ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Емельянов Г.М. 1, Колушев Е.М. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для военнослужащих крайне важна психологическая устойчивость, ведь им по роду службы приходится сталкиваться с наиболее острой из экстремальных ситуаций – ведением боевых действий. Кроме этого, военный персонал часто привлекается для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

Для боевой готовности армии важна не только укомплектованность ее частей современным вооружением, но и готовность военного персонала эффективно действовать в ходе вооруженного конфликта. Согласно некоторым зарубежным исследованиям [4], только четверть солдат на поле боя сохраняет способность противостоять стрессу и действовать своевременно.

Резкое ухудшение военно-политической обстановки, произошедшее в последние годы, рост вероятности возникновения крупного военного конфликта заставляет нас заново ставить вопрос о степени психологической устойчивости российских военнослужащих.

В таких условиях формирование комплекса мер, направленных на повышение уровня сопротивления военнослужащих стрессу, является задачей первостепенной важности.

Проблемой психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях в отечественной науке занимались В.И. Лебедев [1], Н.Н. Красноштанова [2], А.Д. Ганюшкин [3], и другие исследователи. Применительно к персоналу военно-воздушных сил вопрос стрессоустойчивости был изучен слабо.

Актуальность предлагаемой работы в том, что авторами была произведена современная оценка психологической устойчивости военнослужащих на примере выборки курсантов военного учебно-научного центра военно-воздушных сил в г. Челябинске.

Также был сформирован комплекс мероприятий, позволяющий повысить устойчивость военного персонала к психологическим нагрузкам в ходе чрезвычайных ситуаций.

Целью данной работы является выявление особенностей психологических реакций военнослужащих в экстремальных ситуациях.

Для достижения данной цели предполагалось решение следующих задач:

1) изучение литературы по проблеме с целью определения характерных особенностей экстремальных ситуаций.

2) проведение исследования неконструктивных психологических реакций военнослужащих.

3) выработка рекомендаций по формированию навыков поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях.

Испытуемые: В исследовании особенностей поведения военнослужащих приняли участие курсанты Челябинского учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в количестве 25 человек.

В работе использовались следующие методы:

  • теоретические: Анализ литературы, систематизация и обобщение

  • многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [5].

Опросник содержит 165 вопросов и оценивает испытуемых по трем шкалам: уровню адаптивных способностей, который характеризует скорость профессиональной адаптации, уровню нервно-психической устойчивости к стрессу, и уровню моральной нормативности, который показывает способность усваивать принятые в обществе нормы морали и правила поведения.

Опросник по нервно-психической устойчивости и риску дезадаптации в стрессе "Прогноз", разработанный Ю.А. Барановым [6].

Опросник содержит 84 вопроса, и предназначена для выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, плохо способных противостоять стрессу.

В ходе исследования были проанализированы понятия, которые касаются вопросов поведения в экстремальных ситуациях.

Специалисты определяют экстремальную ситуацию, как усложнение условий деятельности, приобрётшее для отдельного человека или группы особенное значение [1]. Экстремальные ситуации обычно возникают внезапно и требуют оперативного принятия решений.

Исследователями было предложено несколько вариантов классификации экстремальных ситуаций – по степени внезапности, скорости и масштабу распространения, продолжительности действия, по характеру возникновения (умышленные и неумышленные), по источнику происхождения (техногенные, природные и биолого-социальные).

В целом ученые различают два типа психологической реакции на экстремальную ситуацию: конструктивную, или адаптивную и деструктивную.

Адаптивное поведение военнослужащего характеризуется способностью быстро выполнять поставленную задачу, поддерживать товарищей. Такой военнослужащий может взаимодействовать с гражданским населением, оказывая ему посильную помощь.

Реакции человека, не готового к экстремальной ситуации принимают различный характер: военнослужащий становится рассеянным, появляются действия навязчивого характера, обостряются эгоистические проявления.

Военнослужащие могут пережить приступы паники с тревожностью и спутанностью сознания, которые затрудняют выполнение профессиональных обязанностей.

Другие проявления деструктивных реакций - истерика с двигательным перевозбуждением, а также ступор, который характеризуется полным обездвиживанием.

В ходе тестирования авторами были выработаны рекомендации по повышению адаптивной способности военнослужащих в экстремальных условиях.

Психологическая подготовка военных к возможным экстремальным ситуациям должна стать обязательной частью обучения. Вероятность возникновения паники, ступора, немотивированной агрессии и других деструктивных реакций, мешающих выполнению боевой задачи связана с психологическим типом человека, поэтому важно уделять внимание не только обучению, но и соответствующему отбору кандидатов на выполнение опасных задач.

Сделать это можно при помощи бесед с психологами и профессиональных тестов на определение типа личности.

В программу общей военной подготовки необходимо включить психологические тренинги по самовнушению и самоуспокоению. Должны быть даны четкие рекомендации - что делать в случае панической атаки. Военнослужащий должен быть готов к восприятию страданий, крови, ранений, убитых, должен уметь преодолевать страх.

Также в программу могут быть включены тренинги по развитию взаимопомощи и взаимовыручки. Подобные тренировки успешно проводятся психологами на частных предприятиях.

В ходе подготовки военнослужащий должен сталкиваться с постепенным повышением сложности нагрузок. При этом физические и психические стрессы должны чередоваться.

Психофизические тренировки могут включать в себя задания по преодолению препятствий, с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов.

Уверенность военнослужащего в себе может повысить ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ), в ходе которой военнослужащий мысленно перечисляет успешные для себя действия и ситуации

Результаты исследования. В ходе работы курсантов с многоуровневым личностным опросником «Адаптивность», разработанным А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, удалось выявить, что средние показатели адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости и моральной нормативности у курсантов находятся на высоком уровне. При этом у 40% испытуемых показатели моральной нормативности были высокими, у 60% расцениваются как средние.

Результаты оценки нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации по Ю.А. Баранову показали, что у 72% исследуемых военнослужащих высокий уровень психической устойчивости, у 28% - средний.

Результаты исследования расширяют знания о современных военнослужащих. Курсанты демонстрируют высокий уровень психологической устойчивости к возможным экстремальным ситуациям. Средние показатели моральной нормативности говорят о том, что штатному психологу следует уделить больше времени сплочению коллектива и тренингам по взаимовыручке.

Литература

1. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. ‒ М.: Политиздат, 1989 ‒ 303 с.

2. Красноштанова Н. Н. Выживание военнослужащих в экстремальных условиях. ‒ Омск, ОТИИ, 2003. ‒ 228 с.

3. Ганюшкин А. Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. ‒ М.: Просвещение, 2002. ‒ 126 с.

4. Агрелль Я. Стресс: военные последствия - психологические аспекты проблемы. ‒Кишинев: Штиинца, 1981. ‒ 176 с.

5. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. ‒ М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ. ‒ Дана, 2007. ‒ 494 с.

6. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России. – М., 2011. – 88 с.

Просмотров работы: 1240