ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студнева О.А. 1, Тугулева Г.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшим составляющим педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его компетентности в практическом осуществлении учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.

Психологическая культура сочетает в себе как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться отдельно от той культуры, в которой человек вырос и живет [1].

О.И. Мотков дает такую характеристику общей психологической культуры: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [2].

В нашем исследовании понятие психологической культуры педагогов дошкольного образования трактуется как развитая педагогическая рефлексия, компетентность в области дошкольного образования, гибкость в вопросах взаимодействия с другими педагогами и родителями, созидательный подход к различным делам.

Овладение психологической культурой дает возможность педагогу спроектировать педагогическую задачу, осознать в реальном времени психологическую проблему, для решения которой существует определённая система действий.

Основными показателями психологической культуры являются:

- познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей, необходимых для самосовершенствования, самореализации;

- осознание специфики психологического познания, роли психологии в жизни ребенка, отличий психологии от пограничных областей знаний о ребенке;

- интерес к внутреннему миру ребенка и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

- благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;

- педагогическая рефлексия.

Опираясь на данные показатели, мы определили основные направления психологической культуры педагогов:

  1. Понимание проблем ребенка с проявлением гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.

  2. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении через развитие и полное овладение чувством эмпатии.

  3. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения через развитие творческого подхода к делам, отношениям.

  4. Умение занимать определенную психологическую позицию в различных ситуациях во взаимоотношениях с родителями.

Методами повышения психологической культуры могут служить:

  • посещение различных семинаров и практикумов по вопросам психологии;

  • прохождение мастер-классов по развитию педагогической рефлексии;

  • развитие творческих педагогических способностей как метод развития собственного видения и решения проблем (рисование абстракций (феномен рисования неких абстрактных символов и рисунков «в углу записной книги во время разговора по телефону»), квиллинг, скрапбукинг, оригами), поиск альтернативного выхода из специально поставленных задач.

Таким образом, основными показателями психологической культуры педагогов является:

- развитая педагогическая рефлексия;

- знания в области детской психологии и педагогике;

- бесконфликтное и эмпатичное взаимодействие с педагогами и родителями;

- творческое видение выхода из проблемных ситуаций.

А также основными методами ее повышения является:

  1. Педагогические семинары, практикумы и мастер-классы по самосовершенствованию и самореализации.

  2. Развитие творческих педагогических способностей для решения различных проблем.

  3. Чтение литературы, повышающей уровень психологической культуры, к примеру, практикумы по психологии личности, по психологической саморегуляции и рефлексии.

Список литературы:

  1. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.

  2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М., 1995.

Просмотров работы: 531