ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИКИ

Хакимова И.Р. 1, Седакова В.И. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших этапов в жизни человека является его личностное самоопределение, выбор будущей профессии. Успешность человека в той или иной профессиональной деятельности зависит от ряда факторов. Обучающемуся необходимо понимать свои возможности и требования, которые должны соответствовать его роду деятельности. В силу своих возможностей, человек не всегда может реализовать себя в выбранной профессии. Это происходит тогда, когда обучающийся при выборе профессии имеет ложное представление о ней. Для того чтобы избежать проблем данного рода, в курсе основной школы проводится профориентационная работа со школьниками посредством предпрофильной подготовки. Особенности предпрофильной подготовки раскрываются в нормативных документах, главным из которых является «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Предпрофильная подготовка в процессе изучения математики имеет прикладную направленность. Впервые термин «прикладная направленность обучения математики» было введено Фирсовым В.В. в 1974 году, что означало «целенаправленную содер­жательную и методологическую связь школьного курса математики с практикой, что предполагает введение в школьную математику специфических моментов, харак­терных для исследования прикладных проблем матема­тическими методами» [4, с. 232].

В своей работе Щербатых С.В. провел сравнительно-сопоставительный анализ существующих к настоящему моменту определений «прикладной направленности» и выделил общие родовые признаки и функции, которые мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Прикладная направленность обучения математике

Общие родовые признаки определений

Функции

  • связь школьного курса с практикой;

  • мировоззренческая;

  • применение математики в смежных дисциплинах;

  • мотивирующая;

  • важность математики для описания процессов реальной действительности;

  • развивающая;

  • ориентация содержания и методов обучения на применение математики.

  • социальная.

Ориентируясь на определение «прикладной направленности обучения математики» сделаем вывод о том, что средством ее реализации являются задачи, содержание которых соответствуют заявленному определению.

По мнению ученых (Терешиной А.Н., Мордковича А.Г.) прикладной задачей считается задача, поставленная вне математики, но решаемая математическими средствами.

Реализация системы прикладных задач по математике должно быть подчинено достижению следующих целей и соответствующих дидактических принципов:

  • мотивация введения новых математических понятий и методов;

  • иллюстрация учебного материала, закрепление и углубление знаний по предмету;

  • целеустремленное составление и анализ математических моделей реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступном для обучающихся уровне;

  • отбор данных, нужных для решения задачи, прикидка их необходимой точности и выбор заранее не заданного метода исследования;

  • составление задач, решение с помощью предварительного вывода аналитических зависимостей;

  • составление задач, требующих для своего решения привлечения знаний из различных других дисциплин.

Реализация перечисленных принципов позволяет разработать такую систему прикладных задач, использование которой в процессе обучения математике позволит организации предпрофильной подготовки.

Наиболее полную характеристику сути профессиональной направленности в процессе обучения математики дает Махмутов Д.И.: «Профессиональная направленность обучения матема­тике заключается в своеобразном использовании педа­гогических средств, при котором обеспечивается усво­ение учащимися предусмотренных программой знаний, умений и навыков. В то же время успешно формирует­ся интерес к осваиваемой профессии, ценностное от­ношение к ней, профессиональные качества личности. Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности преподавания, явля­ются как элементы содержания обучения, способы его структурирования, так и компоненты приёмов, методов и форм обучения» [2, с. 63].

Предпрофильная подготовка, основанная на реализации прикладной направленности школьного курса математики, что в практике обучения математике выражается в использовании прикладных задач, наиболее успешно способствует выбору обучающемуся соответствующих направлений в дальнейшем обучении.

Список используемой литературы

  1. Бердин, Р.Д. К вопросу о профессиональном самоопределении и профориентацинной работе [Текст] / Р.Д. Бердин // Инновационная наука. 2015. – №4-3. – С. 145-146.

  2. Махмутов, М.И. Принцип профессиональной на­правленности обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и прак­тике. – Челябинск: ЧПУ, 1985. – с. 286.

  3. Терешина, А.Н. Прикладная направленность школьного курса математики [Текст] / А.Н. Терешина. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

  4. Фирсов, В.В. О прикладной ориентации школьного курса математики [Текст] / В.В. Фирсов // Углубленное изучение алгебры и анализа; сост. С.И. Шварцбурд, О.А. Боковнев. – М.: Просвещение, 1977. – С. 215-239.

  5. Щербатых С.В. Методологические основы профессионально-прикладной навпраленности обучения математике в условиях профилизации общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Щербатых // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2013. – №3. – С. 283-286.

Просмотров работы: 147