Арктику и Крайний Север можно характеризовать экстремальными климатическими условиями и богатством сырьевой базы. К числу разрабатываемых месторождений в условиях Крайнего Севера относятся алмазодобывающие предприятия. Удаленность данных территорий от промышленных центров и инфраструктуру делает необходимым применение вахтового метода организации труда [3].
На алмазодобывающих производствах требуются специалисты различных профессиональных групп, одной из наиболее многочисленных должностей является водитель. Водители, машинисты на месторождениях занимаются не только перевозкой персонала, но также строительством дорог карьера, перевозкой руды из карьера до обогатительной фабрики и т.д. Труд водителей и машинистов в горнодобывающей промышленности отличается высокой интенсивностью и сложностью, в связи с чем необходимо оптимизировать профессиональный отбор на данную должность в части дополнительного изучения профессионально важных качеств данных водителей и подбора соответствующих методик психодиагностики [7].
На алмазодобывающем производстве заняты водители следующих профессий: машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист автогрейдера, машинист насосных установок, водители внедорожных самосвалов. По характеру деятельности всех водителей можно разделить на две большие группы: машинисты автогрейдера и водители внедорожных самосвалов (Белазов и т.п.). К перечисленным группам водителей предъявляются разные психологические требования, соответствующие характеру выполняемой ими деятельности [8].
Цель исследования - сравнительный психологический анализ деятельности машинистов автогрейдера и водителей внедорожных самосвалов для определения особенностей профессионально важных качеств специалистов обеих групп и оптимизации системы профотбора.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели проведено исследование на алмазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового периода 14 дней / межвахтового - 14 дней; 12 часовые смены: дневные и ночные), в котором приняло участие 38 водителей, из них 16 - водители внедорожных самосвалов и 22 - машинисты автогрейдера. Средний возраст 41,37±9,107. Средний стаж в должности 10,6±8,261.
Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, которое было направлено на изучение неблагоприятности профессиональных, климатических и социально-бытовых условий.
Обзорная характеристика профессиональной деятельности водителей показал, что в функциональные обязанности водителя автогрейдера входит планировка дорог, перемещение сыпучих материалов и грунта, укатка дорожного полотна, другие работы с применением навесного оборудования. Машинисты находятся в непосредственном подчинении у руководителя, несут ответственность за выполнение должностной инструкции [1].
В должностные обязанности водителя самосвала БелАЗ входит вывоз горной массы из карьера строго по путеводному листу, ремонт машины в случае неисправности. Водители находятся в подчинении начальников завода, кроме того они должны соблюдать правила дорожного движения и правила технической эксплуатации автомобилей [2].
Существуют общие и различные профессиональные функции, задачи и действия перечисленных групп водителей (таблица1):
Таблица 1 - Характеристика профессиональной деятельности
Машинисты автогрейдера |
Водители внедорожных самосвалов |
Общие задачи: 1. Соблюдение правил внутреннего распорядка в организации 2. Непосредственное подчинение вышестоящему руководителю 3. Соблюдение требований безопасности труда 4. Отслеживать техническую исправность машины 5. Соблюдение требований пожарной безопасности 6. Соблюдение правил дорожного движения в соответствии с выполняемой задачи
|
|
Отличительные функции и задачи |
|
Работа на объекте, с целью выполнения поставленной руководством задачи (профилирование, планирование земляного полотна, распределение дорожно-строительных материалов) |
Соблюдение скоростного режима в разных условиях |
Установка рабочего оборудования в исходное положение перед началом работы в соответствии с заданием |
Преодоление неблагоприятных трудовых, средовых воздействий во время движения |
Управление положением рабочего оборудования во время проходов машины |
Следование путеводному листку и временному нормированию |
Первичная установка в пространстве отвала при различных видах работ и обработке грунта[6] |
Совершение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с правилами |
Управление рабочим оборудованием в процессе всех проходов |
Перевозка груза к месту разгрузки автомобилей-самосвалов |
Профессия водителя по Е.А. Климову относится к типу «Человек-техника», труд работников связан в первую очередь с обслуживанием и использованием технических объектов. Изучение характеристики орудий и средств труда профессии водителей показал: использование машины / технического средства является основным орудием труда у обеих групп. К средствам труда можно отнести систему звуковых и знаковых сигналов во время производственных работ (флажки, ограждения и обозначения опасных зон знаками безопасности и т.д.) у машинистов автогрейдера и систему звуковых и знаковых сигналов во время производства погрузочно-разгрузочных работ и передвижения водителей самосвала.
Общую характеристику условий труда можно поделить на микроклиматические условия труда, производственные факторы, социальные и социально-психологические условия труда [4].
Работа водителей, занятых в алмазодобывающей промышленности в условиях Крайнего Севера, на открытом воздухе, основное место работы - кабина машины.
Условия Крайнего Севера предполагают высокую влажность, перепады барометрического давления, низкую температуру зимой.
К неблагоприятным производственным факторам можно отнести шум, вибрация, химические факторы, низкая освещенность, монотония и статические физические нагрузки, повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны
Социально-психологические условия характеризуют нервно-психологическое напряжение, индивидуальная работа и ответственность за результат труда, вынужденный круг общения, информационная истощенность.
Режим труда включает в себя периодичность трудовой работы (дневная, ночная смены); продолжительность смены 12 часов; вахтовый метод организации труда: вахтовый период - 14 дней / межвахтовый- 14 дней.
Опрос сотрудников показал, что среди производственных факторов наиболее неблагоприятными являются следующие (максимальная оценка 5 баллов):
1) шум (2,37±1,478),
2) вибрация (2,50±1,538),
3) физические нагрузки (1,74±0,978),
4) монотония и статические физические нагрузки (1,92±1,217),
5) повышенная температура поверхности оборудования (1,55±1,108),
6) повышенная и пониженная температура рабочей зоны (1,82±1,087),
7) нет возможности выбора коротких перерывов во время работы (2,13±1,510).
Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью (общие для обеих групп), можно охарактеризовать следующими показателями:
- острота зрения;
- высокий уровень развития произвольного и непроизвольного внимания;
- способность к цветоразличению;
- способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее;
- принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем;
- выносливость.
Таким образом, основные различия групп профессий заключается в специфике, выполняемых производственных задач, функций и действий. Деятельность машинистов связана больше с управлением техники, выполнением сложных, маневренных проходов в определенной местности, с поставленной целью, функционал водителя внедорожного самосвала необходимо связан в первую очередь с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, выполнением плана и временного графика [5].
Условия, в которых работают машинисты автогрейдера и водители внедорожного самосвала сходны, неблагоприятные производственные факторы тоже, поэтому для оптимизации системы подбора необходимы профессионально важные качества и компетенции, отвечающие функциональным особенностям водителей.
На основе психологического анализа видов профессий водителя нами составлен перечень профессионально важных качеств. Существуют общие качества, отвечающие базовым требованиям профессии, и различные, связанные со спецификой деятельности (таблица 3).
Таблица 3 - Перечень профессионально важных качеств
Машинист автогрейдера |
Водители внедорожных самосвалов |
Общие ПВК |
|
1. Нервно-психическая устойчивость - способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности (Методика определения нервно-психической устойчивости, риска, дезадаптации в стрессе «Прогноз»). 2. Внимательность - свойство сознания, основанного на повышенной концентрации внимания, его сосредоточенности и устойчивости (Таблицы Шульте - переключаемость внимания, Счет по Крепелину - устойчивость внимания). |
|
3. Оперативное мышление - процесс решения практических задач, который осуществляется на основе моделирования оператором объектов трудовой деятельности с целью формирования плана операций для достижения поставленной цели (таблицы Шульте). 4. Техническое мышление - это множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью (тест Беннета). |
|
Различные |
|
5. Направленность на процесс - осуществление определенных операций, соблюдение технологий и выполнение действий, которые или не имеют видимого финала, или человек на этот финал не может оказывать влияния в полной мере |
5. Направленность на результат - стремление к получению конкретных результатов вместо планирования времени, отведенного на те, или иные процессы |
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной - ориентация на процесс / результат. |
|
6. Автономность - социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности. (Одиннадцать личностных факторов(шкала независимость)) |
|
Также нами составлена модель профессиональных компетенций, необходимых для эффективного осуществления деятельности водителей (таблица 4). Компетенции персонала оцениваются специалистом с помощью качественных методов (например, кейсы, наблюдение при собеседовании).
Таблица 4 - Модель профессиональных компетенций
Машинист автогрейдера |
Водители внедорожных самосвалов |
1. Стрессоустойчивость - решая трудные задачи или подвергаясь давлению обстоятельств, остается эффективным, сохраняет спокойствие, не раздражается и не впадает в панику |
|
2. Адаптивность - работает эффективно в дневные и ночные смены, быстро включается в работу после межвахтового периода |
|
3. Способность быстро принимать решения в наглядно воспринимаемой ситуации - быстро принимает решения в условиях меняющихся производственных задач |
|
4. Хорошие двигательные навыки - автоматизированное управление действиями
|
4. Способность сравнивать размеры трехмерных объектов - успешно справляется с управлением машины с большими габаритами |
5. Переключаемость внимания - качественно выполняет сменные производственные задания
|
5. Способность к долгой концентрации внимания - внимательно следит за процессом переезда, соблюдая правила дорожного движения, учитывая дорожные трудности |
Итак, деятельность 1 группы (машинистов автогрейдера) связана больше с управлением техники, выполнением сложных, маневренных проходов в определенной местности, функционал 2 группы (водителя внедорожного самосвала) связан с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с соблюдением плана и временного графика.
Для первой группы выделены следующие профессионально важные качества, как стрессоустойчивость, адаптивность, хорошие двигательные навыки, переключаемость внимания, способность быстро принимать решения в наглядно воспринимаемой ситуации, способность. Для второй группы профессий: стрессоустойчивость, адаптивность, способность быстро принимать решения в наглядно воспринимаемой ситуации, способность сравнивать размеры трехмерных объектов, способность к долгой концентрации внимания.
Профессионально важные качества измеряем психдиагностичскими методиками, а компетенции - при собеседовании качественными методами.
Список литературы:
1. Должностные инструкции // Информационный портал «Каус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kaus-group.ru/knowledge/duty/material/112/. (Дата обращения 22.11.2017).
2. Инструкция водителя самосвала // Информационный портал RU Форма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruforma.info/instrukcija/33497.htm. - (Дата обращения 22.12.2017).
3. Картамышева Н.С., Вахрушин И.А., Перевала М.Н., Трескова Ю.В. Проблемы добычи нефти и газа в условиях крайнего севера // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 845-848.
4. Корнеева Я.А. Адаптационные стратегии в профессиональной деятельности работающих вахтовым методом на Крайнем Севере: дис. ... канд. психолог. наук. - Архангельск, 2012. - 212 с.
5. Организация работы машиниста автогрейдера // Информационный портал Строй-Техника.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stroy-technics.ru/article/organizatsiya-raboty-mashinista-avtogreidera. - (Дата обращения 22.12.2017).
6. Подготовка автогрейдера к работе и управление им во время работы // Информационный портал Строй-Техника.ру [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://stroy-technics.ru/article/podgotovka-avtogreidera-k-rabote-i-upravlenie-im-vo-vremya-raboty. - (Дата обращения 22.12.2017).
7. Работа и доступные вакансии в Арктике// Информационный портал VisaSam.ru [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://visasam.ru/emigration/rabota/rabota-v-arktike.html. - (Дата обращения 22.11.2017).
8. Симонова H.H. Психологическая классификация профессий, востребованных при вахтовом труде в условиях Крайнего Севера // Вестник Поморского университета. - 2009. - № 1. - С. 144-147.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-6409.2018.6).