ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Прялухин Е.М. 1, Корнеева Я.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Крайний Север - это территория, превышающая несколько европейских государств вместе взятых, экстремальные климатические условия.  На Крайнем Севере находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых. За Полярным кругом добывают большую часть элементов таблицы Менделеева, основные из которых - медь, никель, кобальт, золото, серебро, платина, иридий, селен, палладий, родий и др.  Такие огромные запасы богатств, длительное время определяют и будут определять доминирующее развитие в этом регионе добывающих отраслей промышленности, требующее привлечения значительного количества квалифицированных специалистов. По объёму прогнозных ресурсов алмазов Россия занимает первое место в мире; они составляют, по разным оценкам, 35-50% мировых. Основная часть прогнозных ресурсов страны (около 65%) приходится на приполярные районы Западной Якутии c неразвитой инфраструктурой; из них на районы действующих алмазодобывающих предприятий приходится не более 10%. Около 20% ресурсов располагается в Архангельской области и только 10% - в промышленно развитых районах европейской части России. Вторым по размеру запасов алмазоносным районом России является Архангельская область, где расположены два месторождения - им. М.В.Ломоносова и им. Гриба, на долю которых приходится, соответственно, 16,8 и 4,4% запасов страны [1].

Высокая технологическая насыщенность опасных производственных объектов предъявляет повышенные требования к надёжности деятельности специалистов для обеспечения безопасности производственного процесса и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем профессиональная деятельность работников опасных производственных объектов в условиях Крайнего Севера имеет свою специфику. Во-первых, работа в условиях Крайнего Севера часто сопровождается профессиональной высокоинтенсивной нагрузкой, существенно превышающей нормативную для обычных условий труда. Это создает предпосылки нарушений в психоэмоциональной сфере и сопутствует развитию психосоматической патологии у работников [2]. Во-вторых, комплекс природных факторов Крайнего Севера оказывает выраженное негативное действие на физическое и психическое состояние человека, получившее название синдрома полярного напряжения.

Сочетание неблагоприятных природно-климатических и социально-производственных факторов с вахтовым режимом труда существенно затрудняет процессы социально-психологической адаптации работников к условиям Заполярья. Важно подчеркнуть, что особенности труда на Крайнем Севере детерминируют, как внутренние (психологические) трансформации работников в процессе трудовой деятельности, так и обуславливают внешние (непсихологические) факторы влияния на жизнедеятельность вахтовиков. Но их также надо учитывать при психологическом обеспечении работников алмазодобывающей промышленности Заполярья.

Особое внимание необходимо уделить инженерно-техническим работникам (ИТР) - лицам, осущест­вляющие техническое и организационное руководство производ­ством; отнесение работников к этой категории производится по особым спискам инженерно-технических должностей (штатным расписаниям). ИТР -  это сотрудники, благодаря которым развивается производство. Именно инженерно-технические работники создают новые методики производственных процессов, разрабатывают техники оптимизации затрат человеческих и материальных ресурсов. На эффективность деятельности специалистов оказывают влиянием не только уровень образования, квалификации и профессионализма, но и условия труда, масштабы производства и т.п. Таким образом, при профессиональном отборе инженерно-технических специалистов необходимо учитывать специфику их профессиональной деятельности.

Цель исследования: провести психологический анализ деятельности и определить профессионально важные качества инженерно- технических работников алмазодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера [3].

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели проведено исследование на алмазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового периода 14 дней / межвахтового - 14 дней; 12 часовые смены), в котором приняло участие 38 водителей, из них 16 - водители внедорожных самосвалов и 22 - машинисты автогрейдера. Средний возраст 41,37±9,107. Средний стаж в должности 5,46±2,117.

Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, которое было направлено на изучение неблагоприятности профессиональных, климатических и социально-бытовых условий.

В профессиональную группу инженерно-технических работников входят следующие профессии: ведущий инженер по надзору строительством; ведущий инженер участка по ремонту и обслуживанию; гидрогеолог; горный диспетчер; горный инженер; горный мастер; механик участка и т.п.

Обзорная характеристика профессиональной деятельности.

Инженерно-технические работники (ИТР) - лица, осущест­вляющие техническое и организационное руководство производ­ством.

Функциональные обязанности:

1 блок - оптимизация деятельности / производства:

- разработка современных производственно-технологических процессов и внедрение их в производство;

- установление порядка выполнения работы, а также её очерёдность, необходимые для достижения нужного результата;

- разработка методик контроля над качеством выполняемых работ, занимаются технической документацией;

-  участие в планировании производства горных работ и разработке производственно-технической части проектно-сметной документации;

- разработка мероприятий по совершенствованию организации проведения и повышению эффективности горных работ, рациональному использованию рабочего времени горно-проходческих бригад, повышению безопасности и предупреждению аварий и осложнений на горных работах;

- участие в работе по внедрению новой техники и технологии, рационализации, изобретательству, нормированию труда.

2 блок - контрольные и аналитические функции:

- контроль над состоянием производственного оборудования, его обслуживание и наладка, а также обеспечение бесперебойной работы;

- осуществление технико-технологического обеспечения горных работ;

- обобщение, обработка и анализ данных о работе горно-проходческих бригад и оборудования;

-  анализ причин простоев, аварий и брака при производстве горных работ.

-  осуществление контроля за соблюдением буровыми бригадами производственной и технологической дисциплины, требований к качеству горных работ, правил эксплуатации горно-проходческого оборудования, охраны труда, противопожарной защиты, мер по охране недр и окружающей среды.

3 блок - управленческие функции:

- организация работы первичных трудовых коллективов и бригад;

- обеспечение бригад инструктажем, спец.одеждой, оснасткой, инвентарем и т.д.;

- организация горных, строительных и прочих работ;

- обеспечение безопасных и безвредных условий труда.

Общая характеристика орудий и средств труда:

1) Сбор информации - широко используется измерительный инструмент.

2) Обработка информации, принятие конструктивных решений. Творческая часть процесса, задействованы нематериальные ресурсы. Из материальных (вещественных) - персональные компьютеры и другие средства вычислительной техники; средства автоматизации проектирования, специальное программное обеспечение.

3) Контрольные функции - техническая документация для производства, испытания, модернизации, эксплуатации, технического и сервисного обслуживания и ремонта элементов транспортных систем горного производства; средства и технологии обеспечения промышленной безопасности горного производства; основные правовые акты и нормативно-методическое обеспечение в области технологии горного производства, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов [4].

Общая характеристика условий труда:

Микроклиматические условия в открытых разработках (карьерах) определяются географическим районом и в основном соответствуют метеорологическим условиям на поверхности. В зимнее время работа может производиться при низких температурах до минус 30 - 40°, а в летний период при высоких температурах - до плюс 40° и более.

Основными особенностями труда являются неблагоприятные метеорологические условия; возможность загрязнения вредными соединениями; выделение пыли при всех технологических процессах; шум и вибрация, обусловленные выполнением производственных процессов; повышенная опасность травматизма [8].

Характер межличностного взаимодействия для данной профессии определяется как достаточно интенсивный (частое взаимодействие). Это означает, что в профессиональной деятельности специалисты часто обмениваются разнообразной информацией, но основную работу выполняют относительно независимо друг от друга, Таким образом, сохраняется относительная самостоятельность в условиях коллективной работы.

Режим труда: преимущественно дневные смены; продолжительность смены 12 часов; вахтовый метод организации труда: вахтовый период - 14 дней / межвахтовый- 14 дней.

Неблагоприятные профессиональные факторы и ситуации:

Среди производственных факторов по опросу сотрудников наиболее неблагоприятными являются следующие (максимальная оценка 5 баллов):

1) шум (2,38±1,088),

2) химические факторы (1,75±1,000),

3) повышенная температура поверхности оборудования (1,44±0,964),

4) повышенная и пониженная температура рабочей зоны (1,88±1,025),

5) нервно-психические перегрузки (2,50±1,506),

6) усиленный контроль соблюдения техники безопасности (2,19±1,276).

Среди социально-бытовых факторов наиболее неблагоприятные для сотрудников следующие:

1) отсутствие или недостаток продовольствия (2,06±1,340),

2) психофизиологический и психоэмоциональный дискомфорт (1,63±0,619).

Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью:

-                   работа  слухового,  зрительного,  тактильного  и  других  анализаторов,  соответствие  нормам  физического  развития  данного  возраста; 

-                   эмоционально-волевая  готовность:  преодоление  трудностей,  вызванных  неопределенностью  ситуации  (дефицит  времени,  информации),  выбор  гипотезы,  принятие  на  себя  той  или  иной  ответственности,  способность  к  самоуправлению  эмоций,  поведения  и  отношения  к  окружающим.

-                   произвольное  и  послепроизвольное  внимание  (объем,  устойчивость,  распределение,  концентрация,  переключение); 

-                   восприятие  (величины,  расстояния,  формы,  речи,  изображения,  движения,  пространства,  времени),  его  осмысленность,  обобщенность,  целостность,  объем;  константность,  кодирование  воспринимаемой  информации; 

-                   произвольная  и  долговременная,  словесно-логическая  и  образная  память  (виды,  объем,  прочность,  точность,  организованность,  приемы  запоминания); 

-                   представление  и  воображение  (яркость,  четкость,  устойчивость,  продуктивность); 

-                   техническое,  оперативное,  системное  мышление;  мыслительные  операции  (анализ,  синтез,  сравнение,  обобщение,  абстрагирование,  конкретизация,  систематизация);  формы  логического  мышления  (понятия,  суждения,  умозаключения), 

-                   способность к  творчеству,  способность  принимать  решения.

Медицинскими противопоказаниями:

-                    предрасположенность к простудным заболеваниям;

-                    нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

-                    выраженные заболевания сердечно-сосудистой системы;

-                    болезни суставов;

-                    болезни, связанные с потерей сознания [7].

Перечень профессионально важные качеств:

1)                 эмоциональная устойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке;

2)                 гибкость мышления - это умение человека быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы; умение свободно распоряжаться имеющимися ресурсами (материальные, информационные), выявлять закономерности, составлять ассоциативные связи, уметь мыслить и действовать в широком диапазоне увиденных возможностей;

3)                 наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов;

4)                 повышенный уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);

5)                 ответственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека;

6)                 коммуникативные качества речи (качества хорошей речи) - свойства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон, т.е. относительное единство замысла адресанта и восприятия адресатом речевого произведения;

7)                 организаторские способности - это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которые позволяют человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела [5].

Модель профессиональных компетенций:

1) анализ проблемы - определяет проблему и раскладывает ее на составные части; связывает воедино и оценивает информацию из различных источников; выявляет причины возникновения проблемы;

2) творчество - придумывает оригинальные идеи, разрабатывает инновационные предложения - такие, которые не приходят в голову менее проницательным и изобретательным коллегам;

3) планирование - устанавливает приоритеты и предвидит изменения в работе, которые могут потребоваться для выполнения будущих требований к деятельности; своевременно определяет ресурсы (включая персонал), необходимые для достижения долгосрочных целей;

4) стрессоустойчивость - решая трудные задачи или подвергаясь давлению обстоятельств, остается эффективным, сохраняет спокойствие, не раздражается и не впадает в панику;

5) внимание к деталям - точно, аккуратно и без «сокращений» работает с детальной фактической информацией; методичен и стремится не упустить ни одной детали;

6) письменная коммуникация - письменные документы понимает легко; свои мысли и идеи формулирует ясно и лаконично;

7) умение убеждать - воздействует на других и убеждает их согласиться с решением и действиями, против которых они вначале возражали;

8) взятие на себя риска и ответственности - принимает сопряженные со значительным риском решения, если такие решения обещают значительный успех или существенное преимущество в конкурентной среде; открыт новому опыту, не боится неосвоенных ситуаций, не ищет спокойных, знакомых и проторенных путей в деле [6].

Для проведения исследований профессионально важных качеств ИТР предприятий алмазодобывающей промышленности  можно использовать  следующие методики (таблица 1).

Таблица 1 - Методики исследования профессионально важных качеств ИТР

Наименование ПВК

Методика

 Эмоциональная устойчивость

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска, дезадаптации в стрессе "Прогноз"

Повышенный уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания

Таблицы Шульте (переключаемость внимания)

Счет по Крепелину (устойчивость внимания)

Корректурная проба Бурдона (концентрация внимания)

 Ответственность

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик И.А. Кочарян

 Коммуникативные качества

11 Личностных Факторов: шкала «Замкнутость (сдержанность в общении) - Общительность (активная позиция в общении, контактность)»;

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)

 Организаторские способности

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

 

Выводы: Инженерно-технические работники, работающие на предприятиях алмазодобывающей промышленности - лица, осущест­вляющие техническое и организационное руководство производ­ством, выполняют следующие функциональные обязанности: оптимизация деятельности, контрольные и аналитические, а также управленческие функции.

Профессионально важными качествами инженерно-технических работников являются: эмоционально устойчивость, гибкость мышления, наглядно-образное мышление, повышенный уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания, ответственность, коммуникативные и организаторские способности.

 

Список литературы:

1.                  Гудков А.Б., Теддер Ю.Р. Физическая работоспособность буровиков при экспедиционном режиме труда в Заполярье // Barents Newsletter on Occup Health and Safety. - 1999. - № 3. - С. 76-78.                                                                                                     

2.                  Дикая Л.Г. Профессиональная адаптация к стрессогенным факторам глобализации и сохранение профессионального здоровья // Мат. науч. практ. мероприятий V Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». - Т. 4: Всеросс. науч.-практ. конгресс «Здоровье нации и образование». - М., 2009. - С. 42.

3.                  Зенченко Т.А. Мерзлый А.М., Солонин Ю.Г. Сравнение случаев индивидуальной метеочувствительности человека в экстремальных условиях зимы северных и средних широт // Экология человека. - 2011. - № 11. - С. 3-13.

4.                  Кольцова Н. И. К вопросу об оценке вахтово-экспедиционного труда в нефтяной промышленности / Н. И. Кольцова // Гигиена и санитария. - 1990. - №8. - С. 64-66.

5.                  Корнеева Я.А. Медицинские аспекты системы управления профессиональными рисками вахтового персонала в условиях Крайнего Севера // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2012. - №4. - С. 131-138.

6.                  Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение // Финансы и Статистика. - М.: «Эксперт». - 1998. - № 3. - С. 31-34.

7.                  Хрящева Н.Ю. Социально-психологические основы функционирования бригад // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. - Л.: Изд-во «Ленингр. ун-та», 1984.  

8.                  Корнеева Я.А. Адаптационные стратегии в профессиональной деятельности работающих вахтовым методом на Крайнем Севере. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-03/dissertaciya-adaptatsionnye-strategii-v-professionalnoy-deyatelnosti-rabotayuschih-vahtovym-metodom-na-kraynem-severe (Дата обращения: 19.10.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-6409.2018.6). 

Просмотров работы: 205