ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБИДЫ И АГРЕССИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБИДЫ И АГРЕССИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Нгуен Н.З. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация к школе – непростой период, как для самих школьников, так и для их родителей. Ребенок активно приспосабливается к неизвестной ему среде, свыкается с новым режимом. Явный признак дезадаптации школьника – постоянная усталость. Ребёнок может жаловаться на одноклассников, на требования учителя, и потому что ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Для того чтобы помочь ребенку как можно более благополучно и спокойно пережить период адаптации, родители и педагоги должны научиться работать с негативными чувствами.

Обида – это сложная эмоция, которая обращена одновременно внутрь человека и вовне – на других людей. Первокласснику бывает тяжело справиться с ней самостоятельно. Самый простой и эффективный способ освободиться – выразить свои чувства.

  1. Обиды легко удаляются выплакиванием. Не нужно заставлять ребенка сдерживать слезы, ведь это один из самых доступных способов выражения эмоций.

  2. Можно завести специальную "подушку для битья". Спать на ней нельзя никому - ни ребенку, ни кому-то еще. Подушку положено бить. Следует разрешить ребенку бить подушку изо всех сил, кричать на нее и обзываться – так все негативные эмоции исчезнут и ребенку будет легче простить обидчика.

  3. Хороший расслабляющий эффект дает вода. Можно сесть с ребенком на берегу реки, где он сможет рассказать речке всю свою боль и печаль. Если реки нет поблизости - можно открыть кран в ванной и - вперед.

  4. Крик также помогает выплеснуть негативную энергию. Для этого нужно оставить ребенка в пустой комнате или отправиться в лес, на пустырь – пусть малыш покричит изо всех сил. Этот способ помогает справиться с обидой и злостью.

  5. Если кричать не хочется – можно выразить обиду в рисунке. Нужно дать ребенку ручку и бумагу, и пусть он нарисует то, что его тревожит. После того, как работа будет закончена, листок следует разорвать или сжечь – этот ритуал «запечатает» все обиды и боль ребенка на бумаге.

Агрессия – это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда возникает опасная ситуация – например, кто-то отбирает вещи или пытается ударить, ребенок защищается от нападения. Но иногда агрессивным становится фоновое поведение – ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в активную фазу. И прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии:

Причинами частого проявления агрессии у первоклассников могут быть:

  • Обстановка в семье. Если папа и мама ругаются и спорят, ребенок принимает это на свой счёт. Как видит это ребенок: «Они ругаются, значит, я плохой или глупый».

  • Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка. Например, в надежде ускорить действия ребенка мамы часто говорят: «Я сейчас уйду, а ты останёшься». Страх разлучения с мамой – самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, ребенок находится в постоянном стрессе.

  • Неблагоприятная обстановка в школе. В классе могут быть дети-агрессоры, которые провоцируют ребенка на постоянную защиту или педагоги, которые пользуются угрозами для достижения своих целей. В такой обстановке ребенку ничего не остается, кроме как самому «выпустить когти».

  • Запрет на проявление эмоций и слезы. Ребенку говорят: «Фу, какая ты некрасивая, когда плаешь!» или « Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и вливаются в агрессивное поведение.

  • Повышенная тревожность ребенка. Такое случается, когда мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает ребенка: « Не лезь на горку, это опасно!» или « Не ходи туда, упаешь». Мир начинает казаться ребенку опасным, и он защищается от него.

Как преодолеть детскую агрессию? Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым.

Игра 1: «Обзывалки». Взрослый и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать взрослого «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, « Ты капуста» - « А ты помидор» и т.д.

Игра 2. «Борьба на подушках». Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

Игра 3. «Снежки». Можно предложить ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Игра 4. «Салют». Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

Игра 5. «Мячик, катись!». Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра 6. «Ураган». Взрослый садится напростив ребенка и предлагает ему его сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дунет — взрослый при этом должен делать вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Игра 7. «Упрямый барашек». Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

Игра 8. «Футбол». Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать — главное, соблюдать все правила.

Для профилактики кризисных явлений в поведении детей воспитателю (или родителю) можно рекомендовать наблюдение за игрой ребенка в группе сверстников, чтобы своевременно выделить детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые продолжают играть на примитивном уровне. Первых следует больше занимать продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование), предлагать игры-задачи, учебные задачи. Вторых следует стимулировать на игры высокого уровня (театральные представления, подготовка к таким представлениям и т. д.). Следует постепенно включать в игры продуктивные действия (изготовление аппликаций, игрушек и т. д.), а также стимулировать общение детей со взрослыми на равных, обсуждая их мнения, рассказывать о школьной жизни.

Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

  2. Романова М.В. Учет личностных особенностей младших школьников с задержкой психического развития в коррекции и развитии их эмоциональной сферы // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XXVIIL-M., 2005.-С. 181-187. (0,3 п.л.)

  3. Special Problems in Counseling the Chemically Dependent Adolescent, (1991), Eileen Smith Sweet Editor,The Haworth Press – New York.

Просмотров работы: 269