Современный рынок предлагает потребителю огромный выбор товаров и услуг. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство получило название «полезность». Стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю[4].
Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров [2]. Вся нынешняя рыночная экономика направлена на увеличение потребления населением, а потребители стремятся к получению всё большего удовольствия, ставят своей целью материальное развитие,выходя за рамки разумных потребностей.
Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
Нормы рационального потребления – рекомендуемые наукой размеры потребления отдельных материальных благ и услуг, необходимые для удовлетворения разумных потребностей человека. Разрабатываются по основным продуктам питания (их обычно называют физиологическими нормами), по предметам одежды, а также по некоторым видам материальных услуг, в основном производственного характера. По товарам длительного пользования (ТДП) имеются нормативы рациональной обеспеченности населения.
Доля товаров, по которым разработаны нормы рационального потребления, в общем объеме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли превышает 70 %. Время от времени эти нормы пересматриваются (примерно раз в пять — десять лет).
Все нормативные показатели рационального потребления разрабатываются на перспективу и уточняются по мере приближения к ней. Они носят лишь рекомендательный характер, служат ориентиром, в направлении которого целесообразно развивать потребление[3].
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.
Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:
• спрос потребителя зависит от уровня его доходов;
• каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;
• средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;
• на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.
• «Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.
• «Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.
• «Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.
• «Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.
• «Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.
• «Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.
В жизни современного общества наблюдается рост влияния потребителя на производителя. В результате в известной формуле «что, как и для кого производить?» внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять[1]. Экономика направлена на то, чтобы увеличить количество товаров потребления, но это тормозит ее развитие. Чтобы развитие пошло по новому пути, нужно отказаться от иррационального потребления, поменятьнаправление в сторону рационализации.
Рационализация потребления – процесс качественного улучшения фактической структуры потребления населения, а также совершенствования его форм. Процесс рационализации обеспечивается благодаря целенаправленно разрабатываемой обществом системе мероприятий по достижению условий и уровней рационального потребления.
Для отдельных предпринимателей, бизнесменов и фирм проблемы повышения рациональности потребления могут вступать в противоречие с их интересами. Поэтому данную функцию обязано взять на себя государство по аналогии с тем, как оно заботится об охране окружающей среды, проведении справедливой региональной политики и т. д. [3].
Список литературы:1. Амосова, Гукасьян, Маховикова, «Экономическая теория.», 2008
2. Кривонос Ю.Е., «Экономическая теория. Конспект лекций.», Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
3.Морозов Ю.В. «Основы маркетинга: учебное пособие для вузов» – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. – 156 с. 4. «Основы экономической теории. Конспект лекций.», Евпатория, 2005