К ВОПРОСУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Харьковский С.Н. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера. Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и так далее.

На путях формирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением на сегодня является осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности отечественной культуры не может быть успешного развития любой сферы нашей жизни. В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку. Вместе с тем, в сложившихся условиях самобытная традиционная культура русского народа (как коренного этноса) нуждается в особой поддержке.

Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только возрождения и сохранения, но и дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.

В течение длительного времени исследователи подразумевали под понятием народная художественная культура – фольклор, а в большей степени устное народное творчество. Разумеется, это в значительной мере ограничивало предметную область исследования, но с другой стороны устный фольклор – это и есть отражение народной художественной культуры, включающей в себя отражение народного быта, традиций, мировоззрения [1, c. 18].

Бакланова считает, что «люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума» [2, c. 32].

По мнению Г.Н. Волкова, изменение понятия нравственности в современном мире, вызванное влиянием массовой культуры, приобретает вполне осознанные и конкретные негативные формы. Эти факторы находят проявление в фактах экстремизма, терроризма и обще криминализации общественной жизни. Кроме того, практическая деятельность различных государственных структур не оценивается должным образом, хотя она является достаточно эффективной при грамотном применении в процессе воспитания подрастающего поколения [3, c. 132].

В современном мире роль государства в воспитательном процессе подрастающего поколения значительно сократило свое воздействие, особенно в области культурной политики. Переход сферы культуры на коммерческую основу, привела к тому, что рынок культурных услуг стал практически неконтролируемым. В результате чего талант стал подаваться как товар или услуга.

Наиболее уязвимыми стали нематериальные культурные ценности, а также их формы выражения. Знания и навыки, связанные с культурно-историческим наследием, весь пласт народной художественной культуры, который передается из поколения в поколение, должны воссоздаваться и транслироваться через поколения, а не быть забытыми. Ведь, как известно культура может, как объединять, так и разводить поколения людей, если они не содержат в своей основе духовной составляющей.

Очевидно, что разрыв связей поколений, основанный на возрождении и сохранении народной художественной культуры, будет способствовать деградации общества и потере значительных пластов традиционной культуры. Данный разрыв может быть преодолен путем приобщения молодого поколения к народной художественной культуре, данный аспект является важной государственной задачей, данное решение способно уменьшить дальнейшее разрушение нашей страны от роста бескультурья, цинизма и бездуховности будущих поколений.

Подобное положение сложилось в связи с тем, что достаточно длительное время ученые-теоретики изучали лишь отдельные составляющие народной художественной культуры, игнорируя изучение явления в целом, либо изучали ее без учета генезиса. В связи с этим, то явление, которое сегодня считается народной художественной культурой, является еще более древней культурной системой, чем мы можем себе представить, имеющей в различное время совершенно разную степень распространения как один из важнейших пластов культуры общества.

В последнее время в культурную среду современного общества возвращаются праздники из народного календаря, возрождаются свадебные обряды, проводятся народные игры. Народная культура отражала мир в том виде, в каком его понимали наши предки – умение жить в гармонии с природой, ценность института семьи, уважение традиций, честный труд на родной земле.

На наш взгляд, именно праздники и обряды годового цикла дают нам наибольшее представление о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях. Необходимо сейчас создавать в каждом селе, районе, области фольклорно-эстетические центры, школы, дома традиционной культуры, чтобы заниматься сбором, сохранением и передачей своего родного национального богатства.

В.М. Григорьев отмечает, что нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня – это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества [5, c. 84].

Важно отметить, что народная художественная культура в качестве предмета исследования имеет одну особенность. Представляет сложность вопрос разграничения научного и вненаучного знания о ней. Поскольку данное направление исследований достаточно новое и в нем не существует четкой доказательной базы. «Сам предмет исследования зачастую переходит в публицистическую и искусствоведческую области [3, c. 69]». Понятно, что данная проблема характерна для множества исследований. Особенно в гуманитарной сфере, но в то же время, отсутствие четких схем, принципов исследования является неприемлемым для научного уровня исследования.

В народной художественной культуре находят отражение этнические стереотипы, заложенные многими поколениями. Л.Н. Гумилев отмечает стереотип как основной признак абсолютно любой этнической группы. Он рассматривает стереотипы как особый поведенческий язык, передающийся от поколения к поколению, но не на генетическом уровне, а посредством «сигнальной наследственности», т.е. это процесс, в котором знания и традиции передаются из поколения в поколение, одновременно с адаптивными механизмами. Необходимо отметить, что практически в каждой этнической группе имеет место определенные нормы, правила, стереотипы социального взаимодействия.

В современной социокультурной ситуации общество все более становится потребителем, а не хранителем народной художественной культуры.

Наблюдается негативная тенденция, которая проявляется в том, что с каждым годом уменьшается количество людей, продолжающих и созидающих народную художественную культуру в обществе. В связи с этим возникает разрыв между мастерами и хранителями народного творчества и обществом потребителей.

Особую тревогу вызывает тот факт, что молодежь проявляет слишком незначительный интерес к народной художественной культуре. В молодежной среде все большую актуальность привлекают элементы западной культуры, черты имитации фольклора. В связи с этим формируется проблема низкого уровня внимания молодежи к традиционной культуре, поэтому с каждым годом становится все сложнее привить любовь и уважение к традиционной культуре. А также вызвать желание возродить и сохранить ее для передачи последующим поколениям.

В современном российском обществе деятельность по возрождению и сохранению народной художественной культуры объединяет работа в области художественно-творческой, образовательной, исследовательской и организационно-управленческой деятельности множества различных социальных институтов (управление культуры и управление образования, социально-культурные учреждения, образовательные учреждения, дома народного творчества, фольклорные центры, общественные объединения, различные фонды и другое.).

Посредством совместной деятельности учреждений социокультурной сферы создаются комплексные межведомственные программы, базы данных по проблемам и персоналиям носителей народных традиций, формируются различные фонды фольклорных записей и образцов декоративно-прикладного творчества, проводится популяризация фольклора посредством организации выставок, конкурсов, фольклорных фестивалей и праздников; проводится обучение руководителей народных коллективов, педагогов, народных мастеров; осуществляется издание репертуарных и методических материалов [4, c. 87] .

В нашей стране сложилась и действует уникальная система методической поддержки в сфере народной художественной культуры, которая представлена Домами (Центрами) народного творчества, действующими во всех регионах России. На уровне регионов координационная, методическая и организационная функции в сфере народной художественной культуры, как правило, отводятся Домам (Центрам) народного творчества, что способствует координации действий, кооперированию и более рациональному использованию имеющихся ресурсов для проведения в регионах крупномасштабных акций. Народная художественная культура занимает в культуре современного общества исторически принадлежащее ей место, обусловленное присущим ей способом производства, сочинения и распространения духовных ценностей, а также способностью развивать другие слои культуры в их становлении и развитии.

Общая задача государственных структур – не только решать экономические и политические проблемы, но и повышать престиж профессий, связанных с народной художественной культурой. Необходимо приобщать молодежь к процессу возрождения и сохранения культурно- исторического наследия нашей страны.

Таким образом, мы пришли к выводу, что народная художественная культура занимает в культуре современного общества исторически принадлежащее ей место, обусловленное присущим ей способом производства, сохранения и распространения духовных ценностей, а также способностью развивать другие слои культуры. Народная художественная культура является неотъемлемой частью социокультурной жизни общества.

Список используемой литературы

  1. Антонова, Е.Л. Народная художественная культура: учебное пособие / Е.Л. Антонова. – Белгород, 2006. – С. 18

2. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров / Т.И. Бакланова. – М., 1994. – 254 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

4. Гончарова, Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Н.П. Гончарова. – М., 2000. – 207 с.

5. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции России / В.М. Григорьев. – М.: Молодая гвардия, 1994 – 337 с.

Просмотров работы: 942