Не секрет, что для большинства российских организаций основной проблемой является проблема ограниченности ресурсов, для руководства таких предприятий особо актуальны вопросы, связанные с эффективным управлением потенциала организации. Безусловно, переход от плановой экономике к рыночной кардинально изменил подход к использованию различного рода ресурсов. Если в плановой экономике основным направлением роста было накопление ресурсов, то в рыночной экономике основной задачей стало повышение полезности ресурсов. [2, с. 184] Исходя из этого, руководство стало по-новому оценивать потенциал своих предприятий, появилась необходимость поимка иных возможностей использования существующих ресурсов. Стало понятно, что увеличение полезности от использования ресурсов предприятия напрямую связно с повышением эффективности производства, что позволяет обеспечить развитие предприятия и увеличить конкурентоспособность.
В течение последних двух десятилетий появилось достаточно много работ за рубежом и в России по потенциалу организаций. Большинство авторов рассматривает потенциал как комплекс ресурсов и их эффективного использования. В то же время, несмотря на то, что термин потенциал используется достаточно широко не только в управлении, но и в экономике, сущность потенциала организации как фактора, обеспечивающего существование и функционирование социально-экономических систем, до сих пор нераскрыто. Не исследованы и причины, влияющие на изменение потенциала и его роль в процессе жизнедеятельности организации. [4]
Слово «потенциал» известно давно и широко используется в повседневной жизни. Вот несколько вариантов значения этого слова.
Таблица 1 - значение слова «потенциал»
Значение термина |
Источник |
Потенциал - (potential - сила) - скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях |
Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. - M: Рус. яз., 1993. - 740 с. |
Потенциал - совокупность средств, возможностей в какой-нибудь области |
Лопатш В. А, Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь / Изд. 7-е, испр. и доп. - M.: Рус. яз., 2001. - 882 с. |
Потенциал - степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей |
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Изд. 4-е, доп. - M.: Азбуковник, 1999. - 944 с. |
Потенциал - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области |
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. M. Прохоров / Изд. 4-е. - M.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с. |
Но че четко сложившегося определения «потенциал организации» в экономике пока нет. На сегодняшний день под потенциалом организации принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные и непроизводственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. [1, с. 54]
Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.
Ограниченные ресурсы ставят свои пределы только тогда, когда предстоит делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, этих ресурсов, а именно их и нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если потребность в нем уменьшается или если научиться его использовать с большей эффективностью. Из этого вытекает, что развиваться должны прежде всего сами люди — основной потенциал любой системы. Чем больше развита личность или система, тем меньше они ограничены ресурсами, тем выше их совокупный потенциал. Ограничение роста потенциала предприятия (фирмы) обычно заложено в их окружении, но главные ограничения их долгосрочного экономического развития содержатся в них самих. Если выразиться иначе, то главные пределы роста экзогенные, или внешние, лежат вне системы, а главные пределы развития — эндогенные, или внутренние, заложены в ней самой. [3, с. 187]
Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.
Список использованных источников
Александрова А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: Пер. с англ. / Под ред. В.Б. Колганова. -- СПб.: Питер, 2007. – 285 с.
http://www.iteam.ru [ Электронный ресурс] - Электронный портал «Все об управлении компанией» (дата обращения 19.12.2017)