Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки). Здесь всегда есть вожак - наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами.
Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы - самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах. Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой. По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает. Эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр. [1].
Ли́дер(от англ. leader – «ведущий, первый, идущий впереди») - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [5].
Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением). Наряду с формальным лидером в организации может быть неформальный (несанкционированный организационной структурой) лидер - человек, который в силу своих способностей и личных качеств способен увлечь и повести за собой людей.
Лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей [2].
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них (лидером) на остальных членов социальной группы (последователей или ведомых). Влияние носит психологический характер, его формы разнообразны. Изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок и мотивации последователей. Конечная цель влияния - ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи [3].
Лидерство имеет несколько психологических составляющих, оно всегда связано с деятельностью отдельных групп и коллективов. Только изучая социальное поведение людей, можно понять динамику лидерства и его влияние на жизнедеятельность групп.
Существует большое количество определений лидерства, поэтому трудно дать общее определение, с которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношение лидерства проявляются всегда и везде, где группе людей приходится решать какие - то проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства группы.
Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [5].
Лидерство - один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями [6].
Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилие на достижение целей организации [1].
Наиболее актуальными лидерские отношения становятся сейчас, когда перед группой стоит задача распределения ресурсов (в широком плане) - материальных, финансовых, пищевых, информационных.
Такое широкое понимание проблемы затрагивает все сферы общественной жизни (политику, экономику, культуру, науку и т. д.), а также микро - и макро - уровни взаимодействия людей (от взаимодействия в семье до управления государством и международными делами), позволяет охватывать формальные и неформальные организации, но не даёт чёткого и однозначного определения лидерства. Другая трудность состоит в том, что различные подходы акцентируют внимание на той или иной стороне сложного комплекса социальных отношений, в которых выступает лидер и группа.
Лидерство в группе - это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей.
До настоящего времени среди исследователей нет согласия в определении природы и сущности лидерства. Зачастую изучение лидерских качеств осуществлялось в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было в достаточной степени определено. Поскольку в качестве объекта наблюдения каждый раз выступали различные аспекты лидерства, появилось множество фрагментарных теорий, описывающих разные стороны этого социального явления [3].
Все многообразие теорий может быть представлено в виде 3-х групп:
1.Ситуационные теории. Лидер - как член группы, который выдвигается в процессе взаимодействия членов группы для организации группы на решение конкретной задачи. (Форверг М., Гибш Г.)
2.Теории черт лидера. К. Бэрд - основатель американской школы политической элиты в 1949 г составил список из 79 черт. Р. Строгдилл (1948) и Р.Манн (1959) изучая качества лидеров, систематизировали их, объединив в 5 групп: - интеллект, доминирование, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела. В последующем неоднократно проводились исследования, направленные на уточнение списка черт, определяющих предрасположенность к лидерству. Среди этих черт наиболее значимыми считаются интеллект; нравственная сила, или сила «Я»; влияние на окружающих или доминирование; целостность характера; социальная смелость; предприимчивость, отсутствие консерватизма; общительность, проницательность; сила воли, управление своим поведением, эмоциональная устойчивость, умение сформировать облик организации, умение хвалить.
3.Синтетическая теория лидерства. В начале 60-х годов Б. Бан, Ф. Фидлер и др. пробовали соединить все существующие концепции лидерства в одну - синтетическую. Многие исследователи считали необходимым рассмотрения трех важных переменных: 1) личности лидера; 2) целей группы; 3) факторов, определяющих изменение в групповом поведении.
Ф. Фидлером была выдвинута идея о том, что эффективность групповой деятельности определяется тремя факторами: 1) структурированностью задачи; 2) взаимоотношениями членов группы; 3) силой позиции лидера. Он сделал интересный вывод: лидер, который ориентирован на задачу, более эффективен, когда ситуация в группе либо очень благоприятна, либо крайне неблагоприятна; лидер, который ориентирован на взаимоотношения более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных или неблагоприятных для него. Возникали попытки динамического анализа лидерства как процесса, то есть изучение лидерства как процесса обмена, в котором лидеры и их последователи взаимозависимы. Во многих моделях была построена схема: лидер - среда - последователи [4].
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Ведь вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т.п. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями: не только лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп.
Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении).
В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда - в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности.
Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы [6].
Таким образом лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.
Лидерство высшего уровня - трансформирующее действительность лидерство- имеет место, когда лидер расширяет интересы подчиненных, когда он генерирует в них осознанность и принятие целей и задач группы, когда он пробуждает в них стремление смотреть за пределы собственных интересов ради блага всей группы.
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Поэтому я считаю, что лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия. Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому- процесс будет один и тот же.
Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Ведь для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения в коллективе. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать в обществе.
Следовательно, сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Поэтому для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс.
Литература
1. Анализ основных направлений исследования лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html. (Дата обращения: 11.10.2017)
2. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс]// http://psyfactor.org/moreno.htm. (Дата обращения: 11.10.2017)
3. «Студопедия» - Ваша школопедия [Электронный ресурс], http:// studopedia.ru/.(Дата обращения:11.10.2017)
4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 231 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 311 с.
6. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы [Текст]: учеб. пособие - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 198 с.
Лидерство как феномен группового развития.
Лунин М.Е., курсант филиала Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г.Челябинске.
Аннатация:
Данная статья раскрывает тему «Лидерство как феномен группового развития».
Актуальность данной темы заключается в том, что понятие лидер и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей и наиболее актуальными лидерские отношения становятся сейчас, когда перед группой людей стоит задача распределения ресурсов (в широком плане), затрагивая все сферы общественной жизни (политику, экономику, культуру, науку и т. д.), а также микро - и макро - уровни взаимодействия людей.
В статье раскрываются различные понятия лидера и лидерства. Большое внимание уделяется понятию лидерства именно в групповом его развитии.
Также в статье рассматриваются основные 3 группы теорий, сформированные из множества фрагментарных теорий, описывающих разные стороны этого социального явления лидерства. Их многообразие объясняется тем, что в качестве объекта наблюдения каждый раз выступали различные аспекты лидерства.
В конце статьи дается понятие лидерства - как сложного социально-психологического процесса группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Поэтому для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс.