КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПЛАНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Геращенко И.В. 1
1Донской государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На сегодняшний день тема классификации затрат для принятия управленческих решений и планирования является очень актуальной. Ведь каждое предприятие в процессе хозяйственной деятельности стремится увеличить объем реализации (снизив при этом расходы), чтобы получить прирост денежной наличности, выступающей в форме дохода. Для обеспечения максимальных потоков денежной наличности в будущем управленческий персонал предприятия должен использовать определенный порядок расчета доходов и расходов. Для краткосрочных решений данные о тех расходах и доходах, величина которых зависит от принимаемого решения, становятся главными, поскольку они дают четкое представление о будущем приросте денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемой альтернативы.

Целью бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, то есть решений на перспективу. Поэтому требуется детальная информация об ожидаемых расходах и доходах.

Для наиболее успешного выполнения бухгалтерских учетных задач, которые связанны с затратами, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация управленческого учета, а так же нормированное распределение обязанностей персонала.

Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов классификации затрат для принятия управленческих решений, а также организация системы управленческого учета в ООО «Колос» Азовского района Ростовской области.

В соответствии с поставленной целью предлагается решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты затрат для принятия управленческих решений;

  2. изучить понятие, сущность и классификацию затрат в бухгалтерском учете;

  3. определить экономическую характеристику деятельности на конкретном предприятии;

  4. рассмотреть организацию системы управленческого учета в ООО «Колос» Азовского района Ростовской области

В данной работе использовались следующие методы: метод научной абстракции, монографический, выборочный.

Объектом исследования в курсовой работе выступает ООО «Колос», который по своей отраслевой принадлежности относится к сельскохозяйственной отрасли.

Основным видом деятельности в ООО «Колос» является производство сельскохозяйственной продукции. Виды деятельности: производство и реализация продукции сельского хозяйства; выращивание озимой пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника. Главной целью общества с ограниченной ответственностью является — повышение урожайности сельскохозяйственных культур, всемерное увеличение производства зерна, кормов и другой продукции.

Местонахождение – Российская Федерация, 346761 Ростовская область, Азовский район, хутор Харьковский, ул. Молодежная, 96.

1. классификации затрат для принятия управленческих решений 1.1 Сущность учета затрат на производстве

Одним из важнейших объектов управленческого учета на предприятии являются затраты живого и общественного труда на производство и реализацию продукции (работ услуг). В экономической литературе их называют издержками производства. Они представляют собой «денежное измерение суммы ресурсов используемых с какой-либо целью».1

Выявление объектов бухгалтерского учета затрат имеет огромное значение для полной организации производственного учета. От обоснованности их определения зависит точность исчисления показателей себестоимости продукции и эффективность ее применения в управлении производством. 2

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляют с термином «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока уменьшения актива.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и модифицируются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат указывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции.

Себестоимость как экономический показатель отражает во сколько обошлось производство той или иной продукции, товара и доведение его до конечного потребителя (реализация) для предприятия. «Во сколько обошлось» – это и есть сумма затрат (себестоимость), произведенных для производства и реализации продукции, которые и подлежат учету и анализу в системе управленческого учета. Иными словами, себестоимость – это издержки или затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции.

Понятие себестоимости в плане нормативного регулирования практически ничем не закреплено. Единственным нормативным документом, в какой-то мере регламентирующим себестоимость как показатель, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) от 06.05.1999 г. № 32н «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ. Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).3

Исходя из норм данного положения себестоимость можно определить как расходы по обычным видам деятельности. При этом расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

Такими расходами также признаются расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

На себестоимость и состав затрат, входящих в нее, оказывают влияние различные факторы, от которых зависит ее определение.

 

степень готовности продукции к ее реализации. В связи с этим фактором различают валовую и товарную себестоимость, а также себестоимость отгруженной и реализованной продукции

 

 

количество продукции. В этом случае исчислению подлежит себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема выпущенной продукции

 

 

полнота включения текущих затрат. Исчисляется полная и ограниченная себестоимость

 

 

оперативность формирования. При этом необходимо определить фактическую и нормативную, или плановую, себестоимость

 

Рисунок 1- Факторы, оказывающие влияние на себестоимость и состав затрат

Фактически потребленные ресурсы для производства продукции отражает их фактическая себестоимость. При этом их номинальное или нормативное потребление в нормальных условиях предполагаемой деятельности предприятия отражает нормативная себестоимость. 4

Наличие показателей норм потребления ресурсов и их учетных цен, а также отклонение фактических значений от нормативных показателей включает в себя нормативный метод учета.

Себестоимость имеет несколько видов. Вернее будет сказать, что полная себестоимость продукции состоит из определенных составляющих себестоимости, включающих в себя определенные статьи затрат. Схематично формирование себестоимости можно представить следующим образом.

*по данным Бехтеревой В. Е. Себестоимость. От управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов

Рисунок 2 - Формирование себестоимости

Как правило, в настоящее время формированию себестоимости выпускаемой продукции и классификации затрат по статьям калькуляции не уделяется должного внимания.

При этом такая классификация в бухгалтерском учете и в бизнес-плане крайне важна для управления себестоимостью. Управленческий учет, а вместе с ним и калькулирование себестоимости позволяет глубже и точнее анализировать процесс формирования себестоимости, выявлять отклонения от плана, вносить обоснованные предложения по экономии отдельных видов расходов в процессе производства готовой продукции.5

Представление о затратах производства основывается на трех важных положениях.

 

Затраты производства

 

 

затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве продукции

объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах

объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции (производства продукции)

 

*по данным Бехтеревой В. Е.6

Рисунок 3- Основные виды затрат производства

Выработка и применение на практике различных систем управления затратами всегда являлись ответом на те или иные проблемы, возникающие в процессе управления деятельностью предприятия.

Оценка затрат для принятия решений. При принятии решений в области политики цен, роста или снижения объема производства, обновления продукции, формирования наиболее рациональной производственной программы для получения максимальной прибыли руководству предприятия требуется информация об ожидаемых затратах и доходах, так как любое решение ориентировано на будущее.7

1.2 Понятие затрат и их классификация

Целью любого коммерческого предприятия является максимальное получение прибыли. Величина прибыли напрямую зависит от цены продукции и затрат на её производство. Затраты предприятия – сложное и многогранное явление. В управленческом учете целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.i

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость. 8

В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся:

  • затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленных технологией и организацией производства; затраты на подготовку и освоение производства;

  • расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; расходы по управлению производством; расходы по набору рабочей силы, по подготовке и переподготовке кадров;

  • расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой; расходы на рекламу, включая участие в выставках, оплата услуг посреднических организаций и др.

Группы затрат на производство

1.

Классификация затрат по месту возникновения

2.

Классификация затрат по характеру производства

3.

Классификация затрат по видам расходов

4.

Классификация затрат по способу включения в себестоимость

5.

Классификация затрат по зависимости от объема производства

6.

Классификация затрат для участия в процессе производства

7.

Классификация затрат для целей налогообложения затрат

Администрация предприятия самостоятельно решает вопросы организации управленческого учета – как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат, каким образом вести учет фактических либо плановых затрат, как организовать внутреннюю управленческую отчетность и контроль на предприятии. Для эффективного управления затратами в производстве для целей управленческого учёта разработана своя классификация затрат. При прочих равных условиях на рынке конкурентное преимущество имеет предприятие с более низкими затратами. А значит, управление затратами – по сути, основа бизнеса.) Классификация затрат на

Таблица 1 - Группы классификации затрат на производство

производство делится на группы

Далее рассмотрим каждую группу учета затрат на производство:

  1. По месту возникновения (производства, цеха, участки)

  2. По характеру производства бывают:

  • Основное производства – то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, оказываются услуги, предназначенные для реализации.

  • Под вспомогательными производствами понимают, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его.

  1. По видам расходов:

  • по элементам затрат – показывают, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

  • по статьям затрат (калькуляции), которую можно представить в следующем виде:

  • сырье и материалы;

  • возвратные отходы (вычитаются);

  • покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонний предприятий;

  • топливо и энергия на технологические цели;

  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  • отчисления на социальные нужды;

  • расходы на подготовку и освоение производства;

  • общепроизводственные расходы;

  • общехозяйственные расходы;

  • потери от брака;

  • прочие производственные расходы;

  • расходы на продажу;

  • полная себестоимость.

4. По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на:

  • прямые затраты – это, те которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции.

  • накладные или косвенные – одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования). Их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.

5. В зависимости от объема производства различают:

  • переменные – это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относятся затраты на материалы и оплату труда.

  • условно-постоянными считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относят расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортиза­ционные отчисления.

6. В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на:

  • текущие – к ним относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления (расход сырья и материалов).

единовременные – к ним относятся расходы на подготовку и освоение выпуска но­вых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств.

7. по участие в процессе производства затраты классифицируют на:

  • производственные

  • расходы на продажу.

8. Для целей налогообложения затрат расходы группируютсяна:

  • расходы, связанные с производством и реализацией

  • внереализационные. 9

1.3 Управление затратами

Процесс производства на предприятии не стоит на месте, следовательно и затраты находятся в непрерывном движении, изменении. В частно­сти, постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье и материа­лы, тарифы на электроэнергию, различные услуги связи, транспорти­ровки и т. д.

Управление затратами является важной составляющей управления развитием предприятия. В условиях приближенных к совершенной конкуренции расходам уделяется значительная роль, поскольку, при отсутствии возможности влияния на цену реализации продукции, минимизация затрат является единственным рычагом влияния на массу прибыли.10

Как предмет управления, затраты отличаются таким мно­гообразием, что невозможно описать весь спектр приемов и методов в управлении ими. Отдельные затраты отличаются разной степенью влияния на экономические результаты деятельности предприятия в целом, на уровень тех или иных видов последующих затрат. По-разному определяются суммы затрат, относимые на те или иные изде­лия при изготовлении и реализации. То же самое касается подразделе­ний или видов деятельности на предприятии.

Управление затратами на предприятии призвано решать определенные задачи.

Рассмотрим основные задачи управления затратами на предприятии на рисунке 4.

 

Выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности

 

 

Определение затрат по основным функциям управления

 

 

Расчет затрат по отдельным сегментам и производственным подразделениям предприятия

 

 

Исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг).

 

 

Подготовка информационной базы, позволяющей оценивать за­ траты при выборе и принятии хозяйственных решений

 

 

Выявление технических способов и средств измерения и кон­троля затрат

 

 

Поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственно­ го процесса и во всех производственных подразделениях предприятия

 

 

Выбор способов нормирования затрат

 

 

Выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия

 

Рисунок 4 – Основные задачи управления затратами на предприятии11

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат – работа предприятия – прибыль». Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

На предприятии с традиционной системой управления, оставшейся от плановой экономики, какими являются практически все Российские предприятия, не используется слово "управление" в сочетании со словом "затраты", что соответствует реальному положению дел.

Термин "управление" предполагает наличие механизма, обеспечивающего возможность правильного определения плановых значений, точного определения текущих фактических значений, возможность оперативного влияния на процесс формирования фактических значений управляемых показателей. Управление затратами включает в себя: прогнозирование и планирование затрат, их организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль (мониторинг). Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.12

Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:

1. при прогнозировании, оценки ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет.

2. в процессе планирования, то есть обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один – два года с учетом организационного уровня производства и величины всех факторов, которые поддаются количественной оценке. Особое значение, при текущем планировании затрат и себестоимости продукции, имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрение новой технологии и т.д.

3. при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции.

4. в процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции.

5. при анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановыми, в динамике, с предприятиями-конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.

6. в процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявлении резервов экономии затрат на производство и возможности по снижению величины и уровню себестоимости продукции (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.).13

Таким образом, исходя из изложенного выше материала, следует отметить, что неотъемлемой частью в управлении затратами на любом предприятии является их планирование и анализ, на основе данных которых базируется вся система управления затратами.

2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Колос» Азовского района Ростовской области 2.1 Организационная характеристика ООО «Колос»

ООО «Колос» распложен в Азовском районе Ростовской области. На хозяйственную деятельность и развитие предприятия влияют природные и экономические условия, поэтому выясним местоположение, транспортные возможности, почвенно-климатические ресурсы.

Умеренно–континентальные климатические условия (характеризуются достаточным количеством солнечного сияния, тепла); отдаленность от больших водных пространств, Карпаты преграждают путь влажным воздушным массам, движущимся с запада. Весенний период длится в среднем около двух месяцев. Летний сезон продолжается около четырех с половиной месяцев со среднесуточной температурой выше 15 градусов. Осень обычно длится около двух с половиной месяцев ,со среднесуточной температурой от 0 до 15 градусов. Зима как правило короткая теплая и малоснежная. Среднегодовое количество осадков составляет 600 мм. Такие условия благоприятно сказывается на росте продукции растениеводства.

Основные площади пашни расположены на черноземах обыкновенных. Естественное плодородие почвы недостаточное, поэтому для получения высоких и устойчивых урожаев необходимо систематически вносить органоминеральные удобрения.

ООО «Колос» является юридическим лицом, имеет расчетный и валютный счета, печать, самостоятельный баланс. Дата регистрации ООО "КОЛОС" учреждения: «19 Декабря 2002г». Основной государственный регистрационный номер: 1026100514648. Юридический адрес: 346762, область Ростовская, район Азовский, хутор Харьковский, улица Молодежная, д. 96.

Основным видом экономической деятельности предприятия ООО «Колос» является «Выращивание зерновых и зернобобовых культур». Цены на производимую продукцию ООО «Колос» аналогичны ценам конкурирующих производителям.

Основной вид деятельности: Производство с/х продукции. Виды деятельности:

  1. производство и реализация продукции сельского хозяйства;

  2. выращивание озимой пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника;

Дополнительный вид деятельности:

  1. Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

  2. Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами

  3. Выращивание зернобобовых культур

  4. Выращивание семян масличных культур

  5. Выращивание овощей

  6. Выращивание сахарной свеклы

Главной целью общества является — повышение урожайности сельскохозяйственных культур, всемерное увеличение производства зерна, кормов и другой продукции. Для реализации поставленных задач в обществе осуществляется ряд мероприятий, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности.

ООО «Колос» руководит генеральный директор - Осадчий Сергей Петрович. Оперативное руководство административно-хозяйственной дея­тельностью осуществляется через аппарат управления, который организует всю работу, координирует и контролирует деятельность внутренних звеньев организации, в том числе ведет бухгалтерский учет, составляет установлен­ную отчетность и представляет ее соответствующим органам.

Вид деятельности общества с ограниченной ответственностью - растениеводство. Производственное направление – зерновые, зернобобовые.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем. Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета по которым разрешена вариантность, а также формы техники ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений, требований и особенности деятельности.

Главный бухгалтер ООО «Колос» является организатором учета и контроля, он призван обеспечить соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременно предупреждать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для осуществления своих функций главный бухгалтер наделен широ­кими правами. Он устанавливает требования по оформлению операций пер­вичными учетными документами и представлению в бухгалтерию необходи­мых для учета и контроля документов и сведений.

В состав бухгалтерии ООО «Колос» входят также бухгалтеры, осуществляющие учетную деятельность по различным объектам бухгалтерского учета.

2.2 Экономическая характеристика ООО «Колос»

Экономическая характеристика предприятия - описание основных экономических и финансовых показателей деятельности предприятия. Основная отрасль хозяйственной деятельности ООО «Колос» - растениеводство. Источниками средств для дальнейшего функционирования организации являются вырученные денежные средства от реализации полученной сельскохозяйственной продукции.

Эффективное применение современной техники и организации производства возможно при определённом и достаточно крупном размере специализированного производства. Главным показателем размера сельскохозяйственного предприятия, его производственных подразделений следует считать стоимость произведенной валовой продукции. По степени концентрации сельскохозяйственные предприятия можно разделить на три группы: крупные, средние и мелкие. К мелким предприятиям относят микрохозяйства, имеющие до 15 работников, малые - от 16 до 60, к средним - от 60 до 250, к крупным - свыше 250 работников.

О размере специализированных сельскохозяйственных предприятий, подразделений можно судить по объему произведенной основной продукции в натуральном выражении. Для получения одинаковой массы продукции в зависимости от величины урожая с 1га требуется обрабатывать разную земельную площадь и иметь разное количество техники и рабочей силы. С изменением размера посевной площади изменяются затраты хозяйства на покупку техники, оплату труда, топливо. Эти различия настолько существенны, что их нельзя игнорировать при организации производства.

Также определенное представление о размере предприятия дают такие показатели, как величина основных производственных фондов и число занятых работников. Но и они также зависят от многих факторов: специализации хозяйства, его технической оснащенности, природных условий.

Одним из наиболее стабильных показателей - земельная площадь предприятия (сельскохозяйственные угодья, пашня, площадь посевов, многолетних насаждений). С этим фактором в большей мере, чем с другими, связана потребность хозяйства в работниках, основных фондах, технике и капитальных вложениях на производственное строительство, мелиорацию, устройство дорожной сети. С земельной площадью тесно связан объем работ в отраслях растениеводства. В свою очередь, объем работ служит основой для выявления потребности хозяйства в технике и рабочей силе.14 Рассмотрим более детально и определим размер производства ООО «Колос» Азовского района Ростовской области (табл.2).

Таблица 2- Размеры производства организации ООО «Колос» за 2015-2016гг.

Показатели

2015г.

2016г.

Отклонение (+;-) 2015 к 2016

2015в % к 2016

Валовая продукция, тыс.руб.

37285

65988

+28703

177

Товарная продукция, тыс. руб.

31423

47358

+15935

151

Среднесписочная численность работников, чел.

58

63

+5

109

Среднегодовая стоимость производственных основных средств производственного назначения, тыс. руб.

30944

27860

-3084

90

Общая земельная площадь

6974

6974

0

100

Площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе:

5986

5986

0

100

Пашни

4892

4892

0

100

Пастбища

1060

1060

0

100

посевов

34

34

0

100

Рассматривая таблицу 2 можно сделать следующие выводы: в отчетном, 2016 году, на предприятии наблюдается увеличение выручки 28730 тыс. руб., что свидетельствует об улучшении использования имущества по сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных средств производственного назначения сократилось в 2016 году по отношению к 2015 году на 3084 тыс.руб. Из таблицы видно, что в ООО «Колос» поголовья животных не имеется, а что касается общей земельной площади, а так же площади сельскохозяйственных угодий, то изменений не наблюдается.

В каждом хозяйстве необходимо возделывать культуры и развивать те отрасли, которые соответствуют его природным и экономическим условиям. Специализацию сельскохозяйственных предприятий характеризует состав производимой в хозяйстве продукции.

Для специализации характерно преимущественное развитие отдельных отраслей, что ведет к обособлению производства различных видов продукции. В результате достигается максимальное увеличение производства при наименьших затратах труда и средств, обеспечивается высокая производительность труда и низкие затраты материальных ресурсов на единицу продукции.

Далее рассмотрим состав и структуру валовой продукции ООО «Колос» Азовского района.

Таблица 3 - Состав и структура валовой и товарной продукции ООО «Колос» за 2015-2016гг.

Наименование отраслей и видов продукции

Валовая продукция (в текущих ценах)

Товарная продукция ( в текущих ценах)

Тыс. руб.

Уд.вес,%

Тыс. руб.

Уд.вес,%

Растениеводство, всего:

46934

100

44691

100

В т.ч. зерновые

46934

100

44691

100

Анализируя таблицу 3, можно сделать вывод что ООО «Колос» имеет готовую продукцию только лишь растениеводства, из которого единственным видом являются зерновые. Валовая продукция в 2016 году составляет 46934 тыс.руб., а товарная продукция 44691 тыс.руб.

Состояние и использование основных средств – один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса – главного фактора повышения эффективности любого производства.

При проведении анализа обеспеченности предприятия основными средствами необходимо изучить, достаточно ли у предприятия основных средств, каково их наличие, состав, структура, техническое состояние, уровень производства и его организация. Далее представлены состав и структура основных средств.

Таблица 4 - Состав и структура основных средств ООО «Колос» за 2015-2016гг.

Показатели

2015г.

2016г.

Отклонение

(+;-) 2015 от 2016

Тыс. руб.

Уд.вес,%

Тыс. руб.

Уд.вес,%

Тыс. руб.

%

Здания, сооружения и передаточные устройства

9570

9,39

9570

8,68

0,00

-0,71

Машины и оборудование

33723

33,09

37328

33,85

3605,00

0,76

Транспортные средства

5213

5,11

5203

4,72

-10,00

-0,40

Производственный и хозяйственный инвентарь

5214

5,12

5204

4,72

-10,00

-0,40

Итого

101921

100,00

110278

100,00

8357,00

-

Анализируя таблицу 4 можно сделать вывод, что удельный вес стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств в 2016 году по отношению к 2015 году сократился на 0,71 %, что свидетельствует о накопленной амортизации. Из таблицы видно, что стоимость транспортных средств и производственного и хозяйственного инвентаря, так же уменьшилась.

Далее рассмотрим движение основных средств в ООО «Колос» Азовского района

Таблица 5- Движение основных средств ООО «Колос» в 2016 г. , тыс. руб.

Показатели

Наличие на начало года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец года

Здания и сооружения и передаточные устройства

9570

-

-

9570

Машины и оборудование

37328

909

-

38237

Транспортные средства

1326

-

-

1326

Производственный и хозяйственный инвентарь

327

-

-

327

Итого

48551

909

-

49460

При рассмотрении таблицы 5, мы наблюдаем, наличие стоимости зданий и сооружений на начало 2016 года по сравнению с показателем на конец года, осталась неизменным и составило 9570 тыс.руб. Если рассматривать машины и оборудования, то здесь наблюдается поступление на 909 тыс.руб., в итоге на конец года стоимость машин и оборудования на конец года составило 38237 тыс.руб.

Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии и уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты.

На предприятиях в соответствии с налоговым законодательством формируется фонд оплаты труда, который включает затраты на оплату труда работников предприятия (фонд заработной платы) и выплаты социального характера: отчисления на добровольное медицинское страхование, отчисления в негосударственный пенсионный фонд и др.

Анализируя таблицу 6, можно сделать следующие выводы: среднесписочная численность работников составила в 2015 году 58 человек, а в 2016 году 63, так мы видим, что в 2015 году количество работников увеличилось на 8,6%. Фонд заработной платы в 2015 году 10455 тыс. руб., а в 2016 году составил 11924. Среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась в 2016 по отношению к 2015 году на 5%.

Таблица 6 - Динамика численности работников и фонда заработной платы ООО «Колос» за 2015-2016гг.

Показатели

2015г.

2016г.

2016 в % к 2015

1. Среднесписочная численность работников, всего, чел.

58

63

109

В том числе работники занятые в сельскохозяйственном производстве, чел.

58

63

109

2. Фонд заработной платы, всего, тыс. руб.

10455

11924

114

В том числе работников занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. руб.

10455

11924

114

3. Среднегодовая заработная плата 1 работника, всего, руб.

180,3

189,3

105

В том числе работников занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. руб.

180,3

189,3

105

Далее рассмотрим состав и структуру работников ООО «Колос».

Таблица 7 – Состав и структура работников ООО «Колос» за 2015-2016гг.

Показатели

2015г.

2016г.

чел.

в % к итогу

чел.

в % к итогу

Рабочие постоянные

40

69,0

43

68

В т.ч. механизаторы

10

17,2

11

6

Рабочие временные и сезонные

4

6,9

4

6

Служащие

14

24,1

16

25

Руководители

4

6,9

5

8

Специалисты

10

17,2

11

17

Итого

14

24,1

16

25

Рабочие не основной деятельности

6

10,2

17

27

Из них:

6

10,2

17

27

Подсобных и промысловых

6

10,2

17

27

Всего

58

69,0

63

68

Анализируя данные таблицы 7, можно отметим, что в 2016 году численность работников увеличилось, а именно в 2015 г. составляло 58 человек, а в 2016г. 63 человека. Это связано с увеличением постоянных, временных и служащих работников.

Затраты на основное производство - это информация о затратах на основное производство в отчетном периоде в разрезе отдельных элементов, учтенных не только в отчетном периоде, но и распределенных на основное производство затрат вспомогательных, обслуживающих производств и расходов по организации и обслуживанию как отрасли, так и хозяйства.

Таблица 8 - Затраты на основное производство ООО «Колос»

(по экономическим элементам, на начало года) за 2015-2016 гг.

Элементы затрат

2015г.

2016г.

Отклонение (+;-) 2016 к 2015

2016 в % к 2015

Материальные затраты

31399

35458

4059

13

Затраты на оплату труда

10517

11564

1047

10

Отчисления на социальные нужды

3048

3444

396

13

Амортизация

4174

4218

44

1

Прочие затраты

2501

2974

473

19

Итого по элементам затрат

51639

57658

6019

12

Из таблицы 8 можно сделать вывод, что итогами по элементам затрат в 2015 году составило 51639 тыс.руб., а в 2016 году составило 57658 тыс.руб.. Здесь наблюдается полное увеличение по всем элементам затрат. Наибольшими расходами составляют материальные затраты, разница составила – 4059 тыс.руб. по отношению к 2016году. Увеличились затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация в размерах на 1047 тыс. руб., 396 тыс. руб.и 44 тыс. руб. соответственно.

Таблица 9 - Показатели оценки эффективности управления организацией

Наименование статей

2016г.

2015г.

Прирост (+), снижение (-)

Тыс.руб.

Тыс.руб.

Тыс.руб.

%

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС), тыс. руб.

65988

37258

28730

44

Себестоимость проданной продукции

47358

31423

15935

34

Валовая прибыль

18630

5835

12795

69

Прибыль (убыток) от продаж

11887

3015

8872

75

Прочие доходы

2508

3540

-1032

-29

Прочие расходы

5968

4176

1792

43

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

11887

3015

8872

294

Проанализировав таблицу 9 можно отметить, что все показатели имеют положительный показатель и только себестоимость проданной продукции имеет отрицательный показатель. В отчетном году себестоимость увеличилась 15935 тыс.руб.. Выручка увеличилась на 28730 тыс.руб., валовая прибыль прибавилась на 12795 тыс.руб., а чистая прибыль отчетного периода на 8872 тыс.руб. В отчетном периоде Прочие доходы уменьшились на 1032 тыс.руб., а прочие расходы увеличились 1792 тыс.руб.

2.3 Организация бухгалтерской службы на предприятии

Основную ответственность за организацию работы бухгалтерской службы предприятия несет главный бухгалтер ООО «Колос» - Рыбальченко Наталья Викторовна. Учётные регистры бухгалтерского учёта ведутся комбинированно: на бумажных и электронных носителях. Для электронных регистров используется специализированная программа: 1С Бухгалтерия, редакция 8.3.

В качестве регистров бухгалтерского учета используется формы, предусмотренные в программе для ведения бухучета. В качестве рабочего плана счетов бухгалтерского учета используется типовой План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

При необходимости план счетов дополняется субсчетами, необходимыми в деятельности организации.

Б

Директор

ухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в организации ведется в рублях и копейках.

 

 

Менеджер

Секретарь делопроизводитель

Главный бухгалтер

 

 

Экспедитор

Логист

Водитель

Техслужащая

 

Рисунок 5 – Организационная структура управления отдела

ООО «Колос»

Бухгалтерская отчетность предприятия отражается нарастающим итогом. Финансовый результат определяется по концу года. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Предприятие предоставляет квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность до 1 марта.

Для определения размера материальных расходов стоимости сырья и материалов, используемых при производстве товаров, определяется по средней стоимости. Резервы на ремонт основных средств и по сомнительным долгам не создается.

Доходы и расходы признаются методом начисления. К прямым расходам при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) считается: материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (выполнении работ, оказании услуг), сумма начисленной амортизации по ОС, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Расходы, будущих периодов списываются равномерно. Управленческие расходы списываются полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности на счет 90 «Продажи». Коммерческие расходы списываются полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности на счет 90 «Продажи».

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ведется на следующих счетах:

- 20 «Основное производство»;

- 20.01 «Основное производство»;

- 20.02 «Производство продукции из давальческого сырья»;

- 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

- 23 «Вспомогательное производство»;

- 25 «Общепроизводственные расходы»;

- 26 «Общехозяйственные расходы»;

- 28 «Брак в производстве»;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Прямые затраты на производство сразу относят в дебет счетов 20, 21 и 23 в зависимости от места возникновения затрат (основное или вспомогательное производство). При этом затраты вспомогательных цехов распределяются в конце месяца между потребителями их продукции – другими цехами и службами. Косвенные затраты собираются сначала по дебету счетов 25, если это цеховые расходы, и 26, если это общезаводские расходы. В конце месяца они списываются с кредита этих счетов в дебет счета 20 путем распределения между отдельными видами продукции пропорционально объему выпуска. В итоге на счете 20 будут собраны все затраты на производство данного вида продукции.

Отдельной учетной политики для целей управленческого учета в организации не разработано. Службы управленческого учет в ООО «Колос» не предусмотрено, частично ее работу выполняет бухгалтерская служба (фактический учет затрат в производстве согласно данным первичных документов, поступающих из структурных подразделений).

3. Система управленческого учета в ООО «Колос» 3.1 Формирование состава и структуры службы управленческого учета

В настоящее время на рассматриваемом предприятии не создана система управленческого учета. Поэтому возникает необходимость в ее организации, определении основных целей и задач, создание кадрового состава, распределение должностных обязанностей. Частично работу управленческой службы в ООО «Колос» по планированию затрат выполняет экономический отдел, учет затрат для производства продукции ведет бухгалтерская служба предприятия.

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием. Предполагает предоставление руководителями специалистам организации и ее структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и ее внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от такового в финансовом учете.15

Что бы установить управленческий учет необходимо на уровне предприятия разработать регламентирующие документы, которые определяют основные правила учета. Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии бухгалтерским стандартам. Существуют основные регламентирующие документы. (схема 6)

 

Регламентирующие документы учетной политики предприятия

 

 

корпоративные стандарты управленческого учета

план счетов управленческого учета

систему кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат и т.д.

порядок документооборота при ведении управленческого учета

 

Рисунок 6 – Основные регламентирующие документы учетной политики предприятия

Так же имеется значительное различие в использовании этих документов, которое определяется различием пользователей бухгалтерской и управленческой отчетности. Бухгалтерский учет и отчетность регламентируются общепринятыми, внешними по отношению к компании стандартами (в Российской Федерации это, в первую очередь, ПБУ), а система управленческого учета работает только на основании внутрифирменных стандартов. Это отличие очень существенно влияет на объем и требования, которые предъявляются к учетным политикам бухгалтерского и управленческого учета.

Регламентация работы системы управленческого учета не может ограничиваться изданием управленческой учетной политики и утверждением рабочего плана счетов, порядка проведения инвентаризации, форм первичных учетных документов, методов оценки активов и обязательств, правил документооборота и т.д. Именно исходя из этого возможно полноценное применение управленческой политики предприятия в процессе функционирования системы управленческого учета. Эти документы можно разделить на несколько групп.(схема 7)

 

Внутрифирменные стандарты системы управленческого учета

 

 

Инструктивно-методическая документация - подробные руководства, которые раскрывают учетную политику, носят инструктивный характер. Описывают хозяйственные операции с максимальной конкретикой: проводки, порядок расчета суммовых и количественных величин.

В нормативно-справочной документации устанавливаются правила группировки однородных элементов информации. Это - различные справочники и классификаторы, структура и состав затратных и доходных статей, бюджетно-учетная структура и т.д.

 

Рисунок 7 – Разновидности внутрифирменных стандартов системы управленческого учета

Очевидно, что создание пакета внутрифирменных стандартов системы управленческого учета - это кропотливая, и в тоже время творческая работа, предъявляющая высокие требования к разработчикам системы как в части знания теории и методологии учета, так понимания бизнеса компании и задач, которые намерен решать менеджмент компании при помощи внедряемой системы управленческого учета.

Система управленческого учета подчинена целям управления. Она действенна при условии соблюдения следующих принципов: непрерывности деятельности предприятия; использования единых для планирования и учета показателей и единиц их измерения и т.д.

Учетная политика работников, которые является ответственным за организацию и ведение управленческого учета, разрабатывается на предприятии. При этом утверждаются:

  • Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

  • Рабочий план счетов управленческого учета;

  • Форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;

  • Порядок контроля за хозяйственными операциями %

  • Трансфертные цены;

  • Методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;

  • Перечень центров затрат и центров ответственности;

  • Формы отчетов центров затрат и центров ответственности.

Успешность организации управленческого учета на предприятиях определяется существующей внутренней нормативной базой, устанавливающей порядок учета. К основным документам, которые регламентируют систему управленческого учета, необходимо отнести:

  • Положение об управленческом учете;

  • План счетов управленческого учета;

  • Инструкции по ведению управленческого учета;

  • система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности;

  • порядок документооборота при ведении управленческого учета.

Формируя управленческую учетную политику, необходимо воспользоваться принципами, которые определены международными стандартами финансовой отчетности. В нее можно включить специфические положения, которые направлены на то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности руководства в информации, необходимой для принятия управленческих решений.

3.2 Разработка рекомендаций нормативного обеспечения деятельности службы управленческого учета

Формирование учетной политики в целях управленческого учета представляет собой многоэтапный процесс. Каждый из указанных этапов имеет свои особенности.

При формировании учетной политики в целях управленческого учета, имеющей индивидуальные особенности для каждой организации, необходимо исходить из специфики принимаемых в ней управленческих решений, поэтому в работе особое внимание уделено вопросам их содержания и классификации.

Перед тем, как перейти к разработке учетной политике управленческого учета для начала перейдем к тестированию учетной политики для целей бухгалтерского учета, на основе которой разработаем учетную политику для целей управленческого учета.

Таблица 10 – Тестирование учетной политики ООО «Колос» за 2016 год

Элементы организации и методика учета

Ответ

Да

Нет

1

2

3

  1. Обязанность ведения бухгалтерского учета возлагается на:

  • Структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  • Бухгалтера, состоящего в штате организации;

  • Руководителя.

+

 
  1. Наличие:

  • Положения о бухгалтерии;

  • Должностных инструкций работников бухгалтерии.

+

+

 
  1. Применяемая форма бухгалтерского учета:

  • Журнально-ордерная для сельскохозяйственных организаций;

  • Упрощенная система учета;

  • Автоматизированная;

  • Смешанная

+

 
  1. Наличие разработанного и утвержденного рабочего Плана счетов

+

 
  1. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации:

  • Применение унифицированных форм первичных документов

  • Утверждение перечня лиц, имеющих права подписи первичных документов;

  • Утверждение форм первичных документов, для оформления операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов;

  • Наличие графика документооборота;

  • Разработка номенклатуры для бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов;

  • Определение лиц ответственных за хранение документов.

+

+

+

+

+

+

 
  1. Порядок проведения инвентаризации:

  • наличие приказа о проведении инвентаризации;

  • создание постоянно действующей комиссии;

  • установление сроков проведения инвентаризации по отдельным группам имущества;

  • наличие у комиссии обязанности установления сроков использования нематериальных активов (для целей бухгалтерского учета и налогообложения);

  • наличие у комиссии обязанности установления сроков использования основных средств (для целей бухгалтерского учета и налогообложения).

+

+

+

+

+

  1. Способ начисления амортизации по основным средствам:

  • линейный;

  • уменьшаемого остатка;

  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • списание стоимости пропорционально объему продукции.

+

 
  1. Способ начисления амортизации по основным средствам:

  • линейный;

  • уменьшаемого остатка;

  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • списание стоимости пропорционально объему продукции.

+

 
  1. Проведение переоценки основных средств.

 

+

  1. Способ определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство:

  • по себестоимости каждой единицы;

  • по средней себестоимости;

  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

+

 
  1. Оценка готовой продукции

  • по плановой себестоимости с доведением в конце года до фактической;

  • по отпускным ценам;

  • по прямым статьям затрат;

  • по фактической производственной себестоимости.

+

 

Благодаря проведенному тестированию будет проще разработать учетную политику для целей управленческого учета в ООО "Колос".

Важными элементами учетной политики по учету затрат на производство и выпуск продукции являются: определение перечня центров затрат; установление расходов по каждому центру затрат; выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат; выбор способа группировки затрат и списания затрат; выбор перечня статей калькуляции; выбор способа оценки незавершенного производства; выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции; выбор трансфертных цен; выбор варианта сводного учета затрат на производство; выбор способов распределения косвенных расходов между от­дельными объектами учета и калькулирования; выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

В управленческой учетной политике организации следует отразить:

  1. во вводном разделе: положения локальной нормативной документации организации (устава и других учредительных документов), касающихся вопросов финансово-хозяйственной деятельности;

  2. в организационно-техническом разделе: характеристику условий, позволяющих реализовать требования и правила сегментного учета и способствующих применению способов оценки и методик учета хозяйственных операций; в методическом разделе: методы учета доходов, расходов, оценки активов, обязательств и хозяйственных операций сегментов бизнеса

Важно отметить то, что планом счетов для управленческой учетной политики предусмотрена возможность формирования расходов по обычным видам деятельности на счетах дуалистической системы. При использовании счетов 20-29 счета рекомендуется применять для учета расходов по элементам затрат.

Можно сделать вывод о том, что база системы управления в организации должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и задач управленческого учета. Составляя учетную политику для целей управленческого учета, организации обеспечивают управленческий аппарат информацией используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Внедрение учетной политики для целей управленческого учета, даже в объеме отдельных элементов, станет действенным инструментом повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъектов, создаст условия для лидирующих позиций на рынке. Повысит эффективности деятельности отдельных структурных подразделений предприятия и станет дополнительным стимулом для дальнейшего экономического развития.

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассмотрены все поставленные задачи, а именно рассмотрены теоретические аспекты затрат для принятия управленческих решений и определена экономическая характеристика деятельности на конкретном предприятии.

В ООО «Колос» бухгалтерский учет ведется бухгалтерией предприятия в строгом соответствии с действующем законодательством. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Состав, подчиненность, задачи и функции бухгалтерии, а также ее работников определены в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402- ФЗ « О бухгалтерском учете », «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации », утвержденными Приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, и № 19 Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ № 1-19), утвержденными Минфином России. Состав бухгалтерии включает 6 человек.

В соответствии со ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все первичные документы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы) и код фирмы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку.

Рассмотрев отчетность предприятия ООО «Колос» можно сделать следующие выводы:

В отчетном, 2016 году, на предприятии наблюдается увеличение выручки 28730 тыс. руб., что свидетельствует об улучшении использования имущества по сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных средств производственного назначения сократилось в 2016 году по отношению к 2015 году на 3084 тыс.руб. Из таблицы видно, что в ООО «Колос» поголовья животных не имеется, а что касается общей земельной площади, а так же площади сельскохозяйственных угодий, то изменений не наблюдается.

Удельный вес стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств в 2016 году по отношению к 2015 году сократился на 0,71 %, что свидетельствует о накопленной амортизации. Из таблицы видно, что стоимость транспортных средств и производственного и хозяйственного инвентаря, так же уменьшилась. Наличие стоимости зданий и сооружений на начало 2016 года по сравнению с показателем на конец года, осталась неизменным и составило 9570 тыс.руб. Если рассматривать машины и оборудования, то здесь наблюдается поступление на 909 тыс.руб., в итоге на конец года стоимость машин и оборудования на конец года составило 38237 тыс.руб.

Среднесписочная численность работников составила в 2015 году 58 человек, а в 2016 году 63, так мы видим, что в 2015 году количество работников увеличилось на 8,6%. Фонд заработной платы в 2015 году 10455 тыс. руб., а в 2016 году составил 11924. Среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась в 2016 по отношению к 2015 году на 5%.

Итогами по элементам затрат в 2015 году составило 51639 тыс.руб., а в 2016 году составило 57658 тыс.руб.. Здесь наблюдается полное увеличение по всем элементам затрат. Наибольшими расходами составляют материальные затраты, разница составила – 4059 тыс.руб. по отношению к 2016году. Увеличились затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация в размерах на 1047 тыс. руб., 396 тыс. руб.и 44 тыс. руб. соответственно.

Проанализировав себестоимость проданной продукции, можно сказать, что она имеет отрицательный показатель. Так как в отчетном году себестоимость увеличилась 15935 тыс.руб.. Выручка увеличилась на 28730 тыс.руб., валовая прибыль прибавилась на 12795 тыс.руб., а чистая прибыль отчетного периода на 8872 тыс.руб. В отчетном периоде Прочие доходы уменьшились на 1032 тыс.руб., а прочие расходы увеличились 1792 тыс.руб.

Основным нормативным документом регламентирующим функционирование системы управленческого учета в ООО «Колос» следует считать Учетную политику для целей управленческого учета.

Внедрение учетной политики для целей управленческого учета, даже в объеме отдельных элементов, станет инструментом повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъектов, создаст условия для лидирующих позиций на рынке. Повысит эффективности деятельности отдельных структурных подразделений предприятия и станет дополнительным стимулом для дальнейшего экономического развития.

.

Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, [Электронный ресурс] часть первая от 30.11.94г. (ред. от 06.04.2015), №51-ФЗ. Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  2. Налоговый кодекс РФ. Официальный текст. [Электронный ресурс] (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 08.01.2015). Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] от 06.12.2011(ред. от 04.11.2014) №402 –ФЗ. Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Электронный ресурс] , ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. (ред. от 06.04.2015). Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Электронный ресурс], ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. (ред. от 06.04.2015). Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  6. А Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Электронный ресурс], ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. (ред. от 06.04.2015). Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  7. Анисимов Е.Д. «Стандарт-кост» как инструмент управления затратами по отклонениям и база ценообразования [Текст] / Е. Д. Анисимов. – М.: Лаборатория книги, 2012. – С. 8-10

  8. Бехтерева В. Е. Себестоимость. От управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов [Электронный ресурс] / В.Е. Бехтерова //Режим доступа: http://biznes-knigi.com/avtor-elena-behtereva/2553-sebestoimost-ot-upravlencheskogo-ucheta-zatrat-do-buhgalterskogo-ucheta-rashodov-elena-behtereva/read/page-1.html

  9. Вахрушина М.А. Управленческий анализ [Текст] : учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – М.: Омега Л, 2010. – 399с.

  10. Воронова Е.Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам [Электронный ресурс] / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. – 2014. - №9. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  11. Ефремова А.А. Себестоимость [Электронный ресурс] / А.А. Ефремова // Себестоимость – 2011. Режим доступа: http://netway.at.ua/publ/12-1-0-18

  12. Илюхина Н. А. Система учета в управлении затратами промышленных предприятий [Текст] / Н. А. Илюхина. – Директ-Медиа, 2015. – С.367

  13. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник [Текст] / Т. П. Карпова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С.335

  14. Миславская Н. А. Бухгалтерский учет: учебник [Текст] / Н. А. Миславская, С. Н. Поленова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – С. 540

  15. Никитченко О. А. Теоретические подходы к управлению затратами сельскохозяйственных предприятий. Технические науки – от теории к практике № 28 [Текст] / О. А. Никитченко, С. А. Никитченко. – Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, 2013. – С. 192-197

  16. Ромадикова В.М. Объекты учета затрат и исчисления себестоимости пр Стрелкова Л. В. Внутрифирменное планирование [Текст] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. – Юнити-Дана, 2015. – С. 238 - 240одукции в шерстно-мясном и мясо-шерстном овцеводстве [Электронный ресурс] / В.М. Ромадикова // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2012. - №11. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  17. Сидорова, М.И. Экономико-математические модели в управленческом учете и анализе [Электронный ресурс] : монография / М.И. Сидорова, А.И. Мастеров. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 229 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70606 — Загл. с экрана

  18. Стрелкова Л. В. Внутрифирменное планирование [Текст] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. – Юнити-Дана, 2015. – С. 238 – 240

  19. Тютюкина Е. Б. Финансы организаций (предприятий): учебник [Текст] / Е. Б. Тютюкина. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – С. 167-168

  20. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие [текст] / В.А. Чернов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 8

Приложения

1 Ефремова А.А. Себестоимость [Электронный ресурс] / А.А. Ефремова // Себестоимость – 2011. Режим доступа: http://netway.at.ua/publ/12-1-0-18

2 Ромадикова В.М. Объекты учета затрат и исчисления себестоимости продукции в шерстно-мясном и мясо-шерстном овцеводстве [Электронный ресурс] / В.М. Ромадикова // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – 2012. - №11. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Электронный ресурс], ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. (ред. от 06.04.2015). Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4 Каморджанова Н. А., Подольская Т. Н. Бухгалтерский учет [Текст] / Н. А. Каморджанова, Т. Н. Подольская //Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2010 – с44.

5Бехтерева В. Е. Себестоимость. От управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов [Электронный ресурс] / В.Е. Бехтерова //Режим доступа: http://biznes-knigi.com/avtor-elena-behtereva/2553-sebestoimost-ot-upravlencheskogo-ucheta-zatrat-do-buhgalterskogo-ucheta-rashodov-elena-behtereva/read/page-1.html

6 Составлено автором

7 Воронова Е.Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам [Электронный ресурс] / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. – 2014. - №9. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8 12. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник [Текст] / Т. П. Карпова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С.335

9 Вахрушина М.А. Управленческий анализ [Текст] : учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – М.: Омега Л, 2010. – 399с.

10 Никитченко О. А. Теоретические подходы к управлению затратами сельскохозяйственных предприятий. Технические науки – от теории к практике № 28 [Текст] / О. А. Никитченко, С. А. Никитченко. – Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, 2013. – С. 192-197

11 Стрелкова Л. В. Внутрифирменное планирование [Текст] / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. – Юнити-Дана, 2015. – С. 238 - 240

12 Анисимов Е.Д. «Стандарт-кост» как инструмент управления затратами по отклонениям и база ценообразования [Текст] / Е. Д. Анисимов. – М.: Лаборатория книги, 2012. – С. 8-10

13 Тютюкина Е. Б. Финансы организаций (предприятий): учебник [Текст] / Е. Б. Тютюкина. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – С. 167-168

14 Нечаев В.И. Организация производства предпринимательской деятельности в АПК [Электронный ресурс] /В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов // Режим доступа: http://eclib.net/30/index.html

15 Сидорова, М.И. Экономико-математические модели в управленческом учете и анализе [Электронный ресурс] : монография / М.И. Сидорова, А.И. Мастеров. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 229 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70606 — Загл. с экрана.

Просмотров работы: 626