Предпрофильная подготовка в процессе изучения математики имеет прикладную направленность. Впервые термин «прикладная направленность обучения математики» было введено Фирсовым В.В. в 1974 году, что означало «целенаправленную содержательную и методологическую связь школьного курса математики с практикой, что предполагает введение в школьную математику специфических моментов, характерных для исследования прикладных проблем математическими методами» [4, с. 232].
В своей работе Щербатых С.В. провел сравнительно-сопоставительный анализ существующих к настоящему моменту определений «прикладной направленности» и выделил общие родовые признаки и функции, которые мы отразили в таблице 1.
Таблица 1. Прикладная направленность обучения математике
Общие родовые признаки определений |
Функции |
связь школьного курса с практикой; |
мировоззренческая; |
применение математики в смежных дисциплинах; |
мотивирующая; |
важность математики для описания процессов реальной действительности; |
развивающая; |
ориентация содержания и методов обучения на применение математики. |
социальная. |
Ориентируясь на определение «прикладной направленности обучения математики» сделаем вывод о том, что средством ее реализации являются задачи, содержание которых соответствуют заявленному определению.
По мнению ученых (Терешиной А.Н., Мордковича А.Г.) прикладной задачей считается задача, поставленная вне математики, но решаемая математическими средствами.
Реализация системы прикладных задач по математике должно быть подчинено достижению следующих целей и соответствующих дидактических принципов:
мотивация введения новых математических понятий и методов;
иллюстрация учебного материала, закрепление и углубление знаний по предмету;
целеустремленное составление и анализ математических моделей реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступном для обучающихся уровне;
отбор данных, нужных для решения задачи, прикидка их необходимой точности и выбор заранее не заданного метода исследования;
составление задач, решение с помощью предварительного вывода аналитических зависимостей;
составление задач, требующих для своего решения привлечения знаний из различных других дисциплин.
Реализация перечисленных принципов позволяет разработать такую систему прикладных задач, использование которой в процессе обучения математике позволит организации предпрофильной подготовки.
Наиболее полную характеристику сути профессиональной направленности в процессе обучения математики дает Махмутов Д.И.: «Профессиональная направленность обучения математике заключается в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программой знаний, умений и навыков. В то же время успешно формируется интерес к осваиваемой профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности. Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, способы его структурирования, так и компоненты приёмов, методов и форм обучения» [2, с. 63].
Предпрофильная подготовка, основанная на реализации прикладной направленности школьного курса математики, что в практике обучения математике выражается в использовании прикладных задач, наиболее успешно способствует выбору обучающемуся соответствующих направлений в дальнейшем обучении.
Список используемой литературы
Бердин, Р.Д. К вопросу о профессиональном самоопределении и профориентацинной работе [Текст] / Р.Д. Бердин // Инновационная наука. 2015. – №4-3. – С. 145-146.
Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. – Челябинск: ЧПУ, 1985. – с. 286.
Терешина, А.Н. Прикладная направленность школьного курса математики [Текст] / А.Н. Терешина. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
Фирсов, В.В. О прикладной ориентации школьного курса математики [Текст] / В.В. Фирсов // Углубленное изучение алгебры и анализа; сост. С.И. Шварцбурд, О.А. Боковнев. – М.: Просвещение, 1977. – С. 215-239.
Щербатых С.В. Методологические основы профессионально-прикладной навпраленности обучения математике в условиях профилизации общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Щербатых // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2013. – №3. – С. 283-286.