МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Яценко Ю.С. 1
1Высшая Школа Бизнеса Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный туристический бизнес активно развивается во многом благодаря эффективным маркетинговым стратегиям, в процессе внедрения которых используется маркетинг округов, регионов, городов и т.д. Маркетинг территорий направлен в первую очередь на создание благоприятного общественного мнения о регионе с целью увеличения потока туристов, а, следовательно, привлечения капитала и обеспечения устойчивого развития данных территорий. Страны – лидеры туристического мира используют весь доступный спектр маркетинговых инструментов для завоевания новой и удержания старой аудитории: проведение рекламных кампаний, выпуск тематических передач на телевидении, организация рекламных туров, выпуск книг, буклетов, сувениров с привязкой к территории, участие в международных туристических выставках, создание и развитие Интернет-ресурсов, посвященных продвигаемому региону. Отметим, что в условиях мирового финансового кризиса маркетинговая активность основных туристических центров не только не уменьшилась, но в большинстве случаев даже усилилась. Российская Федерация обладает огромным туристическим потенциалом, однако уступает другим странам в размерах инвестиций, направленных на маркетинг в туризме, а также в масштабе кампаний, направленных на раскрытие потенциала отдельных округов и страны в целом. Примечательно, что в ТОП-25 наиболее предпочтительных мест для отдыха входит только российский Санкт- Петербург, занимающий 14 место. А в ТОП-10 городов по России не входит ни один из городов Республики Крым, что свидетельствует о низкой привлекательности региона. Учитывая туристический потенциал Республики Крым в целом, можно сделать вывод о малоэффективной маркетинговой политике продвижения региона.

Таблица 1 – Рейтинг посещаемости городов Traveller’s choice по версии TripAdvisor [1]

 

Россия

   

1

Санкт-Петербург

1

Бали, Индонезия

2

Москва

2

Лондон, Великобритания

3

Сочи

3

Париж, Франция

4

Казань

4

Рим, Италия

5

Волгоград

5

Нью-Йорк, США

6

Краснодар

6

Пхукет, Тайланд

7

Ярославль

7

Стамбул, Турция

8

Суздаль

8

Ямайка

9

Воронеж

9

Хойан, Вьетнам

10

Нижний Новгород

10

Санкт-Петербург

Важным условием успешного маркетинга территорий является четкая фокусировка стратегии на развитие наиболее привлекательных туристических направлений и продвижение их на тех рынках, которые смогут обеспечить увеличение объема туристических потоков в регион [2]. Также разработка маркетинговой политики должна иметь комплексный характер, то есть объединять в себе сразу несколько взаимосвязанных направлений деятельности:

1) Формирование продукта. Туристический продукт включает в себя основные и дополнительные услуги. К основным относят размещение, питание, транспорт, а также неотделимый от образа Крыма пляжный отдых. А к дополнительным услугам – организация досуга и обслуживание экскурсионных туров, что уже на данный момент, учитывая богатство региона природными и историческими памятниками, является достаточно привлекательным направлением отдыха. Из уже существующих видов предоставляемого турпродукта можно выделить следующие: развлекательные, экологические (зеленые), религиозные, лечебно-оздоровительные и культурно-познавательные туры. Таким образом, целесообразным считается проведение анализа предлагаемых в Республике Крым видов туризма с акцентом на определении их привлекательности, прибыльности и конкурентоспособности. Затем производится формирование портфеля наиболее перспективных продуктов с необходимостью приоритетного развития.

2) Определение и выбор целевых рынков. Ключевыми критериями являются наличие или возможность организации транспортного сообщения (позитивное влияние на этот фактор имеет, в первую очередь, строительство Керченского моста), популярность видов путешествий среди представителей целевой аудитории, наличие конкурирующих предложений на возможном целевом рынке, культурные особенности и прочее.

3) Организация системы продаж. Как правило, успех приносит охват основных каналов сбыта туристического продукта, к которым относятся туристические операторы и агентства, а также собственные интернет-порталы.

4) Продвижение. Основным аспектом маркетинга территорий является создание узнаваемого бренда Республики Крым. Территория Крыма, с ее богатой природой, историей и выходом к 2 морям сама по себе является мощным конкурентным преимуществом. Таким образом, регион представляет собой основу уникальности туристического продукта, который он предлагает. Однако, это всего лишь некоторые аспекты бытового имиджа [3]. Сущность же разрабатываемого (формального) имиджа должна передавать колорит полуострова, подчеркнуть уникальность региона, его богатую историю, указать на преимущества выбора Республики Крым в качестве места отдыха. Помимо позитивного имиджа, бренд должен также включать в себя логотип и слоган продвигаемой территории, узнаваемую личность, четко определенные ключевые ценности и атрибуты, обозначенные преимущества, а также мощную базу визуальных образов. Традиционными каналами продвижения бренда являются: ролики на ТВ; реклама в прессе; наружная реклама (щиты, растяжки, вывески); обеспечение упоминаний в различных СМИ; создание уникального события (мероприятия) на территории Крыма (в идеале - международного масштаба); рассылка по базе данных целевых клиентов рекламно-информационных материалов и выгодных предложений; распространение печатной информационной продукции в ТРЦ, аэропортах, отелях и т.д.; использование территории региона как место действия фильма, литературного произведения (как, к примеру, г. Севастополь); создание сайта для различных целевых групп, реклама в социальных сетях, фото и видео хостингах.

Туристический рынок Российской Федерации характеризуется заметной специализацией отдельных регионов. Однако рынок привлекательных для путешествий территорий испытывает дефицит конкурентных маркетинговых идей по причине недостаточного внимания к проблемам данных зон. Вместе с тем, Крым обладает рядом свойств, позволяющих считать его уникальным торговым предложением на международном туристическом рынке. Предложенный маркетинговый сценарий и инструментарий позволит усилить конкурентные преимущества территории наименее затратными методами.

Таким образом, политика повышения туристической привлекательности Республики Крым может быть сведена непосредственно к маркетингу территорий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ТрипадвизорРоссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.tripadvisor.ru (дата обращения: 16.09.2017).

2. Панасейкина В.С. Маркетинг территории как инструмент повышения инвестиционной привлекательности местного сообщества // Общество: политика, экономика, право. 2016г. №2.

3. Понукалина О.В., Логинова Л.В. Имидж территории в контексте повышения туристской привлекательности региона // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. №1 (31). С.65-72

Просмотров работы: 313