Основой информационного обеспечения экономической деятельности Сбербанка является его отчетность, данные аналитического учета, а также иная банковская входящая, внутренняя и исходящая документация. На сегодняшний день входящая информация, поступающая в Сбербанк в бумажном виде сразу же еще на этапе ее регистрации переводиться в электронную версию, а внутренние и исходящие документы Сбербанка изначально подготавливаются в электронном виде в единой системе банка. Такая организация информационного обеспечения позволяет существенно упростить и ускорить не только документооборот банка, а также многие банковские операции, так как любой бизнес-процесс так или иначе связан с формированием и использованием документов, обменом и получением информации.
В основе информационного обеспечения деятельности банка лежит Единая система информационного обеспечения. Единая система информационного обеспечения Сбербанка – это территориально распределенное решение, созданное посредством серверных комплексов, которые расположены в аппарате каждого территориального банка и в центральном аппарате. Серверные комплексы работают независимо друг от друга, взаимодействие между центральным аппаратом и территориальными банками происходит через специальный модуль межфилиального взаимодействия.
Все действия по работе с информационным обеспечением банка организованы посредством специальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников, при создании которых учитывалась специфики деятельности разных категорий банковских работников. Всего таких АРМ три: делопроизводителя, исполнителя и руководителя. Для первичной обработки информации, ее регистрации и сканирования входящих документов предназначено АРМ Делопроизводителя, которое дает возможность всем категориям сотрудников банка выполняет все операции с входной информацией согласно своему уровню доступа. АРМ Исполнителя предназначено для исполнения сотрудниками Сбербанка поручений руководителя, отчета по выполненным действиям и согласования информации. АРМ Руководителя предназначено специально для топ‑менеджеров Сбербанка и позволяет изменять информационные потоки, внося рукописные или звуковые комментарии к исходной или уже обработанной информации.
Согласно статистике банка, внедрение системы Единого информационного обеспечения позволило довести суммарный документооборот Сбербанка в 2016 г. в среднем до 200 тыс. документов в день [8]. В настоящее время в Сбербанке 100%-ый уровень автоматизации рабочих мест. Основная часть внутреннего информационного обеспечения на сегодняшний день переведена в электронную форму. Это в первую очередь внутренняя служебная переписка, коммуникационные сессии, доведение до починенных приказов вышестоящих органов; внутренние нормативные документы банка, кредитные и иные досье клиентов, данные бухгалтерского учета и контроля и т.п.
Однако не смотря на преимущество и удобство электронного информационного обеспечения, согласно российскому законодательству банк полностью не может отказаться от бумажных носителей информации [2].
С целью рационального накопления, передачи и реализации информации в Сбербанке организована схема перемещение и хранения бумажных документов определенного вида:
бумажные носители информации, связанные с негосударственными пенсионными фондами, направляются на хранение в головные региональные офисы;
бумажные носители информации по страхованию направляются в региональный центр сопровождения общебанковских операций г. Москвы;
бумажные носители информации по кассовым документам направляются в региональный центр сопровождения общебанковских операций г. Екатеринбурга;
бумажные носители информации, связанные с постановлениями об отмене ареста направляются в региональный центр сопровождения общебанковских операций г. Тюмень.
Таким образом, информационное обеспечение, относящиеся к определенной сфере деятельности банка, находится в едином месте вне зависимости от места его получения и обработки.
При оценке эффективности информационного обеспечения следует рассматривать колоссальный набор аспектов-критериев. Набор критериев зависит от определенной области деятельности, характеристики информационной системы и ее состава [4]. На основе отобранных критериев формируется обобщенный показатель эффективности информационного обеспечения деятельности. В силу того, измерить количественно показатели информационного обеспечения довольно сложно, О. В. Мазаренко предлагает проводить такую оценку на базе качественных показателей, используя для этого методику оценки неметрических признаков Л. М. Малярец [7]. В качестве номинальных признаков показателей информационного обеспечения развития и функционирования экономического субъекта О. В. Мазаренко предлагает использовать признаки, имеющие одинаковую важность, которым на базе функций преобразования присваивается определенное количественное значение из промежутка от 0 до 1. Расчет обобщающего показателя эффективности информационного обеспечения проводится на основе средней геометрической по формуле [7]:
, (1)
где II3 - показатель уровня эффективности информационного обеспечения;
n– число составляющих показателей информационного обеспечения;
Ki– критерии эффективности информационного обеспечения.
Cогласно методике оценки эффективности информационного обеспечения О. В. Мазаренко, критериям эффективности информационного обеспечения присваиваются значения от 0 до 1. Уровень эффективности информационного обеспечения по каждому значению критерия оценивается на основе вербально-числовой шкале Харрингтона [6]:
0-0,2 –очень низкий;
0,21-0,37 – низкий;
0,38-0,64 – средний;
0,65-0,8 – высокий;
0,81-1 – очень высокий.
Для определения эффективности информационного обеспечения нами было выделено 10 критериев, представленных в таблице. Определение соответствующих критериям значений проводилось на основании годового отчета Сбербанка [4] и данных, представленных на официальном сайте Сбербанка [8], результаты представлены в таблице 1.
Таблица
Оценка критериев эффективности информационного обеспечения Сбербанка
Признак |
Оценка критерия |
Уровень эффективности |
Уровень удовлетворения информационных потребностей |
0,9 |
очень высокий |
Взаимосвязь целей информационного обеспечения и целей функционирования и развития предприятия |
1 |
очень высокий |
Уровень автоматизации информационного обеспечения |
0,95 |
очень высокий |
Состояние информационной инфраструктуры |
1 |
очень высокий |
Уровень информационной грамотности потребителей информации |
0,68 |
высокий |
Наличие инвестиций в информационное обеспечение |
1 |
очень высокий |
Разнообразие используемых источников информации и методов работы с ней |
0,62 |
средний |
Осуществление информационного обеспечения на основе построения информационной модели |
1 |
очень высокий |
Уровень соответствия информации требованиям, которые к ней предъявляются |
0,72 |
высокий |
Уровень своевременности поступления и использования информации |
0,69 |
высокий |
Эффективность информационного обеспечения Сбербанка, определенная по формуле (1), составляет:
.
Тогда, согласно шкале Харрингтона [6], эффективность информационного обеспечения Сбербанка на текущий момент очень высокая, что говорит о том, что в анализируемой организации цели информационного обеспечения подчинены общим целям развития и функционирования банка, кроме того формулирование целей функционирования и развития банка идет параллельно с мониторингом информационной среды и учетом угроз и возможностей. Информация циркулирует соответственно разработанной и используемой информационной модели банка. Информационные потребности удовлетворяются в срок и в полном объеме, при этом имеется сформированная база данных, регулярно обновляемая, что увеличивает эффективность экономической деятельности банка и затраты на информационное обеспечение являются оправданными и высоко эффективными.
29 ноября 2017 года на конференции TAdviserSummIT управляющий директор блока «Технологии» ПАО Сбербанк Павел Ходалев, рассказал о том, что на сегодня одной из приоритетных целей Сбербанка является становление его в качестве технологической компании, в связи с чем новой стратегией банка, разрабатываемой до 2020 г., предусмотрена автоматизации рабочих процессов и машинное обучение для высвобождения людей от «мартышкиного труда» [5]. Таким образом, на наш взгляд, всякое совершенствование информационного обеспечения анализируемого экономического субъекта должно быть направлено на его автоматизацию и использование для сбора, обработки и хранения информации информационных технологий. Поэтому для совершенствования информационного обеспечения экономической деятельности Сбербанка рекомендуется принять меры по увеличению разнообразия используемых источников информации и методов работы с ней, по развитию информационной грамотности потребителей информации, а так же росту уровня своевременности поступления и использования информации. в том числе ускорения процессов обмена с региональными подразделениями и сбора информации, которая должна храниться на бумажных носителях.
03 октября 2017 года в Распоряжение Правительства №1471-р [1] были внесены поправки, согласно которым банки могут получать доступ к двадцати новым видам документов физических и юридических лиц через систему межведомственного электронного взаимодействия. Среди таких документов учредительные документы, которые имеются в распоряжении у Налоговой службы, налоговая отчетность экономических субъектов, бухгалтерская отчетность, имеющаяся у Росстата, сведения о недвижимости, имеющиеся у Росреестра и другие. Вступление в силу в 2018 году таких изменений в российском законодательстве будет способствовать снижению количества документов, которые Сбербанку приходится запрашивать у клиентов, позволит сократить количество ошибок в предоставляемых документах и уменьшит число мошеннических махинаций с достоверностью информации. Достоверность, быстрота и точность получения информации позволят Сбербанку снижать в определенных случаях процентные ставки по кредитам, что будет являться привлекательным аспектом для клиентов банка. Помимо этого, для клиентов это позволит снизить временные затраты и операционные издержки по посещению как самого банка, так и государственных ведомств. Таким образом, опираясь на вышеуказанное нововведение российского правительства, Сбербанку следует увеличить эффективность информационного обеспечения своей экономической деятельности с помощью соединения своей Единой системы информационного обеспечения с государственными органами для получения быстрой и надежной информации о своих клиентах.
Список литературы:
Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении перечня документов (сведений), предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» при осуществлении функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, а также конкурсными управляющими (ликвидаторами), назначаемыми из числа арбитражных управляющих при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, ликвидационными комиссиями, назначаемыми в случае принятия участниками (учредителями) кредитных организаций решения об их добровольной ликвидации, может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – Загл. с экрана
Указание Банка России от 25.11.2009 г.№ 2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета» (в ред. от 08.07.2016)(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2009 N 15828) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/– Загл. с экрана
ГОСТ 7.0-99. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.10.1999 № 334-ст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – Загл. с экрана
Горбенко, А. В. Информационное обеспечение оценки инновационного потенциала предприятий. Учебное пособие / А. В. Горбенко - М: Русайнс, 2016. - 136 с.
Государство. Бизнес. ИТ. TAdviser.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://summit.tadviser.ru/ – Загл. с экрана
Любушин, Н.П. Использование обобщенной функции желательности Харрингтона в многопараметрических экономических задачах / Н.П. Любушин, Г.Е. Брикач // Экономический анализ. Теория и практика. – 2013. - № 18. – С.36-46.
Мазоренко, О. В. Подход к оценке уровня информационного обеспечения функционирования и развития предприятия / О. В. Мазоренко [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19417328
Сбербанк. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sberbank.com