Исследованием развлечения с различных точек зрения занимались такие ученые, как П. Лафарг, Н.Я. Данилевский, С.Г. Струмилин, Б.Г. Ананьев и многие другие. Но никто из них не пришел к единой точке зрения. Одни акцентируют внимание на экономической основе развлечения, другие склонны выделять в нём основу духовную.
В связи с данной неопределенностью в этом проекте мы сосредоточимся на проведении анализа отношений студентов к развлекательным телепередачам.
Цель исследования: провести анкетирование по теме «Видео-проекты российского телевидения глазами студентов ППИ (на примере развлекательных телепередач).
Объектом исследования являются развлекательные телепередачи федеральных каналов.
Предметом исследования выступают отношение студентов к развлекательным телепередачам на российском ТВ.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать инструментарий исследования.
3. Провести опрос среди студентов Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, анализ результатов и их интерпретация.
База исследования: исследование проводилось на базе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Исследованием были охвачены студенты 1 – 4-х курсов очного отделения, обучающиеся направлению подготовки бакалавриата 44.03.04. - Профессиональное обучение (Информатика и вычислительная техника).
Одним из основных массовых источников развлечений является телевидение. Развлекательное телевидение принято считать не слишком информативным довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе обучающую функцию.
Однако, в последнее время развлекательное телевидение в России стало получать много негативных отзывов. Для того, чтобы узнать причины такого отношения я провела анкетирование среди студентов ППИ. Анкета была разработана в текстовом варианте, а затем ее результаты были переведены в Google Формы для более удобного анализа результатов.
Таблица 1 – Анкета для социологического исследования. Тестовая часть
1. Смотрите ли Вы выпуски развлекательных телепередач по телевизору? |
2. Смотрите ли Вы выпуски развлекательных телепередач с помощью сети Интернет |
А) Да; Б) Нет; |
А) Да; Б) Нет; |
3. Как часто Вы в последнее время смотрите развлекательные телепередачи? |
4. Нравится ли Вам, что в развлекательных телепередачах начинают освещать Интернет-тренды, мемы и т.д.? |
А) Очень часто, практически ежедневно; Б) Часто, но не каждый день; В) Редко, от случая к случаю; Г) Практически никогда; Д) Затрудняюсь ответить; |
А) Да; Б) Больше да, чем нет; В) Все равно; Г) Больше нет, чем да; Д) Нет; Е) Затрудняюсь ответить; |
5. Считаете ли Вы, что развлекательные телепередачи оказывают влияние на сознание зрителя ? |
6. Считаете ли Вы это влияние позитивным или негативным? |
А) Да; Б) Скорее да, чем нет; В) Скорее нет, чем да; Г) Нет; Д) Затрудняюсь ответить; |
А) Позитивное; Б) Скорее позитивное; В) Скорее негативное Г) Негативное; Д) Затрудняюсь ответить; |
7. Какие развлекательные телепередачи Первого канала Вы смотрите? |
8. Какие развлекательные телепередачи Первого канала Вы считаете интересными? Напишите рейтинг от самой лучшей передачи, используя нумерацию. |
Модный приговор Давай поженимся! Мужское/женское На самом деле Пусть говорят Вечерний Ургант КВН Голос Лучше всех |
Модный приговор Давай поженимся! Мужское/женское На самом деле Пусть говорят Вечерний Ургант КВН Голос Лучше всех Ответ: |
9. Какие развлекательные телепередачи Первого канала Вы считаете недостойными внимания? Напишите рейтинг от самой худшей передачи, используя нумерацию. |
10. Какие развлекательные телепередачи России 1 Вы смотрите? |
Модный приговор Давай поженимся! Мужское/женское На самом деле Пусть говорят Вечерний Ургант КВН Голос Лучше всех Ответ: |
Сваты Тайны следствия Прямой эфир Юморина Субботний вечер Смеяться разрешается Удивительные люди Сто к одному Кривое зеркало |
11. Какие развлекательные телепередачи России 1 Вы считаете интересными? Напишите рейтинг от самой лучшей передачи, используя нумерацию. |
12. Какие развлекательные телепередачи России 1 Вы считаете недостойными внимания? Напишите рейтинг от самой худшей передачи, используя нумерацию. |
Сваты Тайны следствия Прямой эфир Юморина Субботний вечер Смеяться разрешается Удивительные люди Сто к одному Кривое зеркало Ответ: |
Сваты Тайны следствия Прямой эфир Юморина Субботний вечер Смеяться разрешается Удивительные люди Сто к одному Кривое зеркало Ответ: |
13. Какие развлекательные телепередачи СТС Вы смотрите? |
14. Какие развлекательные телепередачи СТС Вы считаете интересными? Напишите рейтинг от самой лучшей передачи, используя нумерацию. |
Шоу «Уральских пельменей» Молодёжка Восьмидесятые Кухня Воронины |
Шоу «Уральских пельменей» Молодёжка Восьмидесятые Кухня Воронины Ответ: |
15. Какие развлекательные телепередачи СТС Вы считаете недостойными внимания? Напишите рейтинг от самой худшей передачи, используя нумерацию. |
16. Какие развлекательные телепередачи ТНТ Вы смотрите? |
Шоу «Уральских пельменей» Молодёжка Восьмидесятые Кухня Воронины Ответ: |
Перезагрузка Дружба народов Дом-2 Сашатаня Интерны Ольга Comedy Club |
17. Какие развлекательные телепередачи ТНТ Вы считаете интересными? Напишите рейтинг от самой лучшей передачи, используя нумерацию. |
18. Какие развлекательные телепередачи ТНТ Вы считаете недостойными внимания? Напишите рейтинг от самой худшей передачи, используя нумерацию. |
Перезагрузка Дружба народов Дом-2 Сашатаня Интерны Ольга Comedy Club Ответ: |
Перезагрузка Дружба народов Дом-2 Сашатаня Интерны Ольга Comedy Club Ответ: |
Проанализировав собранные данные были получены следующие результаты:
Рисунок 1 - Группа анкетируемых
Для проведения этого опроса было проведено исследование телевизионной сетки 4 федеральных каналов: Первый, Россия 1, СТС и ТНТ. Были отобраны основные развлекательные передачи. По итогам анкетирования было опрошено 33 студента.
В результате анализа данных было выявлено, что:
Рисунок 2 – Частота просмотра развлекательных телепередач
63,6 % студентов смотрят развлекательные телепередачи редко.
Рисунок 3 – Отношение к использованию Интернет-трендов
Большинство студентов(36,4%) безразличны к попыткам ТВ следовать Интернет-трендам
Рисунок 4 – Влияние на сознание зрителя
Подавляющее большинство студентов уверено, что развлекательные телепередачи оказывают влияние на сознание в той или иной степени
Рисунок 5 – Влияние на сознание зрителя: позитивное или негативное?
Более половины уверено, что это влияние негативное
Проанализировав рейтинг телепередач, можно определить что:
Рисунок 6 – Худшие передачи Первого канала
Рисунок 7 - Лучшие передачи Первого канала
Самой худшей передачей Первого канала стала «Пусть говорят», а лучшей - «Голос»
Рисунок 8 – Худшие передачи России 1
Рисунок 9 – Лучшие передачи России 1
Самой худшей передачей России 1 стала «Прямой эфир», а лучшей - «Сваты»
Рисунок 10 – Худшие передачи СТС
Рисунок 11 – Лучшие передачи СТС
Самой худшей передачей СТС стал сериал «Воронины», а лучшей - «Молодёжка»
Рисунок 12 – Худшие передачи ТНТ
Рисунок 13 – Лучшие передачи ТНТ
Самой худшей передачей ТНТ с большим отрывом стала «Дом-2», а лучшей-«Comedy Club»
Завершающим этапом анкетирования являлся ответ на вопрос «Напишите, что Вам не нравится в развлекательных телепередачах, идущих по российскому ТВ». В итоге были получены следующие ответы, которые объясняют отношение студентов к развлекательным телепередачам:
Мало развивающих телепередач. Большинство студентов жалуется на малое количество развлекательных передач, носящих познавательный характер. Примером такой передачи служит «Галилео» с Александром Пушным.
То, что многие шоу основаны на раздутии скандалов. К таким передачам относятся «Пусть говорят», «Прямой эфир» и т.п.
Затрагивание политики. Студенты не хотят видеть политические дискуссии в развлекательных телепередачах.
Навязывание мнения. Опрошенные недовольны тем, что телевидение пытается навязать им определенные взгляды.
Основной проблемой развлекательных передач считается использование в них пошлого юмора.
Библиографический список
1.Альбульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Альбульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
2.Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - с.7-94.
3.Ананьев, Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. -с.91-95.
4.Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. - М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002, 376с.
5.Андриенко, Е.В. Социальная психология /Е.В.Андриенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004.6.Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе /Н.П.Аникеев. - М.: Просвещение, 1999. 319с. 7.Аргайл, М. Психология счастья /М. Аргайл. - М., 1990.
8.Асмолов, А.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.345-384.
9.Балл, Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.
10.Барабанщиков, В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова. // Психологический журнал, 1997,Т.18, № 1, с.3-9
11. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: Психологопедагогическое исследование. - Минск, 1975.-160 с.
12.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /Э.Берн. - М, 1996.
13.Берн, Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.277-294.
14.Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А.Бодалев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
15.Бодалев, А. А. Психология общения /А.А.Бодалев. - М.:Воронеж, 1996.
16.Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. - М.: Педагогика, 1993.
17. Бодалёв А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. - Тарту, 1974.
18.Братусь, Б.С. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени Ломоносова М.В.: Выпуск 1: Сборник научных работ / Б.С.Братусь, В.В.Знаков, В.Ф.Петренко. – М.: Изд-во МГУ,1984.
19.Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов /С.Л.Братченко. - Псков, 1997.- 68 с.
20.Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур.-М.: Смысл, 1997.-С.201-222.
21. Братченко, С.Л. Авторитарный стиль педагогического общения – а что же дальше? /С.Л.Братченко, С.А.Рябченко. – М.,1996, С.83-90.
22.Брушлинский, Л. В. Мышление и общение / Л. В. Брушлинский, В.А.Поликарпов. - Минск, 1990.
23.Буева, Л. П.Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М.: Наука, 1978.
24.Буева, Л.П. Человек, культура, образование в кризисном социуме // Философия образования, 1989, №2.
25.Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике /Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов .– СПб.: Питер Ком, 1999г.
26.Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях /И.П.Волков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1992, 204с. 27.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т /Л. В. Выготский. – М.: Просвещение, 1984.
28.Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношении /Л.Я.Газман. - М.: МГУ, 1987.
29.Гозман, Л.Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной аттаракции: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1980.
30.Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации /И.Н.Горелов. - М., 1980.
31.Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал.-1997.-№ 6.-с.73-83.
32.Грищенко, Ж.М., Поликарпов, В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 94-96
33.Джерелневская, М.А. Установки коммуникативного поведения / М .А. Джерелневская. - М., 200034.Донцов, А.И. Психология коллектива /А.И.Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 168с.
35.Ершова, О.В. Особенности настроения личности в юношеских группах. Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1982.
36.Забиров, М.В. Целостная классификация психотипов и ее возможные соционические соответствия. // Соционика, ментология и психология личности, 1998, № 3, с.34-42
37.Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. - М.: «Логос», 1999 .38.Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия /Т.С.Кабаченко. - М., 2000.
39.Знаков, В.В. Субъектный подход в психологии. Сборник научных трудов / В.В.Знаков, А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко, З.И.Рябинкина. – М.: Институт психологии РАН, 2009.
40.Знаков, В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии /В.В.Знаков. – М., 2005.
41.Кан-Калик, В.А., Ковалёв Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - C.9-17.
42.Ковалев ,Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.
43.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л.Коломинский. - Минск, Изд-во БГУ, 1989. 284с.