ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ВНУТРИ ВУЗА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ВНУТРИ ВУЗА

Николаев А.А. 1, Демьянова Л.М. 2
1Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета
2Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье – главная человеческая ценность, занимающая высокую ступень в иерархии потребностей человека, один из важных компонентов нашей жизни и одно из главных условий успешного экономического и социального развития. Однако, реализация интеллектуального, нравственно-духовного и физического потенциала может сильно затрудняться в связи с проблемами со здоровьем. Институт, как база развития человека в профессии и обществе, должен заботится о здоровье своих студентов и их осведомлённости по поддержанию своего здоровья. Большинство студентов не придают особого внимания своему здоровью до тех пор, пока они не столкнутся с явными проблемами, что в свою очередь может свидетельствовать о запущенности организма, а возможно и появлении хронических заболеваний. Всё это несомненно сказывается на возможности студентов полностью реализовать себя в своей будущей профессии, так как сильно осложняет как сам процесс обучения, так и восприятие своего положения в социуме. Обнаруживать и устранять проблемы здоровья тогда, когда они только появляются сложно, а порой и вовсе нереально.

Исследование Ушаковой Я.В., касательно отношения студентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского к своему здоровью [1] показывает, что большая часть студентов (65%) считает себя здоровыми, однако абсолютно здоровыми являются лишь малая часть исследуемых (16%). Врачей, по статистике, они посещают не чаще чем раз в полгода, при этом большая часть (46%) вообще не чаще раза в год. Половина студентов питаются лишь 2 раза в сутки. Небольшую часть исследуемых (24%) можно отнести к некурящим. Среди студентов 23% занимаются физической культурой 1 – 2 раза в неделю, а 15% раз в месяц.

На сегодняшний день употребление табака, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С курением и воздействием табачного дыма связан ряд экологических, социальных и экономических проблем. В Российской Федерации ежегодно от болезней, вызванных потреблением табака погибают от 350 до 500 граждан. Потребление табака увеличивает риск развития тяжелых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, желудочно-кишечных, эндокринных и онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной системы и других заболеваний. Среди взрослого населения

Российской Федерации в различных регионах страны распространенность потребления табака составляет 53 - 80 % среди мужчин и 13 - 47 % - среди женщин. Среди юношей и

девушек составляет соответственно 28 - 67 % и 15 - 55 %.

Такая тенденция заставляет задуматься: Каким образом следует формировать у молодёжи позитивное отношение к здоровью? Какие средства профилактики являются наиболее эффективными?

Опираясь на исследование Насибулиной Д.М. и Насибулина Т.Р о работе современной физкультурно-оздоровительной системе – «Творческая активность» [2], видно, что профессиональная программа занятий физической культурой в скупе с мотивацией и актуализацией деятельностного отношения студентов к своему здоровью, приносит положительные результаты. Большее умение рационально организовывать свой режим труда и отдыха (11%), владение комплексом статических и динамических упражнений (15%), владение способами закаливания организма (69%), владение приемами снятия психоэмоционального напряжения (39%), а также умение оказать необходимую первую помощь пострадавшему и самопомощь в экстремальной ситуации (26%) проявили представители экспериментальной группы, что свидетельствует о возросшей у них позиции необходимости социальной и физической активности.

В исследовании Демьяновой Л.М., проведённом в МОУ лицей «Политек» г. Волгодонска [3] установлено, что в данном учреждении существуют основные формы государственно-общественного управления, которые принимают реальное участие в формировании позитивного отношения к физической культуре, здоровью и профилактике вредных привычек. Усилия педагогического коллектива были направлены на совершенствование деятельности учреждения по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры.

В Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета работа по профилактике проблем со здоровьем ведётся на занятиях «Культуры здоровья» и «Физической культуры». На этих занятиях студенты получают курсы знаний по поддержанию своего организма здоровым, а также комплексы домашних упражнений. Вуз предоставляет студентам возможность самим выбирать секции в зависимости от предпочтений: бассейн, баскетбол, волейбол, футбол, атлетика и т.д.; расположения зала (в зависимости от места жительства, студентам может быть удобно ходить в секции в близи дома), времени (возможность выбрать занятия в свободное время) и физических возможностей студента (ЛФК).

Важно отметить, что на практике большая часть студентов не спит должное количество часов. Особенно во время зачётов, и защиты проектов студенты могут лишать себя сна на протяжении недель, спя при этом 2 – 3 часа в сутки. Это и само по себе приводит к проблемам со здоровьем, и способствует пребыванию студентов в стрессе. Это является благотворной почвой для возникновения различных психосоматических расстройств. Такие симптомы, как: боли в сердце, мышцах, груди, спине, животе, головные боли мешают студентам полноценно заниматься учебной деятельностью, что приводит к усилению проблем со здоровьем.

Уменьшать количество нагрузки в вузе непрактично, ведь она и даёт студентам возможность по завершении института стать высококвалифицированными специалистами. Вовлеченность вуза в работу по профилактике заболеваний, и вредных привычек у студентов на профессиональном уровне может поддерживать здоровье учащихся на должном уровне, что способствует воспитанию здоровой, грамотной и ответственной личности.

Список литературы:

  1. Ушакова Я.В. «Здоровье студентов и факторы его формирования» Социальные науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 197–202 [Электронный ресурс]: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2007_4/36.pdf (дата обращения 24.12.2017).

  2. Насибуллина Д.М., Насибуллин Т.Р. «Современная физкультурно-оздоровительная система на занятиях физической культурой со студентами с ослабленным здоровьем» Физическая культура и спорт в системе высшего образования Материалы V Международной научно-методической конференции Том 1 Организация, проблемы и методические основы учебного процесса на кафедрах физического воспитания в вузах 15 марта 2017 года [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=29342426 (дата обращения 24.12.17).

  3. Богданова А.А., Демьянова Л.М. «Профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровью средствами физической культуры в школе.» VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 [Электронный ресурс]: http://www.scienceforum.ru/2015/1071/15549 (дата обращения 24.12.17).

Просмотров работы: 370