тысячи людей воспользовались специальной страницей на сайте Гринпис России, чтобы рассказать им, как нарушаются права коренного народа и как нефтяные компании отнимают земли оленеводов под добычу нефти [10]. Очевидно, что регулирование отношений между нефтегазовыми компаниями и коренными малочисленными народами должно иметь комплексный характер. Определяющим при этом должно быть не возмещение материального ущерба, а сохранение вытесняемого с обычной для его проживания территории этноса. Положительной тенденцией является то, что в Арктической зоне Российской Федерации за последние годы сложился определенный опыт взаимодействия промышленных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях проживания коренных народов, с конкретными представителями этих народов, семьями, общинами, местными органами власти и региональными органами государственной власти. В настоящее время заключаются соглашения, договоры, оказывается поддержка и в какой-то мере компенсируется нанесенный ущерб [4]. Так, например, по инициативе администрации Ханты‑Мансийского автономного округа – Югры была разработана методика расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания, и ряд компаний, работающих в округе, используют эти наработки в своей деятельности. ОАО «Алмазы Анабара» и «Анабарский» (долгано-эвенкийский) национальный улус стало уделять внимание трудоустройству представителей коренного населения на участках предприятия, оказана спонсорская помощь кочевой родовой общине «Улахан Кюель», кочевой школе оказывалась помощь в вывозе детей на вертолете.ОАО «Нижне - Ленское» занимающееся разработкой алмазов, также уделяет внимание трудоустройству представителей коренного населения, ежегодно заключает с кочевыми родовыми общинами и индивидуальными предпринимателями договоры на поставку оленины и свежемороженой рыбы для работников производственных участков [4].
Упоминаемая ранее компания «ЛУКОЙЛ» в настоящее время активно сотрудничает с коренными народами в договорном режиме. Компания стала одним из флагманов государственно-частного партнерства по поддержке коренных малочисленных народов, подавая пример заключения договоров и соглашений с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами владельцами родовых угодий.
«ЛУКОЙЛ» работает индивидуально с каждой территорией, перечисляя ежеквартальные компенсационные выплаты, оплачивая обучение, санаторно-курортное лечение, предоставляя бензин, горюче-смазочные материалы, снегоходы, лодки и лодочные моторы, электрогенераторы, авиа- и автотранспорт и многое другое. При содействии компании местным жителям предоставляется жилье — как в городах, так и в национальных поселках. Многие из них получили возможность пользоваться спутниковым телевидением, сотовой связью. К родовым стойбищам проводится электричество, строятся дороги. В 2015 году на реализацию экономических соглашений с коренными малочисленными народами Севера в Югре направлено 265,6 млн. рублей. Средний объем затраченных средств на одного члена семьи в качестве возмещения ущерба, связанного с ограничением хозяйственной деятельности вследствие эксплуатации недр — 210 тыс. рублей. В Ненецком автономном округе общий объем соглашений с главами территорий достиг 125 млн. рублей.
Приоритетным направлением является оленеводство. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе большое внимание уделяется поддержке оленеводческих совхозов и кочевых хозяйств. Официально в округе зарегистрировано 3 тыс. оленеводческих бригад, а численность домашних оленей достигла 700 тыс. голов, что составляет 53% общероссийского поголовья и 35% мирового.
В 2015 году в регионах компания профинансировала строительство и ремонт жилых домов и объектов социальной инфраструктуры в национальных поселках, приобретение снегоходов, мобильных электростанций, строительных материалов.Средства направлялись также на медицинское обслуживание, обустройство территорий традиционного природопользования, обучение различным специальностям. Так, транспортные услуги за 2015 год составили 11,5 тыс. часов. Кроме этого коренным жителям передано 730,6 тонн горюче-смазочных материалов, 604 единиц техники и 123 тонны специального комбикорма для оленей. А также в марте .2017 компания поддержала проведение форума коренных народов [8].
Как отмечалось выше, в Арктической зоне вахтовым методом трудится достаточно высокий процент населения. Однако предпочтение вахтового метода освоения природных ресурсов без должного внимания к проблемам коренного населения имеет значительные негативные последствия.
Несмотря на существование социально - ответственных добывающих компаний, на позитивные сдвиги по взаимодействию компаний, активно добывающих богатства Арктической зоны и малочисленных коренных народов, в настоящее время отсутствует четкий механизм реализации и регулирования труда в Арктике.
Указанные проблемы предъявляют требования к совершенствованию правоприменительных механизмов по регулированию труда в Арктической зоне России, а также созданию и реализации государственных программ поддержки коренного населения в области социальных отношений.
Список литературы:
1. Задорин М.Ю. Конституционное право коренных малочисленных народов на развитие: Дис. ... канд. юрид. наук. – М.: РУДН, 2015. – С. 107.
2. Калинин Н.И. Земельные права коренных малочисленных народов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - № 2 (113). – 2011. – С. 70-75.
3. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире, – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. – С. 62-74.
4. Харючи С.Н. Создание комплексной системы законодательной защиты прав коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации – необходимое условие социально-экономического развития коренных народов и северных территорий // Вопросы взаимоотношений коренных малочисленных народов с промышленными компаниями (опыт, практика сотрудничества, документы). - М., 2009. – С. 5–15.
5. Декларация ООН о правах коренных народов 2007. Сайт ООН [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/indigenous_rights.html (дата обращения: 01.06.2017).
6. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ЛУКОЙЛ провели рабочую встречу [Электронный источник]. – Режим доступа: http://raipon.info/info/projects/834/ (дата обращения: 16.06.2017).
7. Вахтовики, переселенцы, коренные народы: этнокультурный ландшафт в Арктике ИА «Regnum» [Электронный источник]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2268514.html (дата обращения: 16.06.2017).
8. Конкурс социальных проектов [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.lukoil.ru/Responsibility/SocialInvestment/HighNorthPeoplesSupport / (дата обращения: 10.08.2017).
9. Особенности трудовых договоров о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [Электронный источник]. – Режим доступа: http://legalquest.ru/trudovoe-pravo/osobennosti-trudovyx-dogovorov-o-rabote-v-rajonax-krajnego-severa-i-priravnennyx-k-nim-mestnostyax.html (дата обращения: 10.08.2017).
10. Эксперты ООН и волонтёры Гринпис поддержали коренные народы [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2017/indigenous-05-05-2017/ (дата обращения: 16.06.2017).