ОСОБЕННОСТИ ПОВЕРКИ ТАХОГРАФОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕРКИ ТАХОГРАФОВ

Следнева С.С. 1, Лемаев Р.А. 1
1Пензенский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Безопасность движения автомобильного транспорта относится к числу наибо­лее острых проблем, непосредственно затрагивающих интересы практиче­ски всех членов современного общества, и сохраняет мировой уровень значимости, как в настоящем, так и в обозримом будущем. Только в России, с ее весьма скромным по мировым меркам автопарком порядка 25 млн. автомоби­лей, в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно поги­бает более 35 тысяч человек, более 200 тыс. получают ранения, а ущерб от бо­лее чем 2 млн. регистрируемых ГИБДД ДТП достигает астрономических разме­ров. При этом максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерче­ского транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость води­теля или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства.

Одним из устройств, используемых для обеспечения безопасности дорож­ного движения, является тахограф[1]. Тахограф–это контрольное устройство, устанав­ливаемое на борту автотранспортных средств и предназначенное для реги­страции скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. В соответствии с Приказом Минтранса России №273 от 21.08.2013 г., тахогра­фами должны быть оснащены такие категории транспортных средств как грузо­вики, так и автобусы[2].

В настоящее время отечественная промышленность освоила выпуск тахогра­фов, которые могут устанавливаться на все типы транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов. Отличитель­ной особенностью российских тахографов является расширенная возможность регистрации движения транспортного средства. Кроме данных с датчика скоро­сти тахограф получает (и передает) данные с встроенного модуля ГЛО­НАСС/GPS, встроенного акселерометра и датчика ABS (при необходимости). Запись всей информации идет в память тахографа и на карту водителя только российского образца. Учтены конструктивные особенности эксплуатации автомоби­лей, выпускаемых в России и странах СНГ, поэтому снижен нижний предел рабочих температур до минус 40 градусов, предусмотрены повышенные требования к виброустойчивости и ударопрочности. Лидером отечественного рынка с долей 32% в 2017 году является производитель ООО «АТОЛ Драйв» На рисунке 1 приведен внешний вид самого популярного в России тахографа DriveSmart, выпускаемого этим предприятием[3].

Рисунок 1 Внешний вид тахографа DriveSmart

С 2013 года российские тахографы должны быть оснащены программно-аппа­ратным средством, которое предназначено криптографического преобразова­ния информации. Средство Криптографической Защиты Информа­ции (СКЗИ), по сути, - это специальная энергонезависимая память, которая хра­нит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи, которую выдает удостоверяющий центр (рисунок 2).Блок СКЗИ необходим для записи информации о режиме труда и отдыха водителей, а также обеспечивает:

- аутентификацию водителя;

- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной па­мяти;

- хранение информации ограниченного доступа, используемой для созда­ния электронной подписи и проверки электронной подписи и аутентифицирую­щей информации;

- преобразование сигналов модуля ГЛОНАСС/GPS в данные о текущем вре­мени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируе­мом виде[4].

Эксплуатация блока СКЗИ рассчитана на 3 года с последующей его заменой на новый.

Рисунок 2 Внешний вид блока СКЗИ

С 2016 года все тахографы, предназначенные для перевозок внутри РФ, под­лежат обязательной метрологической поверке. Единственное исключение представляется компаниям, имеющим лицензию международного перевозчика. Отсутствие свидетельства о поверке тахографа относится к административным правонарушениям и наказывается достаточно большими штрафами (на должностных лиц – до 50000 руб., на юридических лиц – до 100000 руб.).

Поверка тахографов проводится организациями, имеющих аккредитацию на право проведения поверки средств измерения и регистрационный номер атте­стата аккредитации. Поверка тахографа должна быть проведена при наступле­нии любого из ниже перечисленных событий:

  • первоначальная установка после получения регистрационного но­мера;

  • после установки тахографа в другом транспортном средстве;

  • при изменении регистрационного номера транспортного средства;

  • после ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;

  • при отсутствии пломб и бирок;

  • после изменения значения характеристического коэффициента транс­портного средства;

  • после изменения значения эффективной длины окружности веду­щих колес транспортного средства или замене шин;

  • после истечения межповерочного интервала (после 2 лет с момента про­шлого осмотра).

При поверке тахографов осуществляют внешний осмотр и определение метро­логических характеристик.

Внешний осмотр позволяет убедиться в легальности использования контроль­ного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следую­щие операции:

  • проверка соответствия внешних условий для возможности дальней­шего проведения настройки тахометра (в случае совместного выполнения опера­ций по проверке и настройке);

  • проверка наличия и целостности таблички (шильдика) с нанесен­ным знаком официального утверждения типа устройства;

  • проверка наличия и целостности заводских пломб на тахометре, препят­ствующих вскрытию корпуса;

  • проверка целостности корпуса датчика движения, соединительных кабе­лей и разъемов в пределах визуального доступа (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства).

Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функциониро­вания контрольного устройства и подразделяется на ряд опера­ций:

  • считывание и перенос данных из памяти тахометра в архив мастер­ской (в случае применимости),

  • определение погрешностей измерения скорости, времени и пройден­ного пути (в случае необходимости проведения данной проверки от­дельно от настройки),

  • определение соответствия допустимой погрешности между заявлен­ной и измеренной эффективной длиной окружности ведущих колес транспорт­ного средства (в случае выполнения проверки без последующей настройки),

  • проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водите­лей,

  • проверка работоспособности устройств считывания карточек контроль­ного устройства,

  • проверка работоспособности печатающего устройства (в случае приме­нимости).

Периодичность поверки тахографов устанавливается их производителями и составляет от 2 до 7 лет [5]. После установки тахографа производится его регистрация в ФБУ Росавтотранс, опломбирование и настройка под конкретный автомобиль. Криптостойкость ключа блока СКЗИ, то есть его способность защищать криптографическую информацию, в соответствии с технической документацией производителя, рассчитана на 3 года. Через три года блок СКЗИ блокируется и картой водителя невозможно воспользоваться. Поэтому калибровка тахографа и замена блока СКЗИ проводятся через каждые 3 года. Вторая причина замены блока СКЗИ – изменение регистрационных данных владельца тахографа (наименование организации, адрес и др.) или транспортного средства (марка, модель, гос. номер).Замена блока СКЗИ также производится при его неисправности.

Однако процедура организации поверки тахографов для организаций, эксплуатирующих транспортные средства, является достаточно сложной и затратной. Сложность организации поверки заключается в том, что все процедуры по техническому обслуживанию тахографа должны осуществляться в организациях, имеющих лицензию ФСБ на услуги по разработке, производстве, реализа­ции и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств за­щиты информации. Соб­ственно тахограф должен поверяться в организациях, аккредитованных на право поверки этих устройств, поверка блока СКЗИ – в организациях, аккредитованных на право поверки СКЗИ. Схема процесса организации поверки тахографа, оснащенного блоком СКЗИ, представлен на рисунке 3. Процедура поверки заключается в следующем. После приобретения тахографа необходимо убедиться, что срок его поверки и поверки СКЗИ не истек. В противном случае необходимо поверить тахограф и блок СКЗИ. После истечения межповерочного интервала тахографа осуществить демонтаж для передачи на поверку. Если срок эксплуатации СКЗИ-модуля истек, необходимо произвести спи­сание и утилизацию СКЗИ-модуля.

Таким образом, тахограф предназначен для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также для общего сокращения дорожно-транс­портных происшествий. Достигается это фиксацией скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Становится возможным пресе­кать как нарушения скоростного режима водителями коммерческого транс­порта, так и чрезмерную утомлённость экипажа, нормируя время работы и от­дыха.

Ко всему прочему прибор должен надёжно защищать накопленную информа­цию. Для этого используется криптографическое шифрование. Это позво­ляет исключить модификацию данных в преступных целях. Кроме того, тахограф должен быть сертифицированным. Это позволит использовать получен­ную с помощью него информацию при работе с правоохранительными органами, т.к. эти данные будут являться неоспоримой уликой.

Рисунок 4 Схема процесса организации поверки тахографов,

оснащенных блоками СКЗИ

Список использованных источников

  1. Горев, А.Э. Информационные технологии на транспорте. Электрон­ная идентификация автотранспортных средств и транспортного оборудования: учебное пособие для студентов специальностей 190701 - Организация перево­зок и управление на транспорте, 190702 - Организация и безопасность движе­ния (автомобильный транспорт) / А.Э. Горев; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 96 с.

  2. Приказ Минтранса России от от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утвержде­нии требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные сред­ства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установлен­ных на транспортные средства» тахограф автотранспортный электрон­ный дорога.

  3. http://kzta.ru

  4. http://kzta.ru/portfolio-types/tsifrovyie-tahografyi/

  5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=802021

Просмотров работы: 109