Опираясь на проанализированную психолого-педагогическую литературу и собственные исследования, мы полагаем, что отношение к себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трех компонентов:
1.Познавательный компонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.
2.Эмоциональный компонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.
3.Поведенческий компонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.
Выделенные компоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшем школьном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенок начинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепенная децентрация. В этом возрасте важно, чтобы отношения к миру и себе были целостными, гармоничными, адекватным и позитивными. В своем исследовании мы опираемся на то, что в целях развития системы отношений ребенка важную роль играет художественно-творческая деятельность. Наибольшее влияние на развитие оказывает работа ребенка со сказками. Мы полагаем, что в сказке содержатся основные паттерны отношении к себе и миру.
Механизмы влияния сказки на развитие отношения к себе и миру разнообразны. М.В. Киселева выделяет формирующие компоненты, содержащиеся в сказках [4]. В процессе сказкотерапии ребенок осознает следующее:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как бороться и прощать.
Мы полагаем, что средствами сказкотерапии можно формировать и развивать системы отношений ребенка в выделенных трех направлениях: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Сказки позволяют сформировать единое, гармоничное и творческое отношение к самому себе и миру. М.В. Киселева полагает, что сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях [4].
В процессе развития младший школьник стоит перед выбором многих направлений, способов отношений, поведения и должен найти себя. В сказкотерапии ребенок «примеряет» на себя различные роли, идентифицируется и разотождествляется с различными героями и с помощью метафоры находит свое «Я», определяет свое отношение к миру. И.В. Вачков полагает, что эффективность сказкотерапии в том, что ребенок ощущает в сказке возможность преодоления трудностей, проблемных ситуаций, получает возможность изменения (вслед за сказочным героем) [1].
Переживания, осознание, эмоции и представления, которые получает школьник в процессе общения со сказкой, позволяют ему решать проблему выбора отношений к себе
и миру на внутреннем, но вполне понятном ему уровне. Ребенок ощущает и распознает свои переживания, эмоции, ощущает их смысл и важность. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева полагает, что предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека [3].
В процессе работы со сказками педагог (психолог) может использовать различные методы. В нашей работе мы использовали следующие основные направления сказкотерапии в развития отношения к себе и миру.
1. Рассказывание сказок. Основная развивающая работа со сказками заключается в их прочтении педагогом, ребенком или группой детей. В работе с младшими школьниками можно использовать разные виды сказок. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок: художественные; народные; авторские; дидактические (обучающие); психокоррекционные; психотерапевтические; медитативные [3].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает ведущему начинать рассказывать сказку так: «Дорогие мои сказочные существа (или дети, ребята), сегодня вы попали на Поляну Сказок. И я... (ведущий называет имя того сказочного существа, в которого он "превратился") расскажу вам одну удивительную историю. Было это так...» [2].
После прослушивания психологической, авторской, народной или какой-либо другой сказки учитель (психолог) задает младшему школьнику активизирующие вопросы [4]:
Понравилась ли тебе сказка?
Как ты думаешь, о чем эта сказка?
Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?
Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому?
Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои?
Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она?
Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае? И прочие вопросы.
В процессе анализа сказки ребенок при поддержке педагога формирует свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям. Также младший школьник, погружаясь в символическое поле сказки (особенно народной), чувствует и воспринимает на бессознательном уровне архетипическую природу персонажей, явлений. Л.Б. Фесюкова полагает, что у ребенка формируются способности к анализу ситуаций, нравственный компонент отношения к миру, ребенок встает на место положительных и отрицательных героев [5].
При рассказывании сказок дети обычно внимательно слушают, иногда – изображают движениями или мимикой происходящие события. Мы в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. При рассказывании сказок важно подбирать такие, в которые отражаются важные для младшего школьника проблемы отношения к себе и миру (позиция «Я-ученик», взаимоотношения с природой, с взрослыми и сверстниками, отношение к учебе, развитие самооценки). В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки).
2. Переписывание сказок. Занятия по переписыванию сказок мы проводили как индивидуально, так и в группе детей. Переписывание сказок может включать два вида технологий.
1. Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок учится децентрироваться, становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру. Так, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает такое начало данного вида занятий: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, – живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку "Колобок", сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги – злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой [3].
2. Ребенок (или группа детей) переписывает или дописывает известную сказку [Киселева]. Ребенок может изменить конец сказки, если он ему не нравится, или же вставить других персонажей. Это помогает ребенку переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни. В данном случае развивает не только познавательный и эмоциональный компоненты отношения к себе и миру, но также и поведенческий, регулятивный.
3. Сочинение сказок. Ребенку (или группе детей) предлагается рассказать устно сказку на свободную или заданную педагогом тему. В процессе рассказывания сказки актуализируются наиболее значимые, актуальные или проблемные темы, события из жизни ребенка, из его отношения к людям, себе, окружающему миру. Поэтому сочинение сказки ребенком обладает не только развивающим, но и большим диагностическим потенциалом.
М.В. Киселева выделяет следующие этапы работы со сказкой:
1. Создание комфортной среды (разминка).
2. Активизация творчества (письменного).
3. Вхождение в сказочное пространство – рассказ педагогом сказочной истории.
4. Написание сказки ребенком.
5. Драматизация.
Разыгрывание сюжета может проходить как после сочинения сказки, так и в форме отдельного занятия. Театрализованное проигрывание сказки может проходить с помощью кукол, либо ребенок сам будет играть. Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка. Ребенок может проявить те эмоции, которые ему сложно проявить при общении с людьми [4]. Возможно проигрывание всей сказки либо выбранных детьми или педагогом эпизодов.
4. Рисование сказок. Анализ сказок предполагает рассказывание педагогом детям сказки с последующим е обсуждением. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева полагает, что в данной работе важно создать ситуацию, в которой ребенок задумается над смыслом и поймет неоднозначность любой сказки [3]. Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.
5. Творческие игры со сказкой. Эффективными задачами, развивающими творческое отношение к себе и миру, являются задачи с ситуациями выбора, проявления фантазии, смекалки. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева описала творческие задачи, применимые в развитии мышления детей и подростков. Из предложенных задач в качестве формирующих отношение младшего школьника к себе и миру можно выделить следующие [2].
1. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?
2. Далеко-далеко, там, где холодно и где живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?
3. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?
Таким образом, развитие младшего школьника средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом (или психологом), содействуют активизации самопознания и познания мира школьником, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себе. Эмоционально насыщенная, экологически приемлемая для младшего школьника форма сказки позволяет формировать эмоционально позитивное, адекватное и критичное отношения к миру, его оценку и развивает у ребенка собственную самооценку. Творчество ребенка по сказке способствует развитию фантазии, воображения, способности к рефлексии, творческому и образному мышлению. Активное участие школьника в творчестве по сказке также способствует формированию активной жизненной позиции, внутренней саморегуляции деятельности, творческого и обдуманного поведения ребенка.
Список литературы
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.,2007. - 144 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб., 1998. - 352 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. 2006. - 170 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб,2007.- 336 с
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - Харьков, 2007. - 464 с.