Индивидуально-личностные характеристики и текущее психоэмоциональное состояние учащегося относятся к ведущим субъективным факторам, которые определяют направление и характер адаптивных реакций. Устойчивые качества личности, являющиеся по сути конституционально-заданными свойствами нервной системы, определяют индивидуальный стиль мышления, переживаний, межличностных контактов, силу мотивации, особенности адаптивного поведения. Гармоничность и позитивный настрой обуславливают благоприятное течение процесса адаптации, тогда как депрессивность раздражительность, подозрительность, индивидуалистичность препятствуют успешной адаптации [3,4]. Психоэмоциональное состояние учащегося может быть обусловлено целым рядом других причин: общим состоянием здоровья, отношениями в семье и коллективе; социальными факторами, успехами или неудачами в учебе, материальным положением и пр.
Проблемы, отражающие особенности социального функционирования зарубежных студентов и способные повлиять на течение процесса адаптации, сопоставимы с таковыми российских студентов. Отличия касаются необходимости пребывания в новом социокультурном и инонациональном пространстве (нельзя не упомянуть и о новизне климатических условий для большинства студентов-иностранцев), что может создавать дополнительные трудности в реализации социальных потребностей зарубежного студента. Соответственно, диапазон возможных проблем может расширяться или сужаться в зависимости от темпов течения адаптивных процессов, предполагающих усвоение новых социальных норм, установление и поддержание определенного социального статуса.
Обозначая особенности социального функционирования зарубежных студентов, можно констатировать, что группа факторов, способных оказать влияние на течение процесса их адаптации во многом сходны с таковыми, определяющими особенности адаптивных процессов студентов, приезжающих на учебу из других регионов. Как и зарубежные, иногородние студенты находятся вдали от дома, семьи; им необходимо самостоятельно налаживать свой быт (проживая в общежитии или на съемной квартире), распоряжаться финансами, справляться с проблемами, которые даже не возникают в условиях проживания в семье, самостоятельно переживать проблемы личного характера, так свойственные их возрасту и др. На первый взгляд преимущества иногородних студентов, функционирующих в естественном социокультурном и языковом пространстве очевидны. Но это только на первый взгляд. Так, например, студент, приезжающий на учебу из регионов Северного Кавказа, оказывается в социокультурной среде, во многом отличающейся от привычной ему. Тем не менее, несмотря на, во многом, очевидную справедливость, вышеприведенный довод нуждается в подтверждении. Что касается преимущества иногородних студентов в отношении фактора «иноязычности» среды, то, по мнению исследователей, он не является ведущим фактором, оказывающим воздействие на течение адаптивных процессов [5]. Тем более значение этого фактора практически нивелируется, если обучение зарубежного студента ведется на привычном ему языке-посреднике (например, английском языке).
Детальное изучение объективных и субъективных факторов, способных повлиять на течение адаптивных процессов, тем не менее не позволяет получить полного представления об уровне адаптированности конкретного учащегося, так как не учитывается его личная оценка своего состояния. Подходом, позволяющим определить направленность процесса адаптации с обозначением проблем конкретного студента, может быть изучение комплексной оценки качества жизни учащихся, так как таковая, являясь интегральным показателем, включает, как минимум, четыре составляющих: физическую, функциональную, эмоциональную и социальную [1].
С целью сравнительного анализа комплексной оценки качества жизни студентов-первокурсников в 2016-2017 гг. на базе Волгоградского государственного медицинского университета проведено исследование в двух группах учащихся: 1 группа (ИС –иногородние студенты) – студенты I курса ВолгГМУ, приехавшие на учебу из различных регионов РФ (60 человек), 2 группа (ЗС) – зарубежные студенты I курса ВолгГМУ (90 человек). В группу ЗС вошли студенты из Индии, обучающиеся на языке-посреднике (английском языке). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе было проведено исследование структурно-динамических характеристик респондентов с использованием миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) в редакции Хатуэя и Маккинли. Респондентам, обучающимся на языке-посреднике была предоставлена англоязычная версия опросника. По результатам первого этапа исследования обе группы респондентов были разделены на три подгруппы: респонденты первой подгруппы характеризовались, как уравновешенные личности; ведущей личностной характеристикой испытуемых второй подгруппы являлась тревожность; для представителей третьей подгруппы значимыми характеристиками были импульсивность и индивидуалистичность. Таким образом из представителей каждой из двух групп было сформировано по три подгруппы: в группе ИС – ИС1, ИС2, ИС3; соответственно в группе ЗС – ЗС1, ЗС2, ЗС3.
Изучение показателей качества жизни у респондентов изучаемых подгрупп проводилось с использованием краткой формы опросника оценки здоровья SF-36 (опросник предназначен для исследования неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем, вне зависимости от половых, возрастных особенностей и может использоваться для сопоставления различных популяций). Результаты представлены в виде оценок в баллах (0-100) по 8 шкалам: физическое функционирование (ФФ), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), боль (Б), общее здоровье (ОЗ), жизненная активность (ЖА), социальное функционирование (СФ), психическое здоровье (ПЗ), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ). При оценивании показателей по шкалам ФФ, ОЗ, ЖА, СФ, ПЗ имеется прямо пропорциональная связь, то есть чем выше балл, тем лучше оценка данного показателя; по шкалам РФ, Б, РЭ связь между баллом и его оценкой обратно пропорциональная – чем выше балл, тем хуже оценка параметра респондентом.
Оценка параметра ФФ в подгруппах каждой из групп существенных различий не выявила, что свидетельствует о том, что респонденты одинаково оценивали свое физическое состояние. При анализе результатов между одноименными подгруппами показатели ФФ были достоверно ниже (р