Одной из важнейших проблем офтальмологии являются аномалии рефракции у детей. Выявлению и лечению заболеваний глаз, зрительной системы в детском и подростковом возрасте по праву уделяется повышенное внимание. Проведение комплекса мероприятий при лечении заболеваний глаз у детей чрезвычайно важно проводить в максимально ранние сроки, учитывая сопутствующую общесоматическую патологию. Незавершенность дифференцировки нервных элементов и высокая пластичность нейронов в детском возрасте дают возможность в более короткие сроки и более значимо улучшить зрение, нежели при лечении взрослых пациентов [3].
Как в нашей стране, так и за рубежом основной причиной низкого зрения является миопия (близорукость) высокой степени с патологией сетчатки и зрительного нерва [4]. Можно выделить множество причин развития близорукости, но основными из них являются, прежде всего, генетическая предрасположенность. Также среди причин близорукости можно выделить неблагоприятные условия для глаз: перенапряжение, чрезмерная нагрузка, длительная работа за компьютером, чтение в транспорте, в темноте, плохое освещение рабочего места.
Причинами могут послужить снижение иммунитета, ослабление организма в результате заболеваний, черепно-мозговые травмы, перенесенные инфекционные заболевания. Оказать влияние на развитие близорукости может также неправильное питание, изменения на гормональном уровне, слабость аккомодации, приводящая к растяжению глазного яблока [5].
Следует отметить, что наряду с миопией серьезную социальную проблему в связи с растущими визуальными требованиями все более механизированного общества представляет собой амблиопия. Это моно- или бинокулярное снижение зрительных функций без видимых органических поражений зрительного анализатора, которое возникло в результате ограничения сенсорного опыта (депривации) в период развития зрительной системы. По данным зарубежных авторов, частота ее распространенности среди населения в целом составляет 2,0–2,5 %, среди детей школьного и дошкольного возраста – 0,5–3,5 %. [6].
Кроме того, актуальной проблемой детской офтальмологии является косоглазие является, которым страдает 1,5–2 % детей. Косоглазие сопровождается расстройством монокулярных и бинокулярных функций, что затрудняет зрительную деятельность.
Одним из современных методов лечения миопии и амблиопии, косоглазия является метод видеокомпьютерной коррекции зрения. Использование интерактивных компьютерных программ позволяет восстановить бинокулярное зрение, эта методика признана эффективной и широко используется в клинической практике. Наибольшую эффективность методика показывает при комбинировании с различными физиотерапевтическими воздействиями [7].
Методы основаны на современных представлениях о работе различных каналов передачи информации в зрительной системе на разных ее уровнях. Они реализованы в виде компьютерных программ, игр, которые адаптируются к степени снижения зрительных функций пациента и сочетают в себе избирательную стимуляцию с комплексным воздействием и неспецифической активацией пораженных подсистем.
В клинической практике для восстановления и развития зрительных функций, контроля за проводимым лечением широко используется комплекс компьютерных программ «Окулист», который включает в себя следующие программы, разработанные и запатентованные разными авторами, и сформированные в один комплекс компанией «Астроинформ СПЕ»: визометрия – «Визус»; ахроматическая и хроматическая визоконтрастометрия – «Зебра»; пространственно-частотная стереовизометрия – «Стереопсис»; лечение амблиопии - игры «Тир», «Погоня», «Крестики», «Паучок»; восстановление бинокулярного зрения – «eYe», «Контур»; тренировка аккомодации – «Relax!» [8].
Перечисленные программы для восстановления зрительных функций при амблиопии используют локальные объекты либо на пустом черном фоне (игры «Тир», «Погоня» или «Льдинка»), что делает акцент на стимуляцию механизмов локализации и фиксации, либо, наоборот, на фоне паттернов, вызывающих сильное возбуждение нейронов зрительного анализатора (игры «Крестики» и «Паучок»), что усиливает избирательное внимание и тренирует выделение объектов из группы.
Игровая задача предусматривает обнаружение, локализацию этих объектов, в том числе с вовлечением слухового анализатора, слежение за объектами, координированные с пространственным положением объектов движения руки с мышкой. Программы, отслеживая реакцию пациента на стимулы, регулируют их размеры и временные параметры (частоту инверсии, скорость движения).
В программах для восстановления бинокулярных зрительных функций пациент имитирует предметную деятельность в виртуальном пространстве, адаптируемом к особенностям его зрения за счет разделения полей зрения и подбора такого характера и степени диссоциации изображений для правого и левого глаза, при которых обеспечивается совместная работа обоих глаз. Индивидуально подбираемыми параметрами изображений для того и другого глаза при этом являются яркость и контраст объектов для каждого из глаз, их размеры, форма и взаимное расположение, вид и параметры модуляции названных свойств по времени [9].
Существуют ряд других компьютерных программ для восстановления и развития зрительных функций, например, программа для восстановления бинокулярного зрения «Маленький волшебник», для лечения амблиопии высокой и средней степени «Крабик».
В заключении можно сделать вывод, что современные информационные технологии - одна их самых успешно развивающихся отраслей в мире, и в офтальмологии она, как и во многих других видах деятельности занимает высокое положение. Использование специальных компьютерных программ призвано эффективно и в короткие сроки способствовать восстановлению аккомодационной способности зрения.
Список литературы:
1 Чинёнов, И.М., Заболевания глаз у детей [Текст] // Детская больница. – 2011. – № 3. – С. 64-65.
2 Арутюнова, О.В. Восстановительная офтальмология как одно из направлений восстановительной медицины [Текст] // Материалы I Всероссийского съезда врачей восстановительной медицины. – 2017. – № 1. – С. 16.
3 Кизеев, М.В. Оценка эффективности комплексных реабилитационных мероприятий у детей и подростков с аномалиями рефракции в виде миопии, гиперметропии, спазма аккомодации [Текст] / М.В. Кизеев, С.Ю. Ершова, В.С. Красногорская, С.Б. Антипина, Н.Н. Нежкина // Курортная медицина. – 2016. – № 2. – С. 179-181.
4 Еременко, А.П. Современное комплексное лечение близорукости с санаторной реабилитацией [Текст] / А.П. Еременко, Р.Р. Четыз, А.Х. Каде, Ф.З. Гиш // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 6. – С. 59 - 61.
5 Молоканова Е.В. Миопия: причины и профилактика [Текст] / Е.В. Молоканова, Ю.С. Мусихина, О.И. Ипатова, Я.В. Редькина // Cовременные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7. – С. 115-117.
6 Матросова, Ю.В. Этиопатогенез, клиника и методы лечения больных с амблиопией [Текст] // Офтальмологический журнал. – 2010. - №3. – С. 25-29.
7 Беляев, А.Ф., Яковлева, А.М. Математическая формализация и параметризация видеокомпьютерной коррекции зрения [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. – 2014. – № 6. – С. 1849-1850.
8 Белозеров, А.Е. Разработка и внедрение компьютерных функциональных методов в офтальмологии [Текст]: дис. ... д-р биол. наук: / Белозёров Александр Евгеньевич. – М., 2003. – 285 с.
9 Технологии зрения – Интернет портал. Офтальмологические программы для лечения зрения у детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.t-zrenie.ru/deti/category/apparatnoe-lechenie/kompjuternye-programmy (Дата обращения: 24.12.2017).
1 Научный руководитель: Карякина О.Е. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова