Таблица 1
Показатель распространенности среди населения Волгоградской области синдрома зависимости от наркотических веществ (впервые установленного)
за период 2010-2014 гг. (на 100 тыс. чел. нас.)
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается рост негативных последствий наркомании - это возросшая в 7–11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней – в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, туберкулеза и венерических болезней. ВИЧ-инфицированные зарегистрированы не только среди подростков и детей в возрасте 11–14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с девиантными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Таким образом, под угрозой фактически оказалось будущее страны.
Особое беспокойство вызывает рост наркомании среди детей и подростков; от общего числа наркоманов 60 % - это молодежь в возрасте 16 до 30 лет, а 20 % - это школьники [3]. Современная медицина разделяет аномальное пристрастие – аддикции, на химические и нехимические. К распространённым химическим аддикциям относят курение, наркоманию и алкоголизм [4,5]. Нехимические аддикции – это болезненное пристрастие, среди которых наиболее распространенной, особо острой и социально опасной является страсть к азартным играм (гемблинг) и интернет-аддикции [2,7].
Цель исследования. Разработать тест для скрининга различных видов аддикции, выявить степень распространённости химических и нехимических аддикции среди студентов. Проанализировать полученные результаты, выявить проблемы аддиктивного поведения в молодежной среде, в частности склонности к азартным играм и Интернет-аддикции. Для мониторинга нехимических и химических аддикций среди студентов-медиков использовался метод анкетирования. В разработанный нами скрининг-тест вошли как вопросы, отражающие диагностические критерии, так и вопросы, связанные с нарушением адаптационных функций организма молодых людей. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые позволяли выявить степень распространённости различных видов аддикции. Всего в обследовании приняли участие 610 человек в возрастных категориях от 16 до 18 (67%) и от 19 до 23 лет (33%).
Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показали, что склонность к Интернет-зависимости наблюдается у 40 % молодых людей. Ведущими ценностями для них являются: активная и продуктивная жизнь, развитие, самоконтроль, высокие запросы и другие. Необходимо отметить, что у лиц не подверженных интернет-аддикции выявлены такие ценностные ориентации, как: здоровье, воспитанность, наличие хороших верных друзей и так далее. Таким образом, наблюдается определенное различие в ценностных ориентациях у лиц, склонных к интернет-аддикции, и обычных пользователей Сети. Установлено, что 7 % респондентов страдают от игровой-аддикции, которую сопровождают адаптационные расстройства. Результат исследования позволил сделать вывод о высокой эффективности использованного в процессе работы скрининг-теста и чрезвычайной важности и актуальности разработки системы профилактики игровой аддикции. Таким образом, анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее значимые социально-психологические особенности интернет-зависимых студентов. Для них характерны сниженный уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной комфортности, высокая тревожность, неприятие себя и других людей, повышенная интернальность, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности.
Индивидуально-личностные характеристики и психоэмоциональное состояние молодого человека относятся к ведущим факторам, которые определяют направление и характер поведенческих реакций. Устойчивые качества личности, являющиеся, по сути, конституционно-заданными свойствами нервной системы, определяют индивидуальный стиль мышления, переживаний, межличностных контактов, силу мотивации, поведения [6]. С высоким уровнем инернет-зависимости будет сочетаться низкая лабильность и повышенная ригидность, инертность установок, настойчивость, склонность к педантизму. Такие люди в меньшей степени ориентируются на мнения и интересы окружающих, эгоцентричны, склонны к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам других людей. Их мотивацию отличает сочетание высокого уровня развития мотива «страх быть отвергнутым» с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» что заставляет активно избегать межличностных контактов. Все эти особенности обуславливают причины обращения к виртуальной реальности как к компенсирующему коммуникативному пространству и способствуют развитию интернет-зависимости. Развитие патологической зависимости нами рассматривается в связи с четырьмя основными причинами.
Во-первых, преимущественное поражение лиц молодого возраста, средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет. Опасной современной тенденцией является увеличение процента детей 9-13 лет, употребляющих наркотики. Если в начале 2000-х годов более 11 тыс. подростков было взято под наблюдение с впервые установленным диагнозом «наркомания», то в настоящее время их численность составляет около 1000 человек. По данным Министерства здравоохранения РФ, 20,3% мальчиков-подростков пробовали наркотики. Средний возраст приобщения к употреблению наркотиков для мальчиков составляет 14,2; для девочек – 14,5 года [7]. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.
Во-вторых, возникновение социальных и финансовых проблем у патологических игроков: 23% игроков имеют финансовые проблемы, 35% разведены, у 80% нарушены межличностные отношения в браке.
Происходит изменение и качественного состава употребляемых наркотически средств. Если раньше среди лиц, обратившихся за помощью с целью преодоления наркозависимости, в основном использовались наркотики, изготовленные из растительного сырья (мак, конопля), то в последние годы растет потребление синтетических наркотических веществ. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается рост негативных последствий наркомании - это распространённость противоправных действий.
Последствия интернет-аддикции могут быть крайне серьезными, так от 13 до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32-70% отмечаются суицидальные мысли. В период формирования и становления ценностных ориентаций в юношеском возрасте виртуальные стереотипы жизни могут оказать существенное влияние на личность. Чрезмерное увлечение онлайн играми, социальными сетями зачастую лишает человека собственного мнения, ограничивает кругозор, приводит к социальной дезадаптации. Мы предлагаем некоторые практические рекомендации по профилактике гемблинга и интернет-аддикции:
Информирование лиц юношеского возраста о причинах возникновения и негативном влиянии интернет-зависимости и созависимых отношений на личность посредством тематических семинаров, открытых уроков и так далее.
Привлечение молодежи к актуальным ЗОЖ-ориентированным Интернет-ресурсам, развивающим программам, переориентация молодых людей с «сидячего» образа жизни на спортивную направленность с помощью тематических мероприятий и акций.
Разработка психокоррекционных программ и актуальных тренингов для снижения риска возникновения зависимости среди молодежи. Процедура психологического тестирования должна быть окончательно отработана с привлечением ведущих специалистов с последующей этической экспертизой.
Выводы. Стремительное распространение наркомании среди населения связано с одновременным существованием множества факторов. Здесь подразумеваются особенности подросткового возраста, экономический кризис, снижение жизненного уровня населения и многое другое. Формированию наркомана способствуют следующие причины: рынок, поставляющий наркотики; среда, благоприятствующая или допускающая их применение; определенное индивидуальное предрасположение [5,6]. Нестабильная экономическая ситуация в стране, влияющая на снижение благосостояния населения, уменьшение деловой активности, повышение безработицы в ряде регионов приводят к состоянию так называемой «социальной депрессии», отсутствию чувства личной значимости и будущей перспективы. Все это оказало существенное влияние на повышение заболеваемости наркоманией в последние годы. Педагоги и социальные работники в своей работе по профилактике наркозависимости подростков могут использовать различные методики, существующие и разработанные в России. Основной принцип этих методик основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего постоянно потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и негативных последствиях употребления наркотиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гаврикова А.В. Современные тенденции наркомании в России./ Научный альманах. 2016, № 5-3. С.518-521.
Дементьева Н.А., Майорова А.В. Социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости подростков. Виктимология 1(3). 2015.С. 49-54.
Назарова И.А., Доника А.Д. Социальные меры профилактики наркозависимости в молодежной популяции. / Международный журнал экспериментального образования. 2016, №3. С. 54.
Никитин С.А., Щербакова Т.Н. Без будущего. / Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2003. Т. 59. № 9. С. 13 -18.
Никитин С.А., Щербакова Т.Н. Некоторые социальные аспекты наркомании и токсикомании. / Социальная работа и обеспечение занятости как профилактика девиантного поведения молодежи. Волгоград. 1996. С. 38-39.
Сахарова Э.Ю. Роль психологических и социальных факторов в оценке параметров качества жизни отечественных и зарубежных студентов. / Сахарова Э.Ю. // Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины – реформе здравоохранения». 2004. С. 320-328.
Щербакова Т.Н. Социальные, медицинские и экологические аспекты наркомании. / Материалы научно-практической конференции «Экологические и медицинские проблемы городских экосистем и пути их решения». 2017, С.190-194.