В последнее время идет переход к масштабному освоению арктической зоны. Освоение запасов углеводородов в Арктике стало возможным вследствие развития технологий и глобального изменения климата, и теперь добыча нефти и газа в Арктике и транспортировка их в Азию и Европу стали экономически целесообразными [1].
Цель исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть перспективы развития Арктики и арктической зоны в частности.
Анализ данных. Территория Арктики складывается из самых северных владений восьми арктических государств это - Россия, Канада, Норвегии, Дании, США, Исландии, Швеции и Финляндии. Среди них ведущие роли играют Россия, Канада, США, Дания и Норвегия [2]. Большая часть газовых запасов Арктики находится на шельфе, а геологоразведка и добыча на шельфовых месторождениях предъявляет особые требования к технологии добычи газа в Арктике. Опасность при добыче на шельфе углеводородов это экстремально низкие температуры, толща воды, сквозь которую приходится производить бурение. На сегодняшний день наиболее перспективной технологией добычи нефти и газа в Арктике считается применение подводных промыслов (полностью автономных, так и сочетающихся со стационарными или плавучими технологическими платформами). Но также для освоения ресурсов шельфа Арктики потребуется разработка новых видов оборудования для разведочного и эксплуатационного бурения, которое будет рассчитано на круглогодичную эксплуатацию и длительную автономную работу в условиях шельфа Арктики. Сложность освоения шельфа на арктических территориях, которыми располагает Россия, возрастает в направлении с запада на восток (от Баренцева моря до Чукотского моря) Для круглогодичной добычи нефти и газа в арктических условиях проектируются новые, не имеющие аналогов в мире ледостойкие платформы. Если месторождение находят близко к берегу — в прибрежной зоне, то с суши в сторону моря строят наклонные разведочные скважины. Месторождения, которые находятся дальше от берега, относятся уже к зоне шельфа. Для таких месторождений используют плавучие платформы и буровые установки, а если глубина небольшая — просто высокие сваи, с которых ведется бурение. Для добычи углеводородов на морских месторождениях существуют плавучие буровые установки — специальные платформы — в основном трех видов: гравитационного типа, полупогружные и самоподъемные. Самоподъемные платформы используются для небольших глубин и представляют собой плавучие понтоны, в центре которых установлена буровая вышка, а по углам - колонны-опоры. На месте бурения колонны опускаются на дно и углубляются в грунт, а платформа поднимается над водой [3]. Полупогружные платформы используют на больших глубинах. Платформы не поднимаются над водой, а плавают над местом бурения, удерживаемые якорями. Буровые платформы гравитационного типа наиболее устойчивы, так как они имеют мощное бетонное основание, опирающееся о морское дно. В это основание встроены колонны для бурения скважин, резервуары для хранения добытого сырья и трубопроводы, а поверх основания располагается буровая вышка. Первый российский проект по добыче нефти на арктическом шельфе это «Приразломная» – проект «Газпром нефть шельф», где применены самые последние технологии. Для разработки Приразломного месторождения была создана уникальная ледостойкая платформа «Приразломная», рассчитанная на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. Платформа стоит на дне моря, ее запас прочности во много раз превосходит реальные нагрузки [4]. В настоящее время в мире насчитывается более 130 морских месторождений, где применяются технологические процессы по добыче углеводородов на морском дне. Организация части процессов под водой снижает затраты на строительство огромных стальных конструкций. В Арктике целесообразно размещать под водой всю технологическую цепочку по извлечению углеводородов, поскольку надводные стальные конструкции могут быть повреждены айсбергами.
Заключение. Таким образом, смело можно утверждать, что Арктика это важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России. К 2050 году примерно 30 процентов всех углеводородов будет добываться в Арктике. Уже сейчас там осуществляются крупнейшие проекты, строятся завод, аэродром, порт в арктической зоне. При изменении климата - период навигации в арктической зоне будет увеличен. А это в свою очередь означает, что Северный морской путь будет использоваться гораздо интенсивнее, чем сейчас. Сегодня можно говорить о том, что Россия имеет технологии позволяющие добывать углеводороды в Арктике. Но требуется дальше развивать технологии добычи нефти на шельфе строить новые платформы, ледоколы, установки для подводной добычи углеводородов, для этого России необходимо сотрудничать с другими странами проявляющими интерес к Арктике для дальнейшего развития этого региона.
Литература:
Электронный ресурс http://ru.arctic.ru/resources/print/.
Электронный ресурс сайт Арктического совета : http://www.arctic-council.org/index.php/ru/ .
Электронный ресурс информаторий Газпрома http://www.gazprominfo.ru/articles/ .
Электронный ресурс http://arctic.ria.ru/prirazlomnaya/ .
Электронный ресурс Журнал Эксперт http://expert.ru/northwest/2016/40/neftyanoj-polyarnyij-gorizont/