ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Шихов А.Р. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития и модернизации образования, одним из важных направлений является внедрение интерактивных методов обучения. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Название таких методов происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, это диалоговое обучение [2]. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Для решения образовательных задач в системе среднего профессионального образования наиболее распространены следующие интерактивные формы, применяемые на занятиях технических дисциплин [1]:

  1. Творческие задания на формирование технических навыков.

  2. Работа в малых группах.

  3. Дискуссия на разные вопросы науки и техники.

  4. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).

Рассмотрим примеры использования игровых имитационных технологий на занятиях по физике:

Тема: «Электромагнитная индукция».

Технология «Разброс мнений».

Организуется поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по демонстрации опыта Фарадея.

Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с фразами по данной демонстрации. Их прочтение и произнесение вслух побуждает к ответному высказыванию. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной проблеме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает обучающимися в первый момент разговора.

Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента.

Тема: «История ненаучного поиска (Машина Голдберга). Механизмы».

Технология «Незавершенность».

Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения (В учебнике есть информация о простых механизмах, а о машине Голдберга ничего нет).

Учитель определяет, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время - 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

Далее демонстрируется работа машины Голдберга. Изучаются его составные элементы.

  1. Изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа на тему изучаемого материала, лекция – дискуссия по вопросом материала, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее специально запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция).

  2. Эвристическая беседа – один из методов проблемного обучения. Это игровой метод, игровое моделирование.

  3. Разработка проекта (метод проектов). Проекты - это материализованная деятельность, синтетическое выражение множества видов деятельности.

  4. Использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки.

  5. Системы дистанционного бучения (возможность обучаться удалённо).

  6. Разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»).

  7. Тренинги.

  8. Метод кейсов.

Рассмотрим определения кейса [3]:

Кейс (от англ. case – случай) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, экологических, социальных ситуаций.

Кейс – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем для их дальнейшего решения в составе группы.

Кейс – специально подготовленный материал с описанием истории конкретной проблемы, на основе которой можно успешно развивать у обучающихся (студентов, старшеклассников) управленческие социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умение продуктивно работать в команде, самостоятельный поиск дополнительной необходимой информации и т.д.

Кейс – творческое задание на развитие мышления менеджера.

Кейс – некая ролевая система, где под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Кейс – это единый информационный комплекс, состоящий, как правило, из трех частей: вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса, описания конкретной ситуации и задания к кейсу.

В определениях выделены различные аспекты, позволяющие использовать их для решения всего многообразия педагогических задач: от овладения техникой анализа имеющейся информации (причем не всегда достаточной для решения предъявленной проблемы) до использования игрового потенциала, который содержит практически каждый кейс, так как предусматривает живое включение учащихся в обсуждение реальных экономических, экологических и иных жизненных проблем, с которыми они либо уже столкнулись в своей практике, либо могут столкнуться в ближайшее время.

В некоторых определениях кейс - это ситуация (1, 2, 5), комплекс, материал, задание (3, 4, 6).

Приведем определения кейс-метода [3]:

Гарвардская школа бизнеса: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач».

Профессор Р. Мерри: «Изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления».

Этапы работы обучения кейс-методом

Задачи преподавателя

Задачи обучающегося

До занятия

Подборка кейса и определение дидактического материала

для подготовки студентов. Разработка сценария занятий.

Получает кейс и список

рекомендуемой литературы.

Подготовка к занятию.

На занятии

Организация и предварительное

обсуждение кейса.

Формирование

рабочих групп.

Организация обсуждения кейса в группах.

Задает вопросы, углубляющие

понимание кейса и проблемы.

Обсуждение вариантов решений проблемы.

После занятия

Оценка работы обучающихся и принятых решений.

Подготовка отчета.

Кейс-метод является одной из современных технологий обучения. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения. Что очень важно для подготовки современного, мобильного, конкурентно-способного специалиста.

Наконец, по критерию практичности он чаще всего представляет собой практически-проблемный метод. Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.

Литература

  1. Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Особенности организации совместной научно-исследовательской деятельности будущих учителей и школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 108-112

  2. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Буслова Н.С., Зыбина Н.В. Особенности методики професстонального обучения в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск: ПАНИ, 2017. – № 4(65). – С. 25 – 28.

  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2012.

Просмотров работы: 505