Безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.
К основным объектам безопасности относятся:
- личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность
Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с кризисными явлениями конца XX - начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.
Актуальность исследования определяется ещё и той опасностью, которую таят в себе скрытые и явные очаги напряженности в разных точках земного шара. Рост политического насилия, агрессивного национализма, международной организованной преступности требуют незамедлительного ответа на все эти вызовы, подрывающие национальную безопасность государства. Необходимость решения этих задач приобретает также особую актуальность в условиях всё большего распространения новейших видов оружия, включая оружие массового поражения, серьёзных экономических проблем общества, кризисных явлений в экономике, снижение социального уровня жизни отдельных слоёв населения.
Объект исследования – национальная безопасность России.
Предмет исследования - основные закономерности возникновения, формирования и развития отношений в сфере правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Методы исследования – общенаучные и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности по правовому обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Исходя из научной и политической значимости избранной проблемы поставлена цель исследования, которая заключается в выявлении сущности национальной безопасности России и изучении пути её укрепления.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- проанализировать понятие национальной безопасности;
- изучить основные составляющие национальной безопасности;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплине: «Политология. Социология», «Философия», «История». Данная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.
Сущность и содержание национальной безопасности страны
Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. [1]
В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида:
Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.
Внешние угрозына первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.
При выработке стратегии поведения власть стоит перед альтернативой – либо не признавать наличия оппозиции и переоценивать единство целей и основных социальных сил общества, либо признать оппозицию, но считать ее деструктивной силой и загнать вглубь, не принимать ее точку зрения, аргументы в общественном развитии и, наконец, можно признать оппозицию как равноправную силу и использовать ее в экономическом и социальном развитии. Самое сложное – использовать оппозицию как одну из социальных движущих сил развития.
Как показывает опыт, оппозиция может быть неконструктивной и даже саморазрушающей. Так произошло в СССР в период перестройки, когда оппозиционное движение вначале развивалось в рамках социалистического выбора, сохранения целостности социалистического государства, а затем перешагнуло через эти ценности и пошло по пути разрушения системы без определения четких целей развития.
Из-за нарастания внутренних противоречий, неспособности руководства страны принимать эффективные решения внутренние угрозы имели тенденцию к нарастанию.
Проведенные в 1993–1994 гг. исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Позднее выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.
Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ.
Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.
В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.
В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
Ниже приведены наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние несколько лет.
1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов в прежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиции с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.
2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд. долл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд. долл., в 2004 г. – 16,3 млрд. долл., в 2005 г. – предположительно 18,9, в 2007 г. – 14,9 млрд. долл.
3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиции – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. – до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.
4. Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48 –52% в 1994 – 1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. – 43, в 2003 г. – 44%.
5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992 – 2000 гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд. долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд. долл. в год.
Отличительная особенность последних лет – сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на динамику снижения цен.
Одна из самых опасных неожиданностей – возможные резкие изменения курса рубля. Причем очень чувствительны и разрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля из-за двойственного характера нашей денежной системы, базирующейся на отечественной и иностранной валюте. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, ведущих корпораций, в сбережениях населения резкие колебания курса рубля способны вновь взорвать систему цен и доходов, функционирование финансовой и банковской систем.
В конце 2003 г. падение курса рубля сменилось его повышением, т.е. ревальвацией, что связано с существенным изменением конъюнктуры мировых валют, повышением курса евро и снижением курса доллара. Другой фактор ревальвации рубля – рост предложения на рынке долларов в связи с существенным увеличением экспорта российской нефти. Резкая ревальвация рубля нежелательна, поскольку она подрывает устойчивость валютного рынка, ставит в невыгодное положение партнеров, заключивших долгосрочные договоры в долларах. Она может породить эффект ажиотажного спроса на рубли и евро.
Все перечисленные угрозы в 2001 – 2005 гг. не привели к системному кризису, что связано с очень выгодной для России мировой конъюнктурой цен на энергоносители. В ближайшие годы, указанные угрозы будут продолжать действовать, хотя влияние одних снизится (например, возможно усиление инвестиционной активности), а других – износ основных фондов и угрозы нарастания техногенных катастроф – усилится. По-прежнему над страной будет нависать угроза срывов графика выплат по внешнему долгу в случае неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители. При сокращении внешнего государственного долга будет происходить нарастание корпоративного долга путем кредитных заимствований у иностранных банков, а также увеличение внутреннего долга из-за выпуска новых видов государственных ценных бумаг (ГЦБ). Немало сложностей и опасностей возникнет в развитии банковской системы в связи с ужесточением контроля Центральным банком РФ (ЦБ РФ), переходом на новые базовые стандарты, страхованием вкладов, возможным усилением концентрации банковского капитала и банкротством коммерческих банков.
Для России характерны такжеугрозы национальной безопасности.
Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества приобретают особое значение и выдвигают на первый план ряд угроз национальной безопасности страны.
Одна из таких угроз — кризисное состояние экономики. Оно проявляется через резкое сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, расстройство платежно-денежной системы, сужение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования и предметов потребления, что может привести к завоеванию иностранными фирмами внутреннего рынка России.
Негативные проявления этих угроз характеризуются нарастанием вывоза за пределы России валютных запасов и капиталов, стратегически важных видов сырья, нерациональной структурой импорта, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта. При крайне неэффективном либо криминальном использовании хозяйствующими субъектами собственной прибыли расширяется процесс утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России, нарастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной, телекоммуникационной и другой высокотехнологичной техники.
Все это приводит к зависимости процесса воспроизводства и потребления от действий иностранных государств и их сообществ, потере Россией своей экономической, а, следовательно, и политической самостоятельности.
Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате передовых позиций России в мире и снижению качества исследований на стратегически важных для страны направлениях научно-технического прогресса, к деградации наукоемких производств, снижению технического уровня материального производства и примитивизации производственных технологий, росту вероятности техногенных катастроф. Становится труднодостижимой кардинальная модернизация национальной технологической базы, а значит, усугубляется технологическая зависимость России от ведущих стран Запада, что подрывает оборонный потенциал государства.
Особую угрозу представляет низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.
Угроза национальной безопасности в социальной сфере состоит в повышении уровня бедности и имущественной дифференциации населения, бесконтрольном расслоении общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан, нарастание социальной напряженности.
Проводимая государством политика, направленная на минимизацию наиболее опасных последствий кризиса и реагирования на чрезвычайные ситуации в социальной сфере, не позволила запустить один из важнейших механизмов экономического роста — стабилизацию уровня жизни. Не выработана общенациональная социальная программа. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авто-ритарно-тоталитарного политического режима.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознавать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств.
Ослабление государственного надзора, отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные тенденции субъектов Российской Федерации и ведут к сохранению угрозы национализма, национального и регионального сепаратизма.
Этноэгоизм и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, усиливают национальный сепаратизм, создают благодатную почву для возникновения национальных конфликтов. Это не только усиливает политическую нестабильность, но и ослабляет единое экономическое пространство и его важнейшие составляющие: производственно-технологические, транспортные связи, финансово-банковскую, кредитную, налоговую системы.
К числу факторов, усугубляющих эту угрозу, относятся массовая миграция на территорию России представителей этнических групп сопредельных стран и формирование новых национальных общин, регрессивный и деклассирующий характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов, сокращение внутреннего потребления и углубление социально-экономического расслоения общества.
Составляющими факторами этих угроз являются последствия распада СССР на искусственные национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как внутри России, так и в новых государствах Содружества, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве. Наблюдается и сознательное вмешательство зарубежных государств и международных организаций в национальную жизнь народов России, ослабление системообразующей функции русского языка – одной из опор российской государственности.
Все более опасным фактором, размывающим устои российской государственности, становится неуправляемый процесс принятия нормативно-правовых актов субъектами Федерации, противоречащих Конституции России и отдельным положениям разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.
По степени воздействия на безопасность Российской Федерации угроза криминализации общества и хозяйственной деятельности приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной, иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие наступательной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества – все это объективные факторы развития преступности.
Последствия этой угрозы проявляются через ослабление правового контроля ситуаций в стране, в отдельных регионах, сращивание криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновение организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.
За счет масштабного, быстротечного и зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за политическую власть на основе групповых, политико-идеологических, этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Учитывая недостаточную эффективность правоохранительных структур и спецслужб, слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров, способных осуществлять оперативную и боевую деятельность, эта угроза по степени воздействия на общество приобретает особое значение.
Особую тревогу вызывает угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства, наиболее явно проявляются через кризисное состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения.
Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни человека, снижение уровня здоровья нации, деформация ее демографического и социального состава и разрушение генофонда России, подрыв трудовой основы развития производства и формирования дееспособной армии, ослабление главного элемента общества – семьи.
По степени воздействия на жизнь общества, развитие демократических процессов в государстве на одно из первых мест выдвигается угроза деградации нравственного, духовного и творческого потенциала общества. В стране расширяется процесс распространения глубоко чуждых национальной культуре народов России ценностей, идет свертывание и стагнация отечественной культуры, наблюдается невостребованность духовного наследия России.
Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.
Угрозы интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии.
Угроза возникновения или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.
С учетом глубокого изменения характера отношений между Российской Федерацией и США, КНР и другими ведущими державами, угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримый период практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в военно-политической сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.
Серьезная угроза – распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности.
Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.
Превращение НАТО в доминирующую военно-политическую силу в Европе – угроза нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.
Технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей по применению «критических» технологий создания вооружений и военной техники новых поколений может привести к развертыванию качественно нового этапа гонки вооружений и созданию вблизи государственной границы Российской Федерации потенциала внезапного удара по ее экономическим центрам и военной инфраструктуре.
Угрозы безопасности Российской Федерации в собственно военной сфере кроются в незавершенности реформирования военной организации страны, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической сфере, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству.
Это проявляется в обострении социальных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом – снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации.
Нарастает и расширяется угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся государственные органы власти и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия внешнеполитическому курсу России, подрыв экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация ее внутриполитической обстановки.
В целом комплексная оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
Основные внешние, внутренние, трансграничные угрозы.
Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах
Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:
1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
9. международный терроризм;
10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.
13. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:
1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;
2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;
3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;
5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;
6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;
7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;
8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;
10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.
Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.
Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.
Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14 л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе – 8 л.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
Деятельность международных террористических организаций.
Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.
Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.
Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.
Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома
Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этнонациональной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.
Угрозы национальной экономической безопасности.
Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях - изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее - семейные бюджеты (домашние хозяйства - по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня. Таким образом, экономические угрозы - это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями. Однако коренные причины возникновения экономических угроз обычно кроются не в самой экономике, а в других сферах
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России:
1. Дезорганизация национальной экономики - вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).
2. Экономическая блокада, или "мягкое эмбарго" (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).
3. Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания "красную" черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.
4. Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.
5. Угроза криминализации общества - утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью.
По некоторым оценкам, криминальными группировками в той или иной форме контролируется 20-30 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти.
Механизм обеспечения национальной безопасности
Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации
При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации
Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя:
Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;
службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;
пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;
органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.
Заключение.
Национальная безопасность - это важнейшее условие эффективного функционирования всех институтов общества. Основными слагаемыми безопасности нации являются: экономическая, политическая, экологическая, духовная, социальная и военная безопасность. Для будущих офицеров наибольший интерес и значимость приобретает военная составляющая.
Определяющими условиями повышения эффективности военной безопасности являются: профессионализм, ответственность, организаторские способности политической и военной элиты; высокая легитимность государства, его политики в области национальной безопасности; согласованность усилий всех ветвей, различных военно-силовых структур. Вместе с тем предполагается и чёткое разграничение их функций.
Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.
В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо "горячих" войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.
Система международной безопасности, созданная после окончания Второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.
В настоящее время субъектам военной безопасности России приходится решать задачи по её обеспечению в крайне неблагоприятных условиях: ухудшения геостратегического положения страны; острых кризисных процессов во всех сферах общественной жизни; появления новых грозных опасностей для личности, общества и государства.
В такой обстановке особое значение приобретает преодоление кризиса в стране и модернизация всех компонентов механизма обеспечения военной безопасности. На передний план выдвигается осуществление военной реформы, укрепление морального потенциала Вооруженных Сил.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации - Москва: Проспект, 2011.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Военная доктрина Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации25 декабря 2014года.
4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
7. Федеральный закон Российской федерации от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне».
8. Белых В.С. Проблемы национальной экономической безопасности России «внутренние и внешние факторы» Бизнес, менеджмент и право Научно практический экономико-правовой журнал №2 2007.
9. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004.
10. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке. М.: Юридический институт МИИТа, 2002.
11. Кошелев А.Н. Национальная экономика. М., 2008.
12. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. М., 2005.
13. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.