ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Россия стала технологически продвинутой и инновационной страной. Наверное, так должно было быть, раз президент и премьер, позабыв о модернизации, инновациях и прочих словах водрузили в период предвыборной гонки новое знамя — они строят цифровую экономику.

31 июля была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации. В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно- телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако нормативная среда имеет ряд недостатков, которые барьерами встают на путь формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно- телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности. Огромное число граждан РФ признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень использования персональных компьютеров и сети "Интернет" в России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения.

На сомнительность реализации данной программы (говорилось выше) указывают и заложенные в ней целевые показатели:

— «успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках» при сохранении ориентации на экспорт нефти и газа кажется весьма маловероятным;

— «успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг». В России не работает модель, когда все инновации идут от малого и среднего бизнеса.

— «количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, — 120 тыс. человек в год» выглядит заоблачной цифрой. Сейчас по направлению «информационная безопасность» обучается пять тысяч человек, а по направлению «информатика и вычислительная техника» 36,1 тысяч. То есть для достижения показателя в 120 тысяч необходимо увеличение выпускников в три раза

Можно выделить ряд плюсов. Как например, иметь тот факт, что цифровизация поможет ускорить оптимизацию расходов на ряд отраслей экономики, минимизировав дефицит предоставляемых услуг. Например, сократили число больниц и врачей. И чтобы это так сильно не ударило по пациентам, предлагается телемедицина, когда доктор, начиная со второго приема, может давать советы пациенту по интернету. И время экономит, и расходы на логистику, но численность врачей при этом можно сокращать. Получается, рост безработицы. Аналогичные новации затронут и образовательный сектор. В программе прописано «приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование гибких трудовых отношений, в том числе дистанционных» — а это уже задел под сокращение персонала.

Таким образом мы видим определенные риски и проблемы.

 угроза «цифровому суверенитету» страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире «Цифровой» экономики;

 нарушение частной жизни / потенциальное наблюдение за гражданами;

 снижение уровня безопасности данных;

 уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации;

 повышение уровня сложности бизнес моделей и схем взаимодействия;

 изменение в моделях поведения производителей и потребителей;

 необходимость пересмотра административного и налогового кодексов.

В подобных социально-экономических условиях развитие сфер деятельности необходимо осуществлять с применением информационно- телекоммуникационных технологий на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как ключевой фактор производства, а отрасль информационных технологий должна создавать для этого необходимые платформы и сервисы

Безусловно, направления развития, обозначенные в проекте, очень верные. Действительно, в индустрии существуют такие проблемы, как кадровый голод, «утечка мозгов», отсутствие единой среды, в рамках которой технологические лидеры объединяли бы усилия по созданию новых платформ и пр. Все это важные задачи в масштабах государства

Основные условия внедрения и перспективы развития цифровой экономики в России

Возвращаемся к программе президента упомянутой выше. Для ее реализации необходимо иметь определенные социально-экономические условия. Цифровые технологии изменяют повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам. В настоящее время данные становятся новым активом, причем, главным образом, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей. Давайте рассмотрим основные направления трех официальных обсуждаемых стратегий развития российской экономики на 2017–2035 гг.

Отмечено, что общество находится на таком интеллектуально-техническом уровне, когда техническое моделирование самого себя является вполне выполнимой компьютерно-инженерной задачей.

Цифровая экономика в России, согласно программе, предусматривает пять направлений деятельности:

— нормативное регулирование;

— кадры и образование;

— формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

— информационная инфраструктура;

— информационная безопасность.

Необходимость подготовки кадров для цифровой экономики Технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования.

Также в России создана инфраструктура науки и инноваций, представленная различными институтами развития, технопарками, бизнес- инкубаторами, которую можно и нужно использовать в целях развития цифровой экономики. В 2016 году доля жителей, использующих широкополосный доступ к сети "Интернет", составляла 18,77 процента.

Также стабильно растет рынок "облачных" услуг - примерно на 40 процентов ежегодно. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Также России необходимо достижение значительных успехов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом, обязательным условием является формирование цифровой организации, под которой понимается организация, которая с помощью информационно-коммуникационных технологий выстроила свои внутренние процессы и взаимодействие с клиентом чтобы давать клиентам новый, удобный опыт. Цифровая экономика предусматривает цифровизацию и интеграцию всех бизнес-процессов, происходящих по вертикали и горизонтали любых экономических систем. Все данные об управленческих, производственных, аналитических и других процессах доступны в режиме реального времени. При этом также используются технологии дополненной реальности, а данные оптимизированы под различные платформы1

Благодаря внедрению новых методов сбора и анализа данных у компаний появится возможность получать данные об использовании продуктов и дорабатывать эти продукты в соответствии с новыми требованиями конечных пользователей.

Просмотров работы: 1309