Роль малого бизнеса в экономике велика, так как он выполняет ряд важнейших социально-экономических функций в обществе, таких как обеспечение занятости, создание конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Особенности малого бизнеса, такие как простота организации, возможность оперативного принятия гибких решений, быстрой переориентации производства на другие товары или услуги, небольшой объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка, что позволяет малым предприятиям оперативно решать вопросы трудоустройства населения и стать фактором развития региональных рынков труда и занятости. Однако преимущества малого бизнеса в условиях экономического кризиса становятся его недостатками
Анализ состояния малого предпринимательства в России показал, что его достижения весьма скромны, а роль в экономике малозаметна. В России доля малого и среднего бизнеса составляет 21% от объема ВВП, хотя в развитых экономиках этот показатель превышает 50%. В нашей стране малый бизнес обеспечивает рабочими местами лишь 27% населения, в то время как странах ЕС этот показатель – 67%, а в США – 50%. Как показывают результаты рейтинга Doing Business по эффективности рынка труда – Россия занимает 84-е, а по уровню ведения бизнеса – 119 место.
Анализ малого предпринимательства России выявил ряд проблем и противоречий. Во-первых, малые предприятия не имеют финансовой возможности повышать квалификацию своих работников и, как правило, вынуждены брать на работу безработных, пенсионеров, студентов, домохозяек, чья квалификация не отвечает требованиям современной экономики. Во-вторых, серьезная налоговая нагрузка на малый бизнес приводит к тому, что он под угрозой банкротства уходить в «тень», в неформальный сектор экономики, либо, пытаясь уйти от уплаты налогов, начинает переходить к выдаче зарплаты в конвертах, тем самым лишая наемных работников социальных гарантий: получение заслуженной пенсии в старости, выплаты больничного и декретного отпуска. В-третьих, у малого бизнеса возникают серьезные проблемы с материально-техническим обеспечением: покупка или аренда земельных участков и производственных помещений; кредитной необеспеченностью: неподъемно высокие ставки по кредитам. В-четвертых, это административные барьеры и коррупция.
Малое предпринимательство формирует запрос на трудовые ресурсы, но только в том случае, если сам устойчиво развивается, если поддерживается государством
Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод. Государство должно приложить все усилия для сохранения и развития малого бизнеса, поскольку утрата данной экономической прослойки приведет к необратимым изменениям, а именно к сокращению и в дальнейшем к исчезновению среднего класса общества, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля, все это приведет к возрастанию социальной напряженности и социальным конфликтам. В первую очередь, государственное регулирование малого бизнеса должно применить ряд экономических методов и рычагов, в том числе налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, тарифы, государственные гарантии и др. А порой и прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. В свою очередь малый бизнес, должен быть направлен на рациональное использование материальных, финансовых ресурсов, привлекаемого наемного труда и на более полное удовлетворение его социально-экономических потребностей, соотнесенных с уровнем развития и состоянием экономической системы.
Библиография
1. Агабекян Р.Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как условие устойчивого развития экономики // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 28-34.
2. Агабекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике. М.: Прометей, 2000. 280с.
3. Малое и среднее предпринимательство. URL: http://krsdstat.gks.ru/
4. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. URL: http://asi.ru/investclimate/rating/
5. Проблемы развития малого бизнеса в России. URL: http://o-malom-biznese.ru/article/ problemy_razvitiya_malogo_biznesa/
6. Стародубровский В. Состояние предпринимательского климата в стране. URL: http:// www.iep.ru/files/RePEc/gai/ruserr/68Starodubrovskiy.pdf