Маркетинг инноваций – это концепция управления маркетингом, направленная на удовлетворение потребностей компетентных потребителей – новаторов более эффективными по сравнению с компаниями – конкурентами процессами формирования научно – технических идей, создания, освоения и реализации инновационной продукции [3, с.17].Так же следует выделить цель и задачи маркетинга инноваций. Цель маркетинга инноваций можно определить как разработка и продвижение стратегии инновационной деятельности предприятия, ориентированной на совершенствование его сильных сторон. [4, с. 7]. Исходя из стадии инновационного процесса, выделяют следующие задачи маркетинга:
1. Первый этап (отбор инновационных идей) включает создание «портфеля инновационных идей». Основными направлениями маркетинговых исследований являются изучение уровня предложений и поиск незанятой ниши на инновационном рынке (неудовлетворенного рыночного спроса). Полученные итоги используются в качестве источников идей для создания инноваций.
2. Этап разработки содержит выбор высокоперспективных замыслов и в соответствии с ними разработку новшества (образца). Целью анализа рынка является выявление тенденций для:
– поиска передовых направлений деятельности;
– создания альтернативных направлений. После получения опытного образца осуществляются рыночные испытания («зондаж рынка») для того, чтобы опробовать новый продукт и определить возможные недостатки [6].
3. Этап внедрения характеризуется активной передачей сведений об инновации. Осуществляется деятельность, направленная на изучение предпочтений потребителей, разработки политики цен и эффективных каналов сбыта. На образование цены влияет большое количество причин, включая стратегию маркетинга, которой следует предприятие, и устанавливается либо ценой предложения, либо ценой спроса.
4. Этап роста обуславливается расширение рыночной доли и количества потребителей. Прослеживается быстрое развитие рынка из-за активных инновационных продуктов, продвигаемых предприятиями –конкурентами [5]. Предприятие перестаёт быть монополистом, и чтобы максимизировать доход от исходного продвижения инновации применяется масштабная рекламная кампания.
5. Этап зрелости, как правило, связан со стабильными объёмами продаж, которые совершает переход от выбора потребителей к бренду. Происходит процесс рутинизации инноваций, т. е. преобразование инновации в старый продукт. Основная задача маркетинга – создание и осуществление деятельности по поддержанию доли рынка, которая принадлежит предприятию [1, с.1341].
6. На стадии зрелости неминуемо начинают происходить процессы, ведущие к стадии спада. Неконкурентоспособный продукт требует больших финансовых вложений для удержания его на рынке, поэтому следует своевременно вводить новый, усовершенствованный товар. Данный этап характеризуется необходимостью поиска и подготовки новых идей для инноваций.
К важным принципам маркетинга инноваций относятся:
– стремление к удовлетворению нужд, потребностей и запросов потребителей;
– ориентация на долговременную перспективу;
– ориентация на конечный практический результат [2, с.29].
Рассмотрим маркетинг инноваций на примере Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Миссией университета является эффективное развитие связей с регионом для экономического, технологического и социального развития территорий [8]. НГТУ является лидером среди университетов страны по взаимодействию с реальным сектором экономики. Инновационная деятельность является одним из наиболее важных направлений деятельности университета. Инновационный потенциал университета реализуется в виде проектов/контрактов с индустрией, мероприятий инновационной направленности, проводимых НГТУ, участие студентов и выпускников НГТУ в творческих соревнованиях, связанных с умением использовать полученные знания, прикладных разработках, успешных проектов выпускников НГТУ. Ответственным за инновационную деятельность в НГТУ является проректор по научной работе д.т.н., профессор Алексей Геннадьевич Вострецов.
Продвижением инновационной деятельности университета занимается отдел маркетинга, а также инновационно – технологический центр. Их основные направления деятельности представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Основные направления деятельности отдела маркетинга и инновационно – технического центра НГТУ [8]
Отдел маркетинга |
Инновационно – технологический центр |
маркетинговые исследования |
разработка плана маркетинга |
поиск партнерских контактов и продвижение инноваций |
анализ конкурентов |
выработка рекомендаций по коммерциализации |
организацию продвижения продукта, оказание содействия в организации сбыта производимых товаров и услуг |
разработка дизайн рекламной продукции (и товарного знака) |
разработка презентаций |
изготовление рекламной продукции (рекламные ролики и web-pages проектов и разработок) |
организация и проведение различных мероприятий |
В качестве основных маркетинговых инструментов для продвижения инновационной деятельности НГТУ использует:
1. Инновационный портал. На портале отражены общая информация об инновационной деятельности университета, представлены основные виды и формы инновационной деятельности, установлена обратная связь.
2. Участие в выставках, конференциях, школах–семинарах, организуемых и проводимых администрацией Новосибирской области в части поддержки инновационной деятельности. НГТУ активно принимает участие во всевозможных выставка, в числе которых находятся: «Средства и системы безопасности. Антитеррор.», проводимая в рамках Всесибирского форума безопасности, «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка», проводящаяся под патронажем Торгово – промышленной палаты РФ.
3. Обеспечение коммуникаций с различными целевыми аудиториями в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Flamp).
4. Подготовка и размещение рекламы на внешних ресурсах. Для реализованных инновационных проектов НГТУ разрабатывает баннерную рекламу для размещения на улицах города.
5. Взаимодействие с российскими и зарубежными предприятиями. Партнёрство на сегодняшний день является быстро развивающимся инструментом стратегического маркетинга. НГТУ на сегодняшний день взаимодействует со следующими предприятиями: ООО «Ион+», ООО «Новые технологии», ООО «Плазмотех», ООО «Фотон» и другими.
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная деятельность Новосибирского государственного технического университета является одним из наиболее важных направлений деятельности университета. Вуз обеспечивает инновационный процесс всеми необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.
Список используемых источников
Будрин А.Г., Буруби М.Р., Бурас А. Маркетинг инноваций как направление повышения результативности инновационной деятельности компании. / Будрин А.Г., Буруби М.Р., Бурас А. // Креативная экономика. – 2015. №9(11). – 1327–1342 с.
Гончарова А.В., Курсеева Г.И. Системный и процессный подходы к управлению маркетингом инноваций. / 2. Гончарова А.В., Курсеева Г.И. // Экономический анализ: Теория и практика, 2013. – №39(342) – 26 – 31.
Короткова, Т. Л. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
Шерстобитова Т.И. Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – М: Издательство ПГУ, 2009. – 126 с.
eclib.net [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eclib.net/44/2.html / Сущность, цели и задачи инновационного маркетинга (Дата обращения: 22.12.2017).
k2x2.info [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.k2x2.info/shpargalki/innovacionnyi_menedzhment_shpargalka/p20.php / Маркетинг инноваций: цели и задачи (Дата обращения: 22.12.2017).
nstu.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nstu.ru/ / Новосибирский государственный технический университет (Дата обращения: 22.12.2017).