Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности
Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ.
Социальная жизнь объективно организована таким образом, что все социальные образования (институты, общности, группы, коллективы) вступают в непосредственные отношения и взаимодействуют друг с другом. Вследствие этого любая социальная общность является результатом процессов. Процессы социального взаимодействия и социальных отношений являются важным и необходимым объектом изучения и анализа, позволяющим успешно управлять обществом, социальными институтами, воинскими коллективами.
Актуальность исследования определяется тем, что процесс развития не стоит на месте, развиваются все сферы жизнедеятельности человека, претерпевает изменение и общество в целом. Изучение и анализ социальных групп, социальных общностей является одной из важнейших проблем современной социологии.
Объектом исследования данной работы являются социальные группы и социальные общности.
Предмет исследования: характеристика и определение места и роли социальных общностей и социальных групп в системе социальных отношений.
Цель исследования заключается в определении роли социальных общностей и социальных групп в обществе, являющихся результатом социального взаимодействия и социальных отношений.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные виды социальных групп и массовых общностей;
- изучить интеграционные процессы больших и малых групп;
- раскрыть сущность социальных общностей и дать их классификацию;
- определить роль социальных групп и общностей в жизни общества.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплине: «Политология. Социология», «Философия», «Культурология». Данная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.
Социальные группы. Их сущность и разновидности.
Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:
устойчивость, продолжительность существования;
определенность состава и границ;
общая система ценностей и социальных норм;
осознание своей принадлежности к данной социальной общности;
добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);
объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);
способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.
В соответствии с определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели — вернуть продавца на его рабочее место. Агрегация превращается в группу.
Вместе с тем перечисленные нами группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами.
Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируются устойчивое членство группы и границы социального контроля.
Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого, является деятельность лидера и органов управления групповой деятельности. Лидер группы необходим не только для координации деятельности отдельных членов группы и контроля. Лидер есть личностно-ролевое воплощение и олицетворение интересов группы как социального субъекта, ее целостности. Функция лидера — это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражают именно эту групповую солидарную задачу, функцию.
Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.
Лидер наделяется властью, которая существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, «суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие». Уступки, на которые идет каждый участник группы, подчиняясь властным решениям лидера, имеют смысл, будут им признаны обоснованными в тех случаях, когда эта власть обеспечивает индивидам возможность выступать как единое целое и получать от этого ожидаемое вознаграждение.
Лидерство может быть так формальным, так и неформальным. В неформальной (малой) группе лидер, естественно, неформальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно диффузный, расплывчатый характер (например, лидер компании друзей).
В формальной группе зачастую существует проблема соотношения формального, официально наделенного властью руководителя и неформального авторитета, выразителя групповых мнений, интересов.
Не всегда отношения формального и неформального лидера строятся по схеме конкуренции. Во-первых, подчас неформальным лидером является лидер «эмоциональных симпатий», лидер общественного мнения, которые не являются конкурентами руководителя, хотя и могут оказать на него серьезное воздействие, заставить корректировать свое поведение.
Иногда неформальный лидер (к примеру, крупный ученый) фактически сохраняет за собой лидерские позиции, но формально они отходят к его ученику — при решении всех важных вопросов он ориентируется на мнение своего учителя.
Неформальное и формальное лидерство — это два разных социальных явления. Прежде всего, неформальный лидер опирается на неформальную структуру отношений между людьми, его задачи воздействия на ситуацию диффузны; он выражает преимущественно интересы самих участников группы изнутри, а ответственность за последствия действий снижена.
Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, принимает решения, сообразуясь с множеством различных обстоятельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководитель всегда осмысливает группу в более широком макроконтексте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотноше-ний между сотрудниками.
Функциональные особенности лидера в разных группах различны. В неформальной группе друзей лидер не может быть авторитарным, тем более деспотичным, в отличие от формального лидера — руководителя; лидер научного коллектива по определению не может вести себя со своими подопечными так, как это позволено начальнику коллектива малоквалифицированных работников; лидерство в военном коллективе по определению будет отличаться от лидерства в группе актеров и т.п.
Тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде, т.е. должен соответствовать социально-исторической, социокультурной ситуации.
Обладая властью, авторитетом, лидер в немалой степени способен сформировать новые образцы поведения в группе, создать определенную культуру организации общества. Поддерживая людей, поведение которых пусть в чем-то непривычно для группы, но более адекватно новым условиям,
формируя во многом культуру группы, лидер тем самым формирует «дух группы, деловую и организационную культуру ее членов».
Важное условие функционирования группы как системы институализированных солидарных связей — формирование групповых деиндивидуализированных норм солидарных отношений и группового контроля за их осуществлением.
В различных группах формируются различные нормы солидарного поведения. Степень реализации взаимопомощи, взаимной поддержки, готовности руководителя защитить своего работника, готовности быть верным своим обычаям и т.д. в решающей степени зависит от уровня группового контроля за личностью, соответствием ее поведения определенным нормам, стандартам.
Таким образом, для функционирования устойчивой системы солидарных взаимодействий нужен групповой контроль в различных его видах, который с помощью группового «надзора» за поведением членов группы, а также позитивных или негативных санкций становится дополнительным гарантом внутри групповой солидарности, выполнения групповых норм и стандартов поведения, препятствует действиям, разрушающим единство, солидарность участников групп.
Не случайно самый высокий уровень групповой интеграции достигается при очень высоком уровне контроля (секты, касты, формальная организация).
Групповой контроль оказывается главным условием развития конформизма (добровольного или принудительного). Групповой контроль на время способен преодолеть дезинтеграционное воздействие малой авторитетности группы для некоторых ее участников. Этот контроль может осуществляться в виде внешнего контроля группы за личностью (общественное мнение): одобрение или критика, уклонение от сотрудничества или поощрение. Он может быть выражен слабо или сильно (выговор, увольнение с работы). Наличие внешнего контроля, его своевременность, функциональная точность — важнейшее условие и свидетельство развитости группы как целостного социального организма.
Особую роль играет самоконтроль — видоизмененная форма внешнего контроля группы, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Основной механизм самоконтроля — это включение своего «Я» в «Мы». Ведущие формы самоконтроля — это чувства совести, вины и стыда перед товарищами, внутреннее раскаяние и т.д. Важным индикатором отношения личности к группе является глубина ее переживаний и раскаяния за проступки перед «Мы». Однако люди могут стремиться избегать нареканий со стороны группы не только потому, что группа для них высокореферентна, высокозначима. Между восторженным отношением к группе и полным пренебрежением ею существует множество промежуточных состояний. Вполне возможно, что для человека более референтна другая группа, но он не уверен, что будет принят в нее, поэтому остается в прежней группе где гарантированы определенные вознаграждения. В результате возникает и определенный уровень самоконтроля — обусловленный скорее не столько чувством совести, а опасением быть выдворенным из группы и лишиться пусть и не самой эффективной, но гарантированной поддержки своих сотрудников.
Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности – профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп:
социальные группы, которые образованны по аскриптивному (приписному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально – демографические группы и т.п.
статусные (и профессиональные) группы, возникшие в результате социального разделения труда, группы; образованные на основании сходства социального положения, позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учительство, чиновничество, предприниматели и т.д.; целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач — научно-исследовательских, политических, хозяйственных, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обуславливает, как правило, наличие более или менее жесткой форм централизованной системы взаимных прав и обязательств участников группы, контроля над выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функции статусов и ролей работников организации, наличие руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высоко институализированы, что повышает надежное получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп – на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы — непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях — их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы — это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада paбочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить. Как и любая социальная группа, малая группа — это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодействие, хорошее знакомство партнеров друг с другом. Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) — от l до 20—25 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
они носят персонифицированный характер;
у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;
в малой группе эффективно может осуществляться групповой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную реакцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет достоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;
структура малой группы, выработанные в ней статусно-ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нормы в значительной мере неповторимо индивидуализированы, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным особенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в значительной части формируются методом проб и ошибок, «подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству.
Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений.
Связь «личность — общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные группы. Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность.
Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально скрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
достаточно высоким уровнем признания каждым ее участником мнения членов группы (родителей, друзей), их глубоким переживанием;
высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.
В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер.
Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней, и малой (кафедра, отдел, бригада).
Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений. Вторичные отношения — это отнюдь не синоним формальных отношений (вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами, — это вторичные отношения, но неформальные).
В первичных группах отношения между людьми индивидуально-адресные, (к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе).
Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе paзличных учреждений, предприятий, школ, партийных организации и т.д.
Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание социально-значимых черт человеческой психики, как справедливо подчеркивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциальном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10—20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой группе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково придется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каждой из них будут приняты уникальная система норм,
ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта.
В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры.
При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфических моментов культуры в той или иной малой группе. Компании молодежи придерживается определенного стиля одежды, использует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые вариации в рамках молодежи как большой социально-демографической группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особенности, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры рабочего класса.
Достаточно сложной проблемой является интеграция больших групп.
Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегрированной общности.
С другой стороны, можно привести множество примеров высо-коинтегрированных больших социальных групп, в частности, наций, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа.
Конечно, интеграция больших общностей подчиняется обще-социологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая — по более сложной, многоступенчатой.
Есть два момента, которые отличают интеграционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах:
1. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология, идеологическая работа во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осознание участниками малой группы своей общности, единства.
Разрозненные представители той или иной массы, имея совпадающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать контактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу. Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные массы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представления о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в больших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. человеком, способным выработать единую программу действий и сплотить на ее основе многотысячные массы.
Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность, и необходимость объединения, солидарности.
2. Существует мнение, что большая группа не может обеспечить хорошего эффективного группового контроля за выполнением всеми ее
участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения. Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетельствует: такой контроль может быть в той или иной степени достигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные критерии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направленность малой группы.
Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспособность большой группы, ее способностью выступать как единое целое.
Делая вывод, хочется отметить, что социальные группы образуются благодаря какому-то общему признаку: социальное положение, общие интересы или цели, ради которых люди могут объединяться в группы.
Социальные общности. Их сущность и виды.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные группы по следующим трем показателям:
Основные виды социальных общностей:
неустойчивые большие социально-классовые
среднеустойчивые средние социально-этнические
устойчивые малые социально-демографические
формальные социально-профессиональные
неформальные социально-территориальные
Так, по степени устойчивости различают: кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа, митингующая толпа и т.п.); группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и устойчивые общности (такие, как нации или классы).
По размерам тоже выделяют три основные группы. Во-первых, большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.). Во-вторых, средние социальные общности, например, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ и Набережных Челнах и т.п. В-третьих, малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
Наконец, по содержанию социальные общности можно разделить еще на пять групп:
социально-экономические (касты, сословия, классы);
социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);
социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);
социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов и т.д.).
Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам — создают «коллективное единство», которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, несколько любителей футбола — команду, совокупность верующих — религиозную общину, несколько работников — трудовую артель и т. д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей — это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми.
Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» — совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.
Основными видами социальных общностей являются:
1) социальная группа;
2) номинальная общность;
3) социальная организация (организованная группа);
4) массовая общность (квазигруппа);
Номинальная общность — это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т. п., но никогда не вступать по взаимодействие друг с другом. Термин «номинальная общность» существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним «социальный агрегат».
Специалисту, занимающемуся изучением различных социальных феноменов, нередко приходится связывать внешне никак не связанные явления в единое целое, чтобы понять общую закономерность. Например, но всех регионах России (районах Москвы) существуют малолетние преступники. Которые совершили одинаковые проступки. В реальной жизни эти дети никак не взаимодействуют и даже не задумываются о существовании друг друга. Исследователь, специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность.
Социальная организация (организованная группа) — совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом.
Социальную организацию иначе называют организованной группой. Данная социальная общность в корне отличается от остальных форм социальных общностей. Здесь уже царят ясность, строгость и порядок. Индивиды объединены внешним образом, но порядок вступления в большинство организаций добровольный. Никто не заставляет молодых людей поступать в институт, но, поступив, вынуждены подчиняться установленным в данном учебном заведении нормам и правилам поведения.
Для социальной организации, как и в большой социальной группе, характерно четкое распределение индивидов по их социальным статусам и ролям. За несоответствие полученному социальному статусу, например, студент может быть отчислен. Отношения между индивидами носят безличный, формальный характер. В то же время наличие особого органа управления позволяет с помощью выработанной системы санкций осуществлять строгий социальный контроль за выполнением членами социальной организации ее должностных обязанностей.
Социальную организацию можно определить как стержень рациональной системы взаимодействия между индивидами, направленный на достижение единой цели. То, что не под силу одному под силу коллективу. Поэтому, если мы возьмем любую сферу жизни, то увидим, что везде результат деятельности коллектива более эффективен, чем отдельного индивида. Чтобы влиять на социальные взаимоотношения в государстве, люди объединяются в политические организации. Иными словами, происходит социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе своего развития с необходимостью принимать форму социальной организации. Анализ различных форм социальных организаций позволяет обществу успешно справляться с возникающими в процессе его развития социальными проблемами.
Массовые общности – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия.
Эти группы имеют следующие отличительные черты:
1) спонтанность образования;
2) неустойчивость взаимосвязей;
3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
4) кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине, или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).
Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.
В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудитории самого разного типа. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения, а также усвоения ею нужной информации является важной в политике, менеджменте, работе средств массовой информации.
Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями
взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:
1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.
3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.
4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы как продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон. Согласно его версии, «коллективное устремление», появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют «коллективные устремления» толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не «заражаются» «коллективным устремлением». Наиболее же подвержены «инфекции» люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями. Теперь уже известно, что идея «коллективного устремления» ошибочна. Поведение толпы — это сумма поведения ее отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося «общественного устремления».
Другим направлением изучения толпы стала теория «возникающих норм», разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г. Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие — пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами их будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать.
Исследования последних лет показали, что теория «возникающих норм» в целом, верно, объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.
Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Итак, социальные круги — это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей. Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (собрание на улице людей, обсуждающих политические события); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества).
Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые обобщают различные мнения, и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга.
Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий.
Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достоянием нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и служит той основой общей заинтересованности, на которой базируются социальные круги. В процессе обмена мнениями, дискуссий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладевая умами, идея призывает к действию, и постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит стимулом к действию. Образовавшаяся группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты формальной организации и превращается в политическую партию. Таким образом, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов.
Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.
Роль социальных групп и общностей в жизни человека.
Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.
Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.
Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками. В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем, распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.
Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. «Ядро» группы формируют те члены, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.
В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д.
Социальные группы — своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент. От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.
Заключение.
Социологический анализ общества – это важнейшая проблема современной теоретической социологии. В настоящее время учеными уделяется много внимания социологическому анализу общества, взаимосвязям и социальным отношениям в нем, его структурным элементам – социальным институтам. Поэтому изучение и анализ социальных групп, социальных общностей является одной из важнейших проблем современной социологии.
Социальные группы и общности - это объединения людей, которые способствуют удовлетворению их потребностей в результате совместных действий.
Социальные общности являются источником саморазвития и самодвижения. Основной формой социальной общности является социальная группа. Социальные группы – это те первичные структурные элементы, которые определяют социальный облик и динамику развития любой науки. Социальные взаимодействия и социальные отношения, которые происходят в них, оказывают сильное влияние на формирование общества и его основных институтов и образований.
Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных связей. Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни общества. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.
Процессы социального взаимодействия и социальных отношений являются важным и необходимым объектом изучения и анализа, позволяющим успешно управлять обществом, социальными институтами, воинскими коллективами.
Список использованной литературы.
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лощакова Д.Г. – М.: ИНФРА – М, 2002.- 304с.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998.-432с
3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издат. Корпорация «Логос»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2000.-382с.
4. Куликов Л.М., Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – Финансы и статистика, 1999. – 336с.
5. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРАМ – М, 2004. – 654с.
6. Социология: Курс лекций /А.А.- Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 1995 - 192 с.
7. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др./Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс 1996.- 461 с.
8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: "Логос", 1997. 304 с.: ил.