Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновация (от англ. Innovation-нововведение, новый) - это изменение внутри системы. Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике.
Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». В педагогической интерпретации инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Большое внимание инновациям и существенный вклад в разработку педагогической инноватики внесли такие ученные, как: М.В. Кларин [2], В.И. Загвязинский [3], С.Д. Поляков [6], В.М. Полонский [5], Н.Р. Юсуфбекова [9] и другие.
Инновационные процессы направлены на формирование конкурентоспособной, профессионально и проблемно ориентированной личности. Будущему специалисту необходимо осознавать свою личную и социальную ответственность, ставить цели и видеть пути их достижения, понимать тактику и стратегию на пути к цели, адекватно воспринимать как свободу, так и риск, владеть приемами «мозгового штурма», управлять эмоциями, концентрировать внимание.
Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования [7].
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность и способность личности к реализации собственной индивидуальности.
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационные технологии [8].
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся взаимодействовать с другом и другими людьми, критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
Все технологии инновационного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационной технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе [5].
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. Основная идея учебного сотрудничества заключается в объединении интеллектуальных усилий для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Проводится в форме диалогического общения его участников.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы.
Деловая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения. В процессе игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его будущей профессиональной деятельности.
В современном процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. А.И. Адамский утверждал, что «только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения» [1]. Таким образом, традиционные и инновационные методы обучения должны находиться в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Используемая литература
Адамский, А.И. Эпоха новых результатов. Журнал «Директор школы», 2015, №7, 87-90 с.
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 2013. – 180 с
Основы социальной педагогики : учебное пособие / В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.П. Строков, П.И. Пидкасистый. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
Полонский, В. М. Чем больше, тем лучше? (к оценке результатов научной деятельности) / В. М. Полонский // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 35-39.
Полонский, В. М. Инновации в образовании [Текст]: (методол. анализ)/
В. М. Полонский // ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ.- М.: [б. и.],
2014.- N 2.- C.4-14.
Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С. Д. Поляков – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 176 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. –М.: Современное слово, 2011. – 928 с.
Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. –М., 1991. – 231 с.