ВЫЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЫЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

Малова И.Ю. 1, Малюк И.И. 1, Алехина А.Л. 1
1ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)— вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми.Другими словами, СЭВ — это реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие рабочих стрессов.

Типы людей, склонных к развитию синдрома эмоционального выгорания:

Первый тип – «педантичный», характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью.

Второй тип - «демонстративный», характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду.

Третий тип – «эмотивный», характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью.

Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:

1. Полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);

2. Видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);

3. Стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);

4. Занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);

5. Количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);

6. Уровнем личностной тревожности;

7. Уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;

8. Межличностными отношениями в коллективе;

9. Типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);

10. Наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);

11. Состоянием климата в семье.

Практикующим врачам и врачам-преподавателям было предложено небольшое тестирование, позволяющее оценить наличие признаков синдрома эмоционального выгорания. В опросе приняли участие две группы врачей, в каждой из которых состоит по 10 человек. В опросе приняти участие врачи различных специальностей: общие хирурги, нейрохирурги, травматологи, терапевты, кардиологи, патологоанатомы, психиатры, эндокринологи, акушеры-гинекологи и т.д.

Вопрос №1 «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?»

Практикующие врачи: полгностьюздоров – 10%, практически здоров – 50%, удовлетворительное- 40%.

Врачи-преподаватели: полностью здоров – 10%, практически здоров – 65%, удовлетворительное – 25%.

Очевидно, сказывается влияние постоянной физической нагрузки на врачей, находящихся в условиях стационара и имеющий постоянный контакт с больными людьми.

Вопрос №2 «Появились ли у Вас хронические заболевания в период трудовой деятельности?»

Практикующие врачи: да – 15%, нет – 85%.

Врачи-преподаватели: да – 55%, нет – 45%.

По данным мы видим, что большее количество хронических заболеваний у преподающих врачей. Это связано с большей умственной нагрузкой и более пассивным образом жизни, что плодотворно влияет на развитие хронических заболеваний.

Вопрос №3 «Есть ли у Вас вредные привычки?»

Практикующие врачи: да – 15%, нет – 85%.

Врачи-преподаватели: да – 35%, нет – 65%.

Среди преподающих врачей много с вредными привычками в виду нестабильного эмоционального фона, связанного не только с издержками врачевательной деятельности, но и с постоянным контактом их со студентами, что также вносит лепту в расшатывание эмоционального фона.

Вопрос №4 «Как Вы оцениваете свой уровень физическая активности?»

Практикующие врачи: низкий – 20%, высокий – 80%.

Врачи-преподаватели: низкий – 40%, высокий – 60%.

Разумеется, преподающие врачи менее активны, так как проводят больше времени за изучением литературы, касаемо самой медицины и методики преподавания, а также они больше проводят времени за составлением документации, ее проверкой. Все это неизбежно делает их жизнь более пассивной.

Вопрос №5 «Сколько часов в среднем Вы отводите на сон?»

Практикующие врачи: менее 6 часов в день – 15%, 6-7 часов вдень – 85%, 8 часов в день – 0%.

Врачи-преподаватели: менее 6 часов в день – 35%, 6-7 часов вдень – 15%, 8 часов в день – 50%.

Эти данные абсолютно оправданны, ибо у практикующих врачей большее количество ночных дежурств, соответственно сну они отводят меньшее количество времени.

Вопрос №6 «Какова продолжительность вашего рабочего дня?»

Практикующие врачи: 8 часов – 35%, более 8 часов – 65%.

Врачи-преподаватели: 8 часов– 15%, более 8 часов – 85%.

У преподающих врачей более плавающий и ненормированный график. Это связано с работой преподавания, так как явление возникновения внеплановых семинарских занятий, отработок и внеучебных мероприятий гораздо больше,соответственно рабочий день нестабилен.

Вопрос №7 «При обнаружении симптомов какого-либо заболевания насколько часто Вы обращаетесь к врачам?»

Практикующие врачи: сразу по обнаружении симптомов – 15%, самолечение – 85%.

Врачи-преподаваетли: сразу по обнаружении симптомов – 15%, самолечение – 85%.

Вполне логичные результаты. Обе стороны тестируемых профессиональны, каждый из врачей способен оказать себе квалифицированную помощь.Ну или же все в равной степени боятся посещать своих коллег.

Таким образом, мы выяснили, что преподающие врачи сильнее подвержены эмоциональному выгоранию, в связи с постоянной работой в сфере образования и стабильным взаимодействием со студентами. Они более пассивны, а также сильнее подвержены приобретению хронических заболеваний, а также их рабочий день не нормирован. Но при этом, они больше шансов для подкрепления своих профессиональных и теоретических навыков. Что же касается практикующих врачей, то здесь картина следующая. Врачи менее эмоционально истощены, имеют меньше хронических заболеваний, но в равной степени с этим, они отводят меньше часов сну и быстрее подвергаются редукции личных достижений.

Список литературы:

1. Мамась А.Н., Косаревская Т.Е. Исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов // Новости хирургии. — 2010. — Т. 18. — № 6. — С. 75—81.

2. Олейникова Н.Д., Терентьев В.П. Здоровье врачей в фокусе эмоционального выгорания // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2014. — № 13. — С. 84—85.

3. Постнов В.В. Синдром профессионального выгорания у врачей психиатров-наркологов // Вестник ОГУ. — 2010. — № 12(118). — С. 184—189.

4. Доника А.Д. Синдром профессионального выгорания как маркер этических проблем современной медицин // Биоэтика. — 2009. — № 1. — С. 28—31.

Просмотров работы: 126