Психологическая культура сочетает в себе как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться отдельно от той культуры, в которой человек вырос и живет [1].
О.И. Мотков дает такую характеристику общей психологической культуры: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [2].
В нашем исследовании понятие психологической культуры педагогов дошкольного образования трактуется как развитая педагогическая рефлексия, компетентность в области дошкольного образования, гибкость в вопросах взаимодействия с другими педагогами и родителями, созидательный подход к различным делам.
Овладение психологической культурой дает возможность педагогу спроектировать педагогическую задачу, осознать в реальном времени психологическую проблему, для решения которой существует определённая система действий.
Основными показателями психологической культуры являются:
- познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей, необходимых для самосовершенствования, самореализации;
- осознание специфики психологического познания, роли психологии в жизни ребенка, отличий психологии от пограничных областей знаний о ребенке;
- интерес к внутреннему миру ребенка и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;
- педагогическая рефлексия.
Опираясь на данные показатели, мы определили основные направления психологической культуры педагогов:
Понимание проблем ребенка с проявлением гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.
Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении через развитие и полное овладение чувством эмпатии.
Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения через развитие творческого подхода к делам, отношениям.
Умение занимать определенную психологическую позицию в различных ситуациях во взаимоотношениях с родителями.
Методами повышения психологической культуры могут служить:
посещение различных семинаров и практикумов по вопросам психологии;
прохождение мастер-классов по развитию педагогической рефлексии;
развитие творческих педагогических способностей как метод развития собственного видения и решения проблем (рисование абстракций (феномен рисования неких абстрактных символов и рисунков «в углу записной книги во время разговора по телефону»), квиллинг, скрапбукинг, оригами), поиск альтернативного выхода из специально поставленных задач.
Таким образом, основными показателями психологической культуры педагогов является:
- развитая педагогическая рефлексия;
- знания в области детской психологии и педагогике;
- бесконфликтное и эмпатичное взаимодействие с педагогами и родителями;
- творческое видение выхода из проблемных ситуаций.
А также основными методами ее повышения является:
Педагогические семинары, практикумы и мастер-классы по самосовершенствованию и самореализации.
Развитие творческих педагогических способностей для решения различных проблем.
Чтение литературы, повышающей уровень психологической культуры, к примеру, практикумы по психологии личности, по психологической саморегуляции и рефлексии.
Список литературы:
Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М., 1995.