КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА В ЧАСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА В ЧАСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Хуснутдинов А.А. 1, Хациева И.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Как показывает исторический опыт, культурно-досуговая работа всегда являлась важным инструментом реализации культурной политики государства в Вооруженных Силах РФ.

В последние годы значительно изменились духовное содержание и формы культурно-досуговой работы, ее организационно-технические возможности. В современных условиях культурно-досуговая работа располагает большим арсеналом средств эмоционального воздействия, разнообразными формами и методами проведения массовых просветительных, воспитательных и развлекательных мероприятий, широко использует самодеятельное художественное творчество. Вся эта система форм, средств и методов культурно-досуговой работы позволяет формировать у военнослужащих высокие морально-психологические качества защитника Отечества, выявлять, формировать и развивать их познавательные интересы, общественное мнение, коллективные чувства и настроения, удовлетворять потребности в культурном общении, а также мобилизовать воинов на решение задач поддержания боевой готовности, боевой и общественно-государственной подготовки, укрепления воинской дисциплины.

Анализ практического опыта культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах РФ свидетельствует о том, что она стала полнее учитывать духовные и интеллектуальные запросы людей, их культурно-досуговые потребности. Важно и то, что к проведению культурно-досуговых мероприятий стал чаще привлекаться культурно-досуговый актив гарнизонов, соединений, частей и подразделений. Возросло внимание командования и воспитательных структур округов, флотов, объединений, соединений, частей и учреждений к вопросам руководства культурно-досуговой работой. Большой вклад в решение задач культурного обслуживания военнослужащих и членов их семей вносят военные учреждения культуры – Дома офицеров, клубы воинских частей, музеи, библиотеки. Своими средствами они создают условия для культурного досуга людей, выявляют их способности, таланты, дают возможность им развивать свои личностные качества, без чего невозможна успешная служебная деятельность военнослужащих. В то же время в последние годы в культурно-досуговой работе накопилось немало проблем и нерешенных вопросов. Так, нуждается в обновлении материально-техническая база многих военных учреждений культуры. Требуют модернизации технология культурно-досуговой работы, ее технические средства. Укомплектованность воинских частей, учреждений культуры техническими средствами, особенно современными, крайне низка. Остро стоит проблема комплектования военных учреждений культуры высокопрофессиональными кадрами. Учитывая возрастающую роль культуры и накопившиеся проблемы, требующие решения в этой сфере, Президентом Российской Федерации издан приказ от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ». В данном документе сформулирована, по сути, новая концепция культуры и основные направления соответствующей ей государственной культурной политики, реализуемой во всех сферах и структурах государственной деятельности. Конкретные задачи по организации культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры были определены в ряде руководящих документов министра обороны Российской Федерации.

Сущность, задачи и содержание культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сущность понятия «культурно-досуговая работа» раскрывается через категории «досуг» и «культурная деятельность».

Досуг – это время, которое каждый вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Но вместе с тем это время, от характера заполнения которого во многом зависят психологическое состояние человека, его готовность к труду, нравственный и культурный облик. В современной отечественной культурологи досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Функциями досуга являются: рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление сил посредством активного отдыха; развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения, развитие различных видов любительского творчества, обеспечение личностно значимого общения, реализация компенсаторных возможностей свободного время препровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Культурно-досуговая работа в Вооруженных Силах РФ – это: система мероприятий, проводимых командирами, воспитательными структурами и учреждениями культуры Вооруженных Сил по духовной мобилизации военнослужащих на успешное решение задач военной службы, по формированию и развитию у воинов интеллектуально-нравственных качеств надежных защитников Отечества, по приобщению их к духовным ценностям, а также по организации их досуга в целях снятия эмоциональных и физических нагрузок, утверждения здорового образа жизни. Целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий производству, сохранению, распространению и усвоению духовных и материальных ценностей в сфере досуга; комплекс информационных, воспитательных и развлекательных мероприятий по формированию мировоззрения, готовности к успешному решению поставленных задач, удовлетворению культурных потребностей и снятию психической напряженности среди личного состава.

Культурно-досуговая работа является неотъемлемой составной частью воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Поэтому ее цели и задачи должны соответствовать главным задачам работы с личным составом в Вооруженных Силах РФ. Такими задачами следует считать: поддержание моральной готовности и психологической способности военнослужащих к отстаиванию национальных интересов России, обеспечению требуемого уровня национальной и военной безопасности, вооруженной защите Отечества, выполнению боевых (учебно-боевых) и миротворческих задач в любых условиях обстановки; обеспечение осознанного отношения к военной службе, понимания и поддержки личным составом государственных мер по развитию армии и флота, их перевооружению и повышению боеготовности; формирование у военнослужащих необходимых военно-профессиональных и морально-боевых качеств, стремления к совершенствованию личной подготовки и подготовки подчиненных подразделений, воинских частей и соединений. К важнейшим функциями КДР относятся: культурно-воспитательная; военно-массовая; информационно-просветительная; культурно-творческая; функция рациональной организации свободного времени; функция общения во внеслужебной обстановке.

Культурно-досуговой работе присущи свои закономерности и специфические особенности, своеобразные приемы и способы воздействия на человека. Существенное значение для нее, как и для всякой общественно полезной деятельности, имеет система принципов, лежащих в основе ее организации. В этих принципах конкретизируются руководящие, основополагающие идеи, исходные позиции их претворения в жизнь, отражаются социальная сущность и специфика самой культурно-досуговой работы. Определяющим является принцип обусловленности КДР государственной культурной политикой в Вооруженных Силах РФ. Как составная часть морально-психологического обеспечения повседневной и боевой деятельности воинов, КДР призвана способствовать реализации политики государства в области безопасности страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил РФ, процессов духовной жизни военнослужащих и членов их семей. Данный принцип определяет социальную направленность КДР, основные требования к ее содержанию, организации, проведению. Поэтому, организуя любые мероприятия, определяя репертуар художественной самодеятельности или кинорепертуар, создавая наглядную информацию и т. д., необходимо проявлять особую заботу об их содержании, направленности на формирование у личного состава общекультурных и национальных ценностей, высоких нравственных и эстетических критериев и вкусов. Следуя данному принципу, все формы и средства культурно-досуговой работы должны быть, нацелены на воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности боевым и трудовым традициям народов Российской Федерации и ее Вооруженных Сил, пропаганду успехов в сфере экономики, достижений отечественной культуры, постоянную заботу о духовном росте воинов и развитии их творческих способностей.

В основе определения целей, содержания, форм и методов КДР законы, выводы и положения многих наук: педагогики и психологии, этики и эстетики, философии и культурологи, военной науки. Эти науки освещают существенные стороны КДР их выводы определяют ее теоретическую основу, позволяют вести воспитательную работу в массах убедительно, доходчиво, ярко, с высокой действенностью.

Исключительно важную роль в определении содержания, форм и методов КДР имеют положения об этическом и эстетическом идеалах, о путях и средствах воспитания нравственности и художественного вкуса, о развитии художественно-творческих способностей и многие другие проблемы этики и эстетики. Целеустремленность и действенность КДР в Вооруженных Силах, ее научная организация немыслимы без опоры на положения и выводы философии, культурологии и военной науки.

Поскольку КДР базируется на выводах общественных, педагогических, военных и искусствоведческих наук, их глубокое знание является непременным условием научной организации деятельности библиотеки, клуба, Дома офицеров и других учреждений культуры. В научной организации КДР, в повышении ее действенности исключительно важная роль принадлежит методике, которая сложилась на основе обобщения многолетнего практического опыта и творческого применения законов общественных, военных, педагогических и искусствоведческих наук.

Методика культурно-досуговой работы – это система знаний о средствах идейного и эмоционального воздействия, о наиболее целесообразных формах и способах их применения в целях воспитания личного состава, повышения его сознательности, дисциплинированности, бдительности и боеготовности, развития творческих способностей воинов, организации их разумного и увлекательного досуга. Вместе с тем при организации КДР важно понимать и учитывать жизненную необходимость применения названных средств в комплексе, в единой системе одновременного воздействия на человеческую личность. Принцип тесной связи с жизнью выдвигает перед КДР такие требования, как конкретность, оперативность, целеустремленность. Работать конкретно – значит действенно влиять на выполнение планов боевой подготовки, воинское воспитание личного состава, непосредственно участвовать в организации военно-технической пропаганды, конкурсов по военным профессиям, мероприятий, способствующих морально-политической и психологической закалке военнослужащих.

Успех КДР в огромной степени зависит от ее непрерывности и планомерности. Претворять этот принцип в жизнь – значит вести работу постоянно: в часы досуга личного состава и в процессе боевой подготовки, на месте постоянной дислокации части и в полевых условиях. Мероприятия должны носить не случайный, разрозненный характер, а подчиняться единому плану, дополнять друг друга, образуя цельную и заранее продуманную систему воздействия на умы и сердца воинов.

Охватывая культурно-просветительной работой различные категории воинов, необходимо стремиться к удовлетворению интересов, запросов каждой группы, каждого человека. Этого можно достигнуть лишь при глубоком знании и учете специфических особенностей различных категорий и групп военнослужащих, индивидуальных особенностей каждого человека в отдельности, умелом использовании многообразия средств, форм и методов работы, разумном сочетании политического просвещения и воспитания с организацией культурного отдыха.

Наряду с общими мероприятиями, предназначенными для всех категорий, в клубе и Доме офицеров должны проводиться и такие, которые рассчитаны на удовлетворение интересов конкретных групп военнослужащих. И в том и в другом случае следует проявлять особую заботу об уровне и качестве мероприятия. Сказанное необходимо учитывать при подготовке и проведении любого клубного мероприятия.

Творческая инициатива и самодеятельность масс – один из определяющих принципов, на основе которых организуются КДР и общественное руководство ею. Жизнь убедительно подтверждает, что успех и действенность этой работы с наибольшей полнотой проявляются там, где к ее проведению привлечены широкие массы воинов, культурно-досуговый актив, где по-настоящему развиты общественные начала.

Военные учреждения культуры: статус, содержание и организация культурно-досуговой работы.

Организационно-правовой статус Домов офицеров и клубов воинских частей в организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах РФ важную функцию выполняют военные учреждения культуры. Дома офицеров, офицерские клубы и клубы воинских частей предназначены для осуществления культурной деятельности в целях удовлетворения духовных потребностей, воспитания, просвещения и организации культурного досуга военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей. Организационная структура Домов офицеров и офицерских клубов определяется их штатами и утверждается в установленном порядке Генеральным штабом Вооруженных Сил. Руководство Домами офицеров и офицерскими клубами осуществляют заместители соответствующих командиров по работе с личным составом: они направляют их деятельность на успешное решение задач обучения, воспитания, организации культурного досуга военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей; осуществляют подбор кадров Домов офицеров и офицерских клубов; организуют их профессиональную учебу; вырабатывают предложения об улучшении культурной, хозяйственной и финансовой деятельности Домов офицеров и офицерских клубов; обобщают и распространяют передовой опыт.

Непосредственную деятельность Домов офицеров и офицерских клубов организуют начальники Домов офицеров и офицерских клубов. Они отвечают: за результаты их деятельности; состояние дисциплины; профессиональную подготовку подчиненных; сохранность и законное использование имущества и финансовых средств; соблюдение правил технической эксплуатации и пожарной безопасности зданий. Деятельность Домов офицеров и офицерских клубов организуется на основе перспективных и текущих планов, которые разрабатываются с учетом задач обучения и воспитания личного состава воинских частей, их пожеланий и утверждаются заместителями командиров работе с личным составом.

Клубы воинских частей подчиняются командирам (начальникам), в ведении которых они находятся. Они определяют задачи и направляют практическую деятельность клубов воинских частей; систематически проверяют их работу; заботятся об укреплении материально-технической базы, своевременном их финансировании; осуществляют подбор и расстановку кадров. Клубы воинских частей осуществляют культурную деятельность среди военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала своих воинских частей, а также воинских частей и подразделений, не имеющих клубов и прикрепленных для культурного обслуживания к данным воинским частям.

Содержание, формы и методы культурно-досуговой работы военных учреждений культуры Реализация стоящих перед военными учреждениями культуры задач осуществляется комплексно, по ряду направлений. Основными направлениями культурной деятельности Домов офицеров и клубов воинских частей являются: культурно-воспитательная, военно-массовая, информационно-просветительная, культурно-творческая и культурно-досуговая работа. Реализуя эти направления деятельности, военные учреждения культуры:

а) в области культурно-воспитательной работы: ведут систематическое разъяснение государственной политики в области культуры, истории, военных культурных традиций Отечества, норм морали и воинской этики, государственно-патриотической символики и воинских ритуалов; участвуют в воспитании средствами культуры и искусства у военнослужащих качеств гражданина-патриота, чувства любви к Родине и верности воинскому долгу, чести и достоинства, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионализма, надлежащую эксплуатацию и сбережение техники и вооружения; содействуют сплочению воинских коллективов, воспитанию у военнослужащих чувств боевой дружбы, коллективизма, воинского товарищества и братства; проводят работу, направленную на укрепление единства армии и народа, формирование у личного состава воинских частей государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации; содействуют органам местного самоуправления, общественным организациям, образовательным учреждениям, другим организациям и учреждениям в военно-патриотическом воспитании молодежи; осуществляют совместно с женскими общественными организациями работу с членами семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

б) в области военно-массовой работы: принимают участие в разъяснении военнослужащим государственной политики в области военного строительства, безопасности и обороны страны; оказывают средствами культурно-досуговой работы помощь командирам и органам воспитательной работы в организации боевой и общественно-государственной подготовки офицеров и прапорщиков. С этой целью ведут картотеки книг, брошюр и газетно-журнальных публикаций по темам учебного плана; проводят инструктивно-методические занятия с руководителями групп общественно-государственной подготовки по использованию справочно-библиографического аппарата библиотеки в период их подготовки к занятиям и в ходе работы со слушателями; организуют тематические книжные выставки в рамках учебного плана и выступают с обзорами перед слушателями; оказывают содействие в организации экскурсий по историческим и памятным местам в соответствии с учебной программой и темами занятий; осуществляют подбор аудио-, кино- и видеоматериалов, организуют их использование в процессе учебы; способствуют материально-техническому и наглядному обеспечению проводимых занятий; популяризируют лучшие образцы и достижения культуры и искусства по проблемам, изучаемым в процессе общественно-государственной подготовки; участвуют в воинском воспитании и морально-психологическом обеспечении личного состава воинских частей, оказывают ему содействие в успешном выполнении задач военно-профессиональной учебы; участвуют в культурно-досуговом обеспечении тактических учений, морских походов, стрельб и полевых занятий; содействуют спортивным комитетам воинских частей в организации спортивно-массовой работы, популяризации всех видов спорта и туризма;

в) в области информационно-просветительной работы: систематически проводят информационные и культурно-просветительные мероприятия по пропаганде истории и ценностей культуры народов Российской Федерации, лучших произведений современной и классической отечественной и зарубежной литературы и искусства, уделяя особое внимание популяризации герои патриотических произведений; содействуют организации информирования личного состава воинских частей; в военных библиотеках проводят информационную и справочно-библиографическую работу; принимают участие в пропаганде социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний: содействуют военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, членам их семей в культурном самообразовании, приобретении общественно полезных знаний и профессий; предоставляют условия для работы военно-научных обществ.

г) в области культурно-творческой и культурно-досуговой работы: организуют культурное обслуживание и досуг военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей, эффективно используя в этих целях средства культуры и искусства, литературу, кино, радио, телевидение, печать, массовые и индивидуальные формы отдыха; внедряют средствами культурно-досуговой работы в служебную деятельность, труд и быт военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей высокую культуру; создают условия для развития самодеятельного художественного творчества военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей, организуют работу коллективов художественной самодеятельности и принимают участие в проведении смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества; принимают участие в организации выступлений коллективов самодеятельного художественного творчества в региональных и федеральных фестивалях, смотрах, выставках и других культурных программах и мероприятиях; поддерживают деловые связи с органами местного самоуправления, местными учреждениями культуры, творческими союзами, религиозными организациями и другими общественными объединениями в целях привлечения их сил и средств к культурному обслуживанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей, к развитию культурно-шефской работы в войсках. Наряду с осуществлением функции культурной деятельности Дома офицеров и клубы воинских частей выполняют функцию методического центра культурно-досуговой работы, а именно: оказывают методическую помощь командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе в оформлении и организации работы комнат досуга подразделений, в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий с личным составом подразделений; принимают участие в проведении учебно-методических занятий и семинаров с руководителями групп общественно-государственной подготовки, нештатными культорганизаторами и руководителями коллективов самодеятельного художественного творчества подразделений; содействуют обеспечению подразделений техническими средствами воспитания, культурно-досуговым имуществом, настольными играми, музыкальными инструментами, их своевременному ремонту и списанию. Дома офицеров и клубы воинских частей в своей культурной деятельности используют широкий арсенал средств, форм и методов культурно-досуговой работы. Каждое культурно-досуговое мероприятие, как правило, имеет многоцелевой характер и способствует комплексному решению задач культурной деятельности. Основными формами культурно-досуговой работы Домов офицеров и клубов воинских частей являются: концерты и спектакли профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, кино- и видеосеансы, показ и обсуждение новых произведений литературы и искусства, молодежные и семейные вечера отдыха, балы, карнавалы, дискотеки, конкурсы, смотры, выставки и фестивали самодеятельного художественного и прикладного творчества, кино-видеолюбительство, выставки изобразительного искусства, фотографии, филателии и других видов любительского коллекционирования; просмотры военно-учебных, хроникальных кино- и видеофильмов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, деятелями науки, литературы и искусства; экскурсии по местам воинской славы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в музеи, художественные галереи и на выставки; вечера чествования лучших специалистов, занятия в лекториях военных и правовых знаний, выставки технического творчества, вечера боевого содружества, встречи ветеранов-однополчан, мероприятия, связанные с проводами призывников на военную службу и увольнением военнослужащих из рядов Вооруженных Сил; занятия в школах и на курсах подготовки военнослужащих для поступления в учебные заведения, переподготовки военнослужащих, увольняющихся из рядов Вооруженных Сил в запас; занятия в школах, на курсах и в кружках членов семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил по овладению общественно полезными знаниями и профессиями; досуговые формы деятельности залов компьютерных игр, видео- и аудиотек, тира, бильярдной, видео- и музыкальных салонов, выпуск передач местного радио и кабельного телевещания и другие формы организации культурного досуга.

В выполнении задач культурной деятельности клуб активно использует возможности военных библиотек, военных ансамблей песни и пляски, военных драматических театров, военных оркестров, военно-исторических музеев, спортивных и оздоровительных объектов, структур туризма и экскурсий, любительского рыболовства и охоты. Так, библиотеки Домов офицеров и клубов воинских частей, осуществляя массовую работу, организуют беседы и лекции на литературные темы, встречи с авторами книг, читательские конференции и литературные вечера, устные журналы, тематические книжные выставки и выставки новых поступлений, вечера книги, создают литературные кружки, клубы книголюбов и другие любительские объединения, взаимодействуют с государственными, муниципальными и другими библиотеками, писательскими, научными организациями и издательствами в целях использования их возможностей для проведения культурно-шефских мероприятий по пропаганде книги. Кроме того, Дома офицеров и клубы обязаны в установленном законом порядке взаимодействовать с ветеранскими и женскими общественными советами, негосударственными коммерческими благотворительными организациями, центрами социальной поддержки военнослужащих и меценатами, профсоюзными и общественными объединениями, созданными в гарнизонах и воинских частях в соответствии с действующим законодательством, в разработке и реализации культурных программ, организуют клубы по интересам, принимают участие в осуществлении мероприятий военно-патриотического воспитания молодежи, разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, содержание культурной деятельности военных учреждений культуры реализуется по ряду направлений, основными из которых являются культурно-воспитательное, военно-массовое, информационно-просветительное, культурно-творческое и культурно-досуговое. При этом учреждения культуры используют широкий арсенал средств, форм и методов культурно-досуговой работы.

Эффективность работы военных учреждений культуры во многом зависит от состояния их материально-технической базы, хозяйственного содержания и технической эксплуатации зданий, помещений. Основными задачами хозяйственного содержания и технической эксплуатации зданий и помещений военных учреждений культуры являются: организация постоянного надзора за техническим состоянием зданий; поддержание зданий, прилегающей территории и помещений в чистоте и порядке; своевременное проведение текущего и капитального ремонта зданий и помещений; правильная техническая эксплуатация зданий и помещений; инженерно-техническое обеспечение их функционирования (водоснабжение, канализационная система, теплоснабжение, энергоснабжение и др.); обеспечение пожарной безопасности зданий и помещений, находящегося в них оборудования и имущества.

Дома офицеров и офицерские клубы укомплектовываются необходимой материальной базой для осуществления своей культурной деятельности. Проблема размещения и материально-технического обеспечения военных учреждений культуры и тем самым удовлетворения современных культурно-досуговых потребностей и запросов военнослужащих, как уже отмечалось, будет решаться путем строительства культурно-досуговых центров и капитального ремонта имеющихся клубов воинских частей. В домах офицеров и офицерских клубах могут оборудоваться различные функциональные помещения, важнейшими из которых являются: киноконцертный зал с фойе; библиотека с читальным залом; лекционный зал; кабинеты военно-массовой работы; комната воинской славы или военно-исторический музей; методический кабинет культурно-досуговой работы; справочно-информационные центры; гостиные и залы офицерских собраний, воинских и семейных торжеств; кафе или бар; Интернет-кафе; танцевальные, видео- и музыкальные салоны; книжный киоск; комнаты для клубных любительских фотообъединений и курсовой сети; радиоузел; центр кабельного телевидения; бильярдные; прокатный пункт культурно-досугового инвентаря; спортивные, оздоровительные и другие досуговые объекты; художественные и производственные мастерские и другие помещения.

Все помещения Домов офицеров и офицерских клубов должны быть уютными, хорошо меблированными и иметь соответствующее их назначению художественное оформление. Материально-техническое обеспечение Домов офицеров и офицерских клубов, снабжение их типовой мебелью, табельными техническими средствами воспитания, культурно-досуговым имуществом и оборудованием, спортивным инвентарем, автотранспортом, топливом, горючесмазочными материалами осуществляется в установленном порядке соответствующими довольствующими органами. Использование помещений военных учреждений культуры, оборудования, технических средств воспитания для целей, не связанных с их деятельностью, запрещается.

Размещение, оборудование и интерьер учреждения культуры должны соответствовать: функциональному назначению; санитарно-гигиеническим нормам; требованиям пожарной безопасности; эстетическим принципам дизайна, а именно: выбор цвета окраски стен, пола, потолка; использование зеленых насаждений; применение современных материалов; оптимизация освещения помещений; художественное оформление помещений клуба. Важной задачей хозяйственного содержания зданий и помещений военных учреждений культуры является организация систематического надзора за их техническим состоянием. Здание учреждения культуры должно подвергаться различным видам осмотра. Общий осмотр следует проводить планово, как минимум, 2 раза в год (весной и осенью). Частичные осмотры проводятся в случае выявления деформаций и других нарушений в состоянии отдельных помещений. Внеочередные осмотры проводятся в случае стихийных бедствий и других непредвиденных ситуациях (ливни, снегопады, сильные ветры и т. п.). Осмотр проводится комиссией, назначаемой командиром воинской части, о чем составляется акт, в котором отражаются результаты осмотра и предложения об устранении выявленных недостатков. В случае необходимости планируется ремонт клубного здания и его помещений. Капитальный ремонт проводится для выполнения крупных (капитальных) работ по устранению неисправности отдельных элементов или даже частей здания, возникших в результате длительной эксплуатации (замена полов, чердачных перекрытий, кровли, отопительной системы, внутренней перепланировки и др.). Капитальный ремонт здания клуба выполняется специализированными ремонтными организациями на основе заключения с ними договора. Текущий ремонт предполагает покраску, побелку, исправление частичных неисправностей элементов здания в целях предотвращения их дальнейшего разрушения. Текущий ремонт, как правило, выполняется силами специалистов воинской части на основе заявки в службу тыла воинской части. Многие неисправности клубного помещения и оборудования устраняются силами самого клуба с помощью субботников и воскресников, привлечения общественности.

Для поддержания клубного здания и помещений в рабочем состоянии следует осуществлять постоянный надзор за его техническим состоянием, обеспечивать нормальную работу инженерных коммуникаций. Важным элементом хозяйственного содержания зданий и помещений клуба является обеспечение в них чистоты и порядка. Уборка помещений клуба должна производиться ежедневно штатными уборщиками или специально выделенным для этих целей нарядом. Кроме того, целесообразно 1 раз в месяц проводить общую уборку (в библиотеке – санитарный день). В целях поддержания чистоты и порядка в клубных помещениях необходимо иметь урны для мусора, а в местах курения – урны, заполненные водой. У наружного входа в клубное здание должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Важной задачей технической эксплуатации зданий и помещений клуба является обеспечение его пожарной безопасности. Начальники Домов офицеров и клубов обязаны: организовывать выполнение личным составом требований пожарной безопасности и обучение его действиям при тушении пожаров; проверять не реже одного раза в три месяца состояние противопожарной безопасности и проводить учебные пожарные тревоги с практической отработкой планов эвакуации людей из зданий; обеспечивать исправное содержание и безопасность приборов отопления, освещения, электрического оборудования, средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики; следить за выполнением установленных правил пожарной безопасности обслуживающим персоналом, не допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж по соблюдению мер пожарной безопасности; утверждать табели пожарным постам; разрабатывать планы эвакуации зрителей на случай пожара; назначать лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в помещениях и на объектах, а также за эксплуатацию и исправное техническое состояние установок пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения, средств пожаротушения; организовывать проведение инструктажей персонала по пожарной безопасности и ежегодную проверку знаний основных положений соответствующей Инструкции.

Прежде всего важно обеспечить размещение военных учреждений культуры в современных и оборудованных зданиях и помещениях, что позволит создать благоприятные условия для культурно-досуговой работы, полнее удовлетворять культурные запросы военнослужащих. В соответствии со Стратегией развития культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах РФ эта проблема будет решаться путем строительства новых зданий для культурно-досуговых центров, капитального ремонта имеющихся военных учреждений культуры, в первую очередь в отдаленных воинских частях и гарнизонах.

Организация культурно-досуговой работы в подразделении.

Основные требования изложены в Приказе МО РФ от 12.10.16 № 655 «Об организации работы с личным составом в ВС РФ». Приказ МО РФ от 12 мая 2005 г. N 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ» отмечается, что центром воспитательной работы с солдатами (матросами), сержантами (старшинами) должна стать рота (и ей равные подразделения), а с офицерами, прапорщиками (мичманами) – воинская часть, орган военного управления.

Культурно-досуговая работа является составной частью всего комплекса воспитательной работы. Она должна вестись в тесном единстве и согласованности с другими ее направлениями, важнейшими среди которых являются информационно-пропагандистские, индивидуально-психологические, правовые, социально-экономические, морально-этические, спортивно-массовые и иные мероприятия, осуществляемые командирами и их заместителями по воспитательной работе и направленные на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств.

В воинских частях и подразделениях требуется уделить особое внимание коренному улучшению культурно-досуговой работы в отдаленных гарнизонах, районах выполнения личным составом учебных и боевых задач, а также организации отдыха военнослужащих непосредственно в частях и подразделениях. В этих целях необходимо совершенствовать систему культурного обслуживания, спортивную и физкультурно-оздоровительную работу. Подразделения являются местом непосредственной организации культурно-досуговой работы в войсках.

Культурно-досуговая работа, проводимая в подразделениях, должна быть направлена: на выполнение задач боевой готовности и боевой подготовки; образцовое несение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; освоение, грамотную эксплуатацию, образцовое содержание вооружения и военной техники; развитие и совершенствование учебно-материальной базы; улучшение материально-бытового обеспечения личного состава; содержание в образцовом состоянии военных городков, казарм, парков, учебных и других объектов. В связи со сказанным силами и средствами культурно-досуговой работы необходимо: поднимать авторитет мастеров военного дела, классных специалистов, мастерски овладевших способами действий с вооружением и на военной технике; умело применять средства морального стимулирования профессионального роста, добросовестного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы; способствовать вовлечению военнослужащих в рационализаторскую, изобретательскую, культурно-досуговую и спортивную работу. За организацию культурно-досуговой работы в подразделении отвечают командиры, заместители командиров по работе с личным составом, которые доводят ее содержание до исполнителей, разъясняют задачи, пути реализации. Персональную ответственность за организацию культурно-досуговой работы несут командиры подразделений. Они проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам по содержанию, организации и проведению воспитательной (культурно-досуговой) работы, осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию личного состава, подводят итоги воспитательной (культурно-досуговой) работы, ставят задачи заместителям по работе с личным составом по ее совершенствованию. Заместитель командира роты (батальона) по работе с личным составом: изучает духовное состояние и культурные потребности личного состава, докладывает о них командиру и учитывает при проведении культурно-досуговой работы; планирует проведение культурно-досуговых мероприятий для личного состава подразделения; организует досуг военнослужащих в выходные и праздничные дни; оказывает помощь командирам подразделений и взводов в культурно-досуговой деятельности с личным составом; подбирает культурно-досуговый актив и обучает его практике организации культурно-досуговой работы; направляет работу комнаты досуга, проявляет заботу о создании в ней уюта и условий для полноценного отдыха; руководит деятельностью коллективов художественного самодеятельного творчества военнослужащих и спортивных секций; организует работу библиотечек-передвижек, просмотр телевизионных передач и прослушивание радиопередач, использование периодической печати и других средств для удовлетворения культурных потребностей военнослужащих; заботится о полном обеспечении подразделения культурно-досуговым имуществом, обеспечивает его правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт; анализирует результаты проводимой культурно-досуговой работы и вырабатывает предложения по ее совершенствованию.

В соответствии с Приказом МО РФ от 12.10.16 № 655 «Об организации работы с личным составом в ВС РФ» необходимо назначать нештатных культорганизаторов. С нештатными организаторами культурно-досуговой работы в клубе воинской части организуются регулярные занятия, инструктажи. С этой целью офицером по организации досуга – начальником клуба воинской части разрабатывается план, который утверждается заместителем командира части по воспитательной работе. Занятия проводятся 1–2 раза в месяц продолжительностью 1–1,5 часа. В целях улучшения библиотечного обслуживания личного состава подразделений в комнате информирования и досуга целесообразно иметь ротную библиотеку. Ротная библиотека комплектуется книгами и периодическими изданиями из фондов библиотеки воинской части с учетом культурных потребностей воинов и задач боевой и общественно-государственной подготовки. В первую очередь библиотечка комплектуется литературой по общественно-государственной подготовке, истории Отечества и Вооруженных Сил, их боевых традиций, правовым основам воинской службы, а также определенным набором художественной и военной литературы. Для пополнения библиотек могут использоваться такие источники комплектования, как дарение книг военнослужащими, членами семей, спонсорами и меценатами. Библиотека воинской части организует обучение, инструктирование ответственных за ротную библиотеку, при этом особое внимание уделяется вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов, методике и технике индивидуального обслуживания читателей, проведения в подразделении массовых библиотечных мероприятий (обзор книг, литературные вечера и утренники, музыкально-литературные вечера и утренники, читательские конференции и т. д.).

Кроме того, в соответствии с требованиями Приказа МО РФ от 12.10.16 № 655 «Об организации работы с личным составом в ВС РФ» для личного состава, несущего боевое дежурство, а также выполняющего задачи в отрыве от частей и мест базирования кораблей, организуются передвижные библиотеки. Библиотека воинской части организует комплектование передвижной библиотеки подразделений и оформление соответствующих учетных документов (тетрадь учета документов, выданных в передвижную библиотеку). Командиром подразделения – получателем библиотеки-передвижки назначается нештатный библиотекарь. Его инструктаж проводит библиотека. Порядок обслуживания личного состава библиотекой-передвижкой в местах несения военной службы определяется командиром подразделения. Фонды передвижной библиотеки обновляются (частично или полностью) не реже одного раза в два месяца.

В каждом подразделении, с учетом имеющихся возможностей, необходимо создать самодеятельные творческие коллективы, спортивные секции и кружки, систематически проводить литературные и музыкальные вечера, организовывать встречи с ветеранами Вооруженных Сил, деятелями культуры и искусства, концертные выступления профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные и иные досуговые мероприятия. В подразделении широко используется телевидение. Роль телевидения как средства массовой информации постоянно возрастает, телепередачи хорошо воспринимаются всеми категориями военнослужащих, под их воздействием формируется мировоззрение, расширяется культурный кругозор. Именно поэтому в подразделениях тщательно изучаются программы телепередач и планируются просмотры наиболее важных из них с последующим обсуждением или комментарием. Это повышает эффективность воздействия телевидения на военнослужащих, воспитывая у них чувство ответственности, осознание своего предназначения. Важно также в подразделениях планировать регулярную демонстрацию художественных и документальных видеофильмов, ежедневное прослушивание радио и просмотр телепередач типа «Новости дня», «Время» и др. Большое значение в организации культурно-досуговой работы имеет забота командиров подразделений о создании и использовании спортивных и оздоровительных объектов. В этой связи целесообразно в расположении казармы, в общежитиях военнослужащих, проходящих службу по призыву, иметь оборудованные комнаты или уголки для занятия спортом, что будет способствовать развитию у них необходимых физических качеств, поддержанию работоспособности и укреплению здоровья. Кроме этого, военнослужащими подразделений следует полнее использовать спортивные объекты, имеющиеся на территории воинской части: стадион, тренажерные залы и т. п. По согласованию с начальником физической подготовки и спорта командиры подразделений, спорторганизаторы могут использовать эти объекты для проведения своих внутренних спортивных соревнований, спортивных праздников и других мероприятий.

Важно шире использовать возможности ротной стенной печати, средств наглядной агитации в воспитательных целях и с учетом специфики решаемых задач. В подразделениях и воинских частях выпускаются: радиогазеты (в воинских частях, военно-учебных заведениях) – по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю; стенные газеты (в ротах и им равных) – не реже 1 раза в месяц; сатирические и фотогазеты (в ротах и им равных) – по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца; боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) – по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю (в караулах – 2 раза в течение службы). В организации культурно-досуговой работы с личным составом подразделений важно шире использовать возможности и средства культурно-досуговой работы, имеющиеся в клубе воинской части, гарнизонном Доме офицеров. В этой связи необходимо улучшить деятельность военных учреждений культуры, создать все условия для их посещения военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и контракту. С этой целью необходимо принять меры по укреплению материально-технической базы Домов офицеров, клубов, библиотек, музеев, обеспечению их мебелью и необходимой аппаратурой, техникой, музыкальными инструментами и другим имуществом.

Планирование культурно-досуговой работы в подразделении осуществляется на основании приказов и директив министра обороны, решений соответствующих командиров подразделений, исходя из стоящих перед ними задач. Текущее планирование культурно-досуговой работы в подразделениях осуществляется, как правило, отдельным разделом в плане воспитательной работы, а также в еженедельном расписании занятий по боевой и общегосударственной подготовке. В соответствии с Приказом МО РФ от 12.10.16 № 655 «Об организации работы с личным составом в ВС РФ», с различными категориями военнослужащих, членами их семей и гражданским персоналом осуществляется дифференцированно, с учетом культурных запросов, уровня образования, возрастных и иных особенностей. В подразделении составляется план проведения предвыходных и выходных дней (дней отдыха). С этой целью накануне командиру, его заместителю по работе с личным составом совместно с активом следует обсудить планируемые мероприятия с учетом пожеланий личного состава, психолого-физических нагрузок, проводимых мероприятий в масштабах гарнизона, определить возможности участия в них личного состава. Должны учитываться также памятные и знаменательные даты в истории страны, ее Вооруженных Сил, а также мероприятия, проводимые по плану клуба воинской части. Составленный таким образом план культурно-досуговых мероприятий не позднее пятницы представляется на утверждение командиру подразделения. При планировании культурно-досуговой работы в подразделении важно также учитывать мероприятия, проводимые в клубе воинской части. Как правило, они планируются и проводятся в дообеденное время: тематические утренники, викторины, беседы, концерты, спортивные состязания, встречи с артистами, деятелями литературы и искусства, КВН, концерты художественной самодеятельности, репетиции и т. д. В этот же период демонстрируется кинофильм для военнослужащих, заступающих в наряд. В послеобеденное время целесообразно предусматривать наиболее интересные формы досуга именно в подразделении. Кроме этого, в подразделении организуются: прослушивание местной радиогазеты (просмотр передачи гарнизонного телецентра), концертов по заявкам воинов и художественной самодеятельности; просмотр телепередач; шахматно-шашечные турниры; проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния военнослужащих; коллективные посещения военнослужащими местных театров, библиотек, музеев, концертных залов, стадионов и других культурно-зрелищных и спортивных учреждений. Важно подводить итоги проведения выходного дня (с командирами и активом). При этом целесообразно проанализировать качество проведенных мероприятий, роль в этом организаторов, сделать выводы для последующей организации подобных мероприятий в выходные дни.

Итак, подразделения воинской части являются центром непосредственной организации культурно-досуговой работы. Персональную ответственность за ее организацию несут командиры подразделений и их заместители по работе с личным составом. В организации культурно-досуговой работы в подразделении важно опираться на нештатный культурно-досуговый актив, полнее использовать имеющиеся средства.

Организация работы комнаты информирования и досуга Центром культурно-досуговой работы в подразделении является комната (каюта) информирования и досуга. Основные требования к размещению, оборудованию и оформлению комнаты информирования и досуга. В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в ротах, батареях, равных им подразделениях наряду с другими помещениями должны быть предусмотрены комнаты досуга личного состава, которые служат базой проведения культурно-досуговой работы с воинами. При размещении части и подразделений лагерем предусматривается создание палаток для проведения досуга. Они устанавливаются на линии задних рядов палаток рот. Их оборудование, художественное оформление и работа осуществляются применительно к сложившейся практике деятельности комнат досуга с учетом специфики задач, решаемых частью и подразделением. В этих условиях целесообразно использовать портативные переносные комплекты художественного оформления палаток и соответствующие образцы технических средств воспитания.

Основное предназначение таких комнат – обеспечение благоприятных условий для отдыха, психологической разгрузки и общения военнослужащих в свободное от службы время. Здесь же решаются задачи воспитания у солдат, матросов, сержантов, старшин, курсантов военно-учебных заведений качеств надежных защитников Отечества, повышения общеобразовательного и культурного уровня, приобщения к ценностям российской и мировой культуры, самодеятельному творчеству, развития творческих способностей, удовлетворения духовных запросов и интересов. Эти помещения обеспечивают также проведение информационных и воспитательных мероприятий, учебных занятий, собраний и совещаний личного состава, прослушивание радио и просмотра телепередач. На общих собраниях военнослужащих избираются и утверждаются командирами (начальниками) советы комнат (кают) информирования и досуга (3–5 человек). Работа комнат (кают) информирования и досуга планируется, как правило, на месяц.

Перед началом периода обучения в соединениях и воинских частях устраиваются смотры комнат (кают) информирования и досуга. Лучшей комнате (каюте) вручается переходящий вымпел. В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязанность организовывать работу в комнате (каюте) досуга возложены на заместителей командиров рот, равных им подразделений по воспитательной работе. В работе по оформлению комнат информирования и досуга, обучению нештатных организаторов КДР принимает участие начальник клуба. Помощь в наглядно-художественном оформлении комнат (кают) досуга можно получить также у офицера по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля 1 ранга). С учетом предназначения комнат досуга как центров культурно-досуговой работы в подразделениях в них следует иметь: ротную библиотеку; подшивки газет и журналов; телевизор и другие штатные технические средства воспитания; музыкальные инструменты; настольные игры и другое культурно-досуговое имущество; необходимый комплект мебели для отдыха и занятий. В целях повышения комфортности и полноценности отдыха можно проводить дополнительное комплектование и оборудование комнаты.

Так, кроме табельной мебели, в комнате досуга могут быть установлены изготовленные умельцами самодельные столы и столики, стулья, диванчики, шкафчики, различного рода перегородки, стеллажи и полки для книг, грампластинок, аудио- и видеокассет, настольных игр, подставки для теле- и радиоаппаратуры и т. д. Нередко в комнатах досуга можно встретить самодельные декоративные стенки, с помощью которых помещение делится на относительно обособленные участки. Это позволяет хотя бы частично удовлетворить групповые и даже индивидуальные интересы воинов. Такие места, в частности, могут быть предназначены для уголка правовых знаний, чтения газет, журналов, книг, просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания аудио-записей, настольных игр, отдыха и общения воинов (у самовара, камина) и т. д.

Правильно поступают там, где заботятся о создании в комнатах (каютах) досуга такого интерьера, который способствует как физической, так и психологической разгрузке личного состава. Для этого в помещении размещаются аквариумы с живыми рыбками, клетки с птицами или мелкими животными. Стены, межоконные проемы украшаются картинами, эстампами, чеканкой, вышивкой, драпировкой, различными поделками из дерева, металла и других материалов. Все это хорошо дополняют однотонные светлые занавески на окнах в тон окраски стен, что способствует созданию уюта, позволяет обеспечить ровную освещенность в дневное время, дает возможность затемнять помещение при просмотре телепередач, видео- и диафильмов, слайдов. Помимо общего освещения, в комнатах досуга можно использовать бра, торшеры, настольные лампы, подвесные светильники, в том числе и самодельные. Оформление комнаты информирования и досуга должно быть простым с точки зрения выбора изобразительных средств, лаконичным, позволяющим оперативно вносить необходимые изменения, учитывающим специфику учебно-боевой деятельности, жизни и быта подразделений, их реальные возможности (финансовые, материально-технические и т. д.). Практика показывает, что в художественном оформлении комнаты на стендах, панно, планшетах, турникетах желательно различными способами и средствами отразить ряд наиболее важных с точки зрения воспитания воинов тем. В первую очередь речь идет о государственной и военной символике нашей страны: Государственном флаге Российской Федерации, Государственном гербе Российской Федерации, Государственном гимне Российской Федерации, знаменах Вооруженных Сил, вида (рода войск) Вооруженных Сил, военном геральдическом знаке – эмблеме Вооруженных Сил, эмблеме видов и родов войск Вооруженных Сил, боевых знаменах воинских частей (кораблей) и т. п. Изображению государственной символики следует отводить центральное место во всей композиции наглядно-художественного оформления комнаты (каюты) досуга. Изображение государственных и военных символов необходимо воспроизводить в строгом соответствии с положениями законодательных актов России, принятых в декабре 2000 г., федеральными конституционными законами, определившими новую государственную символику Российской Федерации, Федеральным законом «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск», а также Указом Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. о военном геральдическом знаке – эмблеме Вооруженных Сил.

Определенную помощь в вопросах наглядно-художественного отражения государственной и военной символики в оформлении комнат (кают) досуга могут оказать регулярно издаваемые Главным управлением по работе с личным составом комплекты цветных плакатов «Государственная символика Российской Федерации». Второй важной темой художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга является героическая история российского народа и его Вооруженных Сил. Здесь можно предусмотреть размещение материалов о важнейших событиях, связанных с защитой Отечества, днями воинской славы (победными днями) России; кратких данных о выдающихся русских полководцах и флотоводцах, их высказываний о воинском долге и чести, верности боевым традициям армии и флота (для комнат досуга в военно-учебных заведениях – о роли офицеров в армии и на флоте, требованиях к их профессиональным и нравственным качествам). Неплохо, если наглядно-художественными средствами применительно к специфике задач, решаемых подразделением, будут также представлены основные сведения о творцах отечественной военной техники и оружия. В качестве изобразительного материала могут быть применены фотоснимки, репродукции произведений батальной живописи и графики, рисунки самодеятельных художников, макеты образцов вооружения и боевой техники с древнейших времен до наших дней.

Третье направление в художественном оформлении комнаты (каюты) досуга связано с героическим подвигом нашего народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Здесь могут быть отражены важнейшие события минувшей войны, даны краткие сведения о наших выдающихся полководцах, героических подвигах советских воинов, партизан, тружеников тыла и т. д., а также о ветеранах части – участниках войны. Четвертая тема художественного оформления комнаты (каюты) информирования и досуга связана с жизнью подразделения.

Важно доходчиво довести до личного состава задачи подразделения и ход их выполнения, показать лучших воинов, добившихся высоких результатов в службе, боевой учебе, спорте, рационализаторстве, самодеятельном творчестве, отмеченных государственными наградами и другими видами поощрений за высокое мастерство, мужество и доблесть при выполнении воинского долга. Здесь же необходимо отразить ход боевой и общественно-государственной подготовки в подразделении, практическую реализацию задач военной службы, требований по укреплению дисциплины и порядка. Уместно будет показать также боевой путь части (корабля), дать краткую информацию о регионе, где дислоцируется часть. При оформлении комнаты информирования и досуга возможно обращение и к религиозной тематике при условии тактичного отношения к религиозным чувствам военнослужащих разных вероисповеданий. По некоторым темам (правовые основы воинской службы и укрепления воинской дисциплины, военно-политические и военно-технические проблемы, знаменательные даты и события в отечественной и зарубежной науке, культуре, искусстве и т. д.) могут вестись специальные альбомы и папки с материалами периодической печати. При оформлении работ полезно помнить, что многое зависит от удачного, грамотного подбора цветов, учета их сочетаемости. Текст к иллюстративным материалам должен быть предельно кратким, ясным, литературно-образным. Для его написания нужно использовать удобочитаемые шрифты. При этом нужно иметь в виду, что основная идея художественного оформления решается преимущественно изобразительными средствами и лишь дополняется удобочитаемым, кратким и понятно написанным текстом. Для оформительских работ могут использоваться картины и панно, созданные как профессиональными, так и самодеятельными художниками, витражи, плакаты, фотообои, цветные, тонированные и черно-белые фотографии (слайды) и т. д. Имеющиеся на них изображения могут быть дополнены предметным планом, включающим в себя уже упомянутые образцы (макеты) оружия и боевой техники, композиции из живых и искусственных цветов (растений), природных и искусственных камней (цветное стекло или пластмасса). Разумеется, чтобы комната информирования и досуга оправдывала свое предназначение, была любимым местом отдыха воинов, необходимо постоянно поддерживать в ней чистоту, порядок, уют. Однако нельзя допускать, чтобы все это, как нередко еще бывает в ряде подразделений, превращалось в самоцель, из-за чего комнаты досуга большую часть времени находятся на замке. Элементом комнаты информирования и досуга может быть уголок психологической разгрузки. Он предназначен: для психологической разгрузки военнослужащих, особенно после гарнизонной и караульной служб, наряда, обеспечения ночных полетов и т. д.; психологического настроя (мобилизации) военнослужащих с дезадаптационными реакциями на условия военной службы; снятия психологической нагрузки у военнослужащих, состоящих под наблюдением психолога, врача части; психопрофилактической работы с практически здоровым контингентом военнослужащих. Использование специальных психологических (медицинских) методик, проведение психопрофилактической работы разрешается только психологу (врачу части) или специально подготовленному офицеру воспитательных структур. Под комнату психологической разгрузки, как правило, выделяется отдельное помещение, за использование которого отвечает психолог воинской части. При отсутствии такого специалиста уголок психологической разгрузки может оборудоваться как часть комнаты досуга подразделения и использоваться как зона отдыха. Интерьер уголка должен вызывать у военнослужащего положительные эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека. В уголке размещаются несколько мягких кресел (диван), желательно с высокими подголовниками. В ходе работы уголка используются технические аудио-, видеосредства, имеющиеся в подразделении (телевизор, видеомагнитофон и стереомагнитофон с набором видео- и аудиокассет, содержащих записи фильмов, комедий, юмористических программ, функциональной релаксирующей и стимулирующей музыки, природных расслабляющих шумов, диапроектор с экраном и набором слайдов с видами природы), подсветка с регулировкой уровня освещения, вентилятор. В уголке обеспечивается иллюзия большого открытого пространства (широкоформатные фотообои с живописным пейзажем, зеркала). Уголок природы может включать аквариум, различные живые (искусственные) растения, декоративные природные элементы – валуны, стволы деревьев, оригинальной формы корни, ветки и т. д. Для декоративной отделки могут применяться кожзаменитель, дерматин, драпировочная ткань и другие материалы, с помощью которых создается уют, положительно влияющий на настроение человека. Стены целесообразно иметь светло-голубых или светло-зеленых тонов (ассоциации с природой). Пол в уголке желательно иметь мягкий, гармонирующий с окраской стен (например, линолеум на мягкой основе). Использование уголка психологической разгрузки регламентируется соответствующими заместителями командиров по воспитательной работе. Следует еще раз подчеркнуть: комната информирования и досуга лишь тогда выполнит свою роль культурного центра подразделения, когда на фоне радующего глаз интерьера развернется живая, увлекательная работа с людьми, учитывающая их интересы, запросы и настроения. Организация работы совета комнаты информирования и досуга. Исходя из того, что комната (каюта) информирования и досуга является центром культурно-досуговой работы в подразделении, порядок ее функционирования устанавливает соответствующий командир, а непосредственную ответственность за организацию работы несет заместитель командира по работе с личным составом. Успешному решению воспитательных задач, как показывает практика, способствует создание советов комнат (кают) досуга. Такие советы в составе 5–7 человек во главе с председателем избираются на общих собраниях подразделений, как правило, на учебный период (в военно-учебных заведениях–на учебный год). Целесообразно, чтобы в состав такого органа общественности вошли энтузиасты культурно-досуговой работы из числа самодеятельных художников, музыкантов, любителей книг, фотодела, спорта и т. д. Кроме того, для подготовки и проведения отдельных мероприятий, требующих значительных усилий, могут образовываться инициативные группы. Совет комнаты досуга и инициативные группы осуществляют свою деятельность под руководством командира подразделения, его заместителя по работе с личным составом. Совет комнаты (каюты) информирования и досуга: выполняет художественно-декоративное оформление комнаты досуга; оборудует и обеспечивает использование функциональных зон (мест); поддерживает в рабочем состоянии библиотеку подразделения, газеты, журналы, табельные и дополнительные технические средства воспитательной работы, музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество; постоянно совершенствует комнату досуга в целях повышения ее комфортности; следит за чистотой и порядком в комнате информирования и досуга, обеспечивает ее постоянное функционирование по прямому предназначению. Основная задача общественного совета комнаты информирования и досуга – обеспечение разумного отдыха личного состава подразделения в вечернее время, в выходные (праздничные) дни. Совет под руководством командира, его заместителей изучает интересы и запросы личного состава, планирует, организует и проводит разнообразные мероприятия информационно-воспитательной, культурно-художественной и спортивной работы согласно ротному распорядку дня. В установленные часы члены совета несут дежурство в комнате досуга, следят за порядком и вместе с другими активистами организуют диспуты, викторины, выступления художественной самодеятельности, различные игры, спортивные и другие мероприятия. Между членами совета распределяются обязанности, которые охватывают вопросы оформления комнаты, организации работы кружка художественной самодеятельности, спортивных секций, библиотечки-передвижки, ведения подшивки газет и др. Советом составляется ежемесячный план работы. Важную роль в работе комнат досуга имеет грамотное, продуманное ее планирование. Оно осуществляется, как правило, на месяц и на неделю, при этом особое внимание уделяется организации и проведению культурно-досуговых мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни. План составляется советом комнаты (каюты), утверждается заместителем командира по работе с личным составом и вывешивается на видном месте. В плане отражается содержание намеченных мероприятий, дни и часы их проведения, лица, ответственные за организацию (с точным указанием, кто какую работу должен выполнить). Среди форм культурно-досуговой работы, активно используемых в деятельности комнат досуга, можно назвать такие, как встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, деятелями науки, культуры и искусства, представителями местной администрации, правоохранительных органов, религиозных конфессий; тематические мероприятия, посвященные дням воинской славы (победным дням) России, другим памятным датам отечественной истории, важным событиям в жизни воинов (принятие военной присяги, вручение оружия, подведение итогов выполнения учебно-боевых задач, чествование лучших воинов и подразделений (взводов, отделений, расчетов, экипажей), поздравление солдат, матросов, сержантов и старшин с днем рождения и т. д.). При составлении плана учитываются наиболее важные события, в которых предстоит участвовать подразделению (тактические занятия, выезд в учебный центр, боевые стрельбы, несение караульной службы, дальний поход, встреча нового пополнения и т. д.); международные и внутренние события; интерес воинов к науке, литературе, искусству, спорту.

При выезде подразделения в учебный центр план совета комнаты досуга может предусматривать тематические вечера, посвященные важным датам и событиям, лекции, доклады, беседы, пропаганду опыта передовых воинов, технические викторины, концерты художественной самодеятельности, вечера вопросов и ответов, обсуждение книг и кинофильмов, спортивно-массовые и другие мероприятия. Если личный состав находится на зимних квартирах, кроме перечисленных выше мероприятий, могут планироваться вечера техники, встречи с шефами, культпоходы в театр, музей, коллективное прослушивание радио, просмотр и обсуждение телепередач и т. д. Разумеется, в каждом подразделении в зависимости от характера выполняемых задач и условий дислокации содержание работы комнаты (каюты) информирования и досуга не одинаково, но суть ее остается неизменной: оказание помощи командиру в проведении воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня воинов, успешное решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины, повышение боеготовности. Важно, чтобы каждое мероприятие, предусмотренное планом, имело определенное познавательное и воспитательное значение, приносило пользу воинам, способствовало успехам в учебе и содержательному проведению досуга. В комнате (каюте) информирования и досуга желательно иметь достаточное количество различных настольных игр, в том числе изготовленных самостоятельно. Это позволит организовать соревнование между воинами и таким образом разнообразить их досуг. Если предоставляется возможность, в комнате информирования и досуга устанавливаются малый или настольный бильярд, столик для армрестлинга и др. Комната информирования и досуга может сыграть заметную роль в привитии воинам любви к книге, интереса к чтению. С этой целью организуются выступления библиотечных работников, активных читателей, читательские конференции и литературные вечера (утренники), выставки новинок художественной, военно-технической и научно-популярной литературы. В планах работы комнаты (каюты) досуга целесообразно также отводить время для занятий самодеятельным творчеством, кружков и объединений по интересам. Важно, чтобы личный состав получил возможность хорошо отдохнуть, найти занятие по душе. В комнате информирования и досуга, особенно если часть (корабль) находится в крупном населенном пункте, желательно иметь информацию о том, где лучше всего побывать военнослужащему, находясь в увольнении, какие памятники истории и культуры увидеть. Работа комнат (кают) информирования и досуга не должна быть заорганизованной. В ней следует всесторонне учитывать специфику местных условий и традиций, пожелания и запросы личного состава, реальные возможности и т. д. Свое предназначение опорного пункта культурно-досуговой работы комната (каюта) информирования и досуга выполняет эффективно, если к организации мероприятий в ней подходить не формально, а с инициативой, творчеством, настойчивостью, с постоянным поиском новых, нестандартных решений.

Таким образом, в организации культурно-досуговой работы в подразделении воинской части важная роль принадлежит комнате информирования и досуга. По сути, она является ее центром. Основное предназначение таких комнат – обеспечение благоприятных условий для полноценного отдыха, психологической разгрузки и общения военнослужащих в свободное от службы время.

Заключение.

Культурно-досуговая работа в Вооруженных Силах РФ представляет собой систему мероприятий, проводимых во всех видах боевой и повседневной деятельности войск, по организации воспитания и досуга личного состава средствами культуры. Она располагает разнообразными силами и средствами, умелое использование которых способствует формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, поддержанию на должном уровне их духовно-эмоционального состояния, мобилизации на успешное решение боевых задач.

Основными целями КДР в Вооруженных Силах РФ являются: постоянное и всестороннее наращивание духовного и эмоционального состояния военнослужащих; обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом боевой обстановки; воспитание у военнослужащих верности воинскому долгу и отечественным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах; снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава; культурно-художественное обслуживание войск; поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки. В современных условиях возрастает роль морально-психологического фактора в войне. Это требует новых усилий государства и его военной организации, необходимых для наращивания потенциала КДР в Вооруженных Силах РФ. В этой связи крайне важно и дальше укреплять организационную структуру КДР обновлять ее формы, методы и средства, решать задачи по техническому перевооружению КДР, строительству и оборудованию зданий военных учреждений культуры в соответствии с возросшими культурными потребностями военнослужащих и членов их семей. Особое значение для повышения эффективности КДР будет иметь решение задачи повышения уровня профессиональной подготовки кадров в области организации культурно-досуговой работы.

Список использованной литературы.

  1. Приказ МО РФ от 12.10.16 № 655 «Об организации работы с личным составом в ВС РФ».

  2. Приказ МО РФ от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».

  3. Военная педагогика: учебник для ВУЗов / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008 г.

  4. Психология и педагогика . Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2007 г.

  5. Проблемы воспитательной работы в подразделениях МТО: Учеб. пособие / Г.М. Ганчар, В.Я. Ефремов, С.В. Постников, И.А. Хациева, А.В. Шестериков, Е.В. Шориков; Под ред. канд. техн. наук, профессора генерал-майора М.М. Горбунова. – Вольск: Типография ВВИТ, 2011 г.

  6. Алехин И.А. и др. Психология и педагогика. эл. учебник. – М:ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2016 г.

  7. Шестериков А.В., Хациева И.А. Психология и педагогика. эл. учеб. пособие. – Вольск: ВВИМО. 2016 г.

Просмотров работы: 6858