РЖД КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЖД КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Лейс В.Н. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под монополией понимается исключительное право кого-либо на осуществлениехозяйственной деятельности. Ирвинг Фишер определил монополию просто как«отсутствие конкуренции».

Сегодня в Российской Федерации существует ряд монополистов, например: АО «ГАЗПРОМ», АО «РЖД», «Росатом», АО ТК«Транснефть» и другие.

АО «РЖД» - монополист в области железнодорожных перевозок РФ.

На данный момент РЖД – эторазветвленная и развитая сеть железных дорог по всей России, имеющая свои филиалы зарубежом (в таких странах как Германия, Венгрия, Китай, Польша, Северная Корея, Францияи других странах Восточной и Западной Европы). Согласно Федеральному закону от 17.08.95 №147(ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 27.01.2013), АО «РЖД» официальноявляется естественной монополией на российском рынке. Сегодня, АО «РЖД» является единственным продавцом нарынке железнодорожных перевозок. Фирмы, имеющие свои локомотивы,либо сдают их варенду РЖД, либо осуществляют перевозки по выделенным направлениям. Руководство РЖД, опасаясь конкуренции, ограничивает всякий доступ частныхперевозчиков на железные дороги, через Правительство РФ.

Помимомногочисленных филиалов, РЖД имеет также дочерние и зависимые компании (АО«Желдорреммаш», АО «Железнодорожная торговая компания», АО «Московская кольцеваяжелезная дорога», АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институтинформатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», АО «Отраслевойцентр внедрения новой техники и технологии», АО «Торговый дом РЖД» и т.д.).

Некие заменители у даннойуслуги есть. Уникальность железнодорожныхперевозок немного угасла в связи с развитием авиастроения и авиаперевозок, прогрессомавтомобильного и трубопроводного транспорта. Но, здесь не последнюю роль играет качество перевозок, а также предпочтения потребителей.

В сферах перевозкимассового и груза большого веса услуги РЖД, как монополиста - уникальны.

РЖД самостоятельно формирует предложение на рынке услуг железнодорожного транспорта.

Можно сделать вывод, что АО«РЖД» является естественной, закрытой,

государственной монополией в России.

Стоит отметить, что РЖД как монополия имеет свои филиалы за рубежом, что позволяет органам власти реализовывать экономические интересы страны на международном уровне.

Можно сделать вывод, что РЖД действительно – монополия, т.к. она обладает такими признаками, как единственность продавца, уникальность товара, контроль над ценами, барьеры входа, неценовая конкуренция.

Но на данный момент Правительством РФ активно изучается вопрос о введении в отрасль частных предприятий. С одной стороны Правительству выгодна монопольная власть РЖД, потому что в такой ситуации цены регулируются непосредственно изнутри. Вопрос, тревожащий управление ОАО РЖД и Правительство РФ заключается в опасении разрушения монопольной власти РЖД с приходом в данный сектор рынка частным компаний.

Данная мера снимет монополию лишь частично. Управлять частными предприятия невозможно, однако подобный эксперимент может стать первым шагом на пути к переменам. Рынок не может состоять лишь из государственных компаний, частные компании имеют право на существование. Именно в частных компаниях будущее рынка. Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам менеджмент", считает, что «разрушение» естественной монополии рынка поможет развить движение на некоторых направлениях, увеличить закупки специализированой техники, и в целом положительно скажется на экономической деятельности РЖД.

В заключение можно подтвердить, что РЖД действительно является Российской закрытой естественной монополией, но вопрос о поддержании монопольной власти данного предприятия остается открытым в правительственных кругах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Абсолютная монополия//Экономикс. – 2006. - №16. – ст.531-534.

  2. Монополии [Электронный ресурс]: Артемьев нашел второй «Газпром»//Ведомости. 24.07.2013. №131 Электрон.версия печат. публ. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/14507901/artemev-nashel-vtoroj-gazprom#ixzz2mXEusgiq (дата обращения 11.12.2013)

  3. О естественных монополиях: Федеральный закон РФ от 17.08.95 №147 (ред. от 30.12.2012)// Собрание законодательства РФ. – 1995 - №34 – ст.3426.

Просмотров работы: 4880